Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 19:04

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Присоединяйтесь!
Конкурс ИКТ в КП
Конференция
Шкаф с документами
Конкурсы для детей
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Урок технологии в 9 классе по теме: «Оценка качества детали» (на примере накладного кармана).
Цель урока: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.
Задачи урока:
Образовательная – научить оценивать качество выполнения детали. Закрепить понятия по контролю в изделии.
Коррекционная - развивать мыслительную деятельность (сравнение, анализ, обобщение); развивать моторную деятельность (совершенствовать приемы в пользовании измерительными инструментами и приспособлениями); развивать сенсорную сферу (линейный глазомер).
Воспитательная - воспитывать эстетический вкус, привычку к контролю.
Дидактические средства обучения: ПК, проектор, авторская презентация к уроку «Оценка качества детали», инструкционная карта «Контроль качества кармана», образцы-эталоны кармана, исследуемые детали кармана под шифром, модели изделия (блузки) с накладными карманами; инструменты: металлические линейки, прямоугольные треугольники, булавки.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Технологии: информационно-коммуникационная технология, игровая технология, здоровьесберегающая технология.
Методы: словесные (беседа), наглядные, практические.
Ожидаемый результат.
Формируемые УУД.
Предметные.
Знать: способы и приемы объекта контроля.
Уметь: умение осуществлять контроль в изготовленной детали.
Метапредметные УУД.
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации, оценка и самооценка, рефлексия.
Познавательные: сопоставление, анализ, структурирование необходимой информации.
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в коллективе, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение обосновывать свое мнение по теме.
Личностные: мотивирование своих действий, проявление интереса к учебному материалу, умение провести самооценку.
Структура урока.
I. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности. – 3 мин
Физкультминутка для поддержания общей работоспособности организма.
II. Актуализация. – 15 мин
Физкультминутка для снятия напряжения с глаз.
III. Целеполагание контроля. – 2 мин
IV. Дидактическая игра. Самостоятельная работа по контролю. Оценка учащимися полученных результатов собственной деятельности. – 12 мин
V.Рефлексия деятельности на уроке. Подведение итогов. – 8 мин

Ход урока
I. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности. (3 мин.)
Учитель: Невозможно представить одежду без карманов. Демонстрируется блузка с карманами.
Учитель: Дайте определение кармана. (Ответы учеников.)
Обобщенный вариант определения демонстрируется на экране (слайд 2).
Карман – деталь швейного изделия для хранения мелких предметов или декоративного оформления как женской, так и мужской одежды.
Обращается внимание учеников на качество исполнения карманов в демонстрационном изделии.
Учитель: Чем исполнитель должен руководствоваться при изготовлении карманов, чтобы они были такими красивыми? (Ответы учеников.)
Учитель с помощью вопросов подводит учащихся к ответу, что от исполнителя требуется самоконтроль. Установление связи между самоконтролем и качеством готовой детали.
Учитель: Чем можно измерить качество? Качество готовой детали оценивает контролер. Кто производит оценку качества в ходе изготовления детали? Вы производите самоконтроль при пошиве деталей? (Ответы учеников.)
Учитель: Чтобы осуществить самоконтроль существуют требования, которые излагаются в технических условиях (документе) на изготовление детали.
Физкультминутка для поддержания общей работоспособности организма.
II. Актуализация. (15 мин.)
Словарная работа по теме урока. Закрепление понятий по теме. Учащимся предлагается объяснить значение слов качество, контроль, признак, критерий, симметрия. После обсуждения учитель предлагает краткий вариант значений этих слов (слайд 3).
Качество – степень пригодности чего-нибудь.
Контроль – проверка.
Признак – показатель, по которому можно определить что-нибудь.
Критерий – мерило оценки. Критерий – это признак, на основании которого производится оценка чего-либо.
Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-либо по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости. Чертеж или рисунок может иметь одну или несколько осей симметрии, или не иметь их.
Ученики имеют особенности пространственного восприятия, поэтому требуется соотнести названия элементов кармана с их расположением в пространстве.
Учитель: Перед вами лицевая и изнаночная стороны детали кармана (слайд 4). Как называется элемент кармана под цифрой 1? (Ответы учеников.)
Появляется правильный ответ. Далее следуют те же действия по элементам 2-8. Появляющиеся ответы: 1- верхний край кармана; 2- боковые стороны; 3- застрачивание подгиба; 4- линия середины; 5- нижний край кармана; 6- швы обтачивания углов по боковым сторонам; 7- заутюженные припуски по боковым и нижней сторонам кармана; 8- положение заутюженных припусков в нижних углах кармана (совмещение сгибов под углом 450)
Учитель обращает внимание что есть разные виды симметрии: горизонтальная (слайд 5), вертикальная (слайд 6).

Учитель: Проведите ось симметрии в рисунках (слайд 7). (Ученики выполняют задание на листах, либо у экрана.)
Учитель: Сколько осей симметрии имеет фигура? (слайд 8). (Ученики выполняют задание на листах, либо у экрана.)
Закрепление контролируемых способов действий. На данном этапе урока учащиеся выполняют манипуляции с образцом-эталоном детали кармана, связывая свои действия с демонстрируемыми действиями над виртуальным образцом на экране. Происходит активизация мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение) и улучшение зрительно-моторной координации, необходимых для выполнения работы.
Выделяются контролируемые признаки: симметричность формы детали, ровнота краев детали, размеры детали, качество строчки, швов, ВТО. По контролируемым признакам устанавливаются критерии качества. Критерии качества по признакам отражены в графической и текстовой форме. В случае затруднений объясняемых действий учениками, учитель подводит их к желаемому результату, используя анимационную подсказку на экране.

Учитель: Выделим семь приемов контроля качества кармана. Качественную работу будем обозначать знаком +, а некачественную - знаком –.
1-й контролируемый признак - симметричность формы кармана (слайды 9 - 14). Наш карман прямоугольный? В прямоугольнике противоположные стороны симметричны и параллельны? (Ответы учеников.)
Учитель: Покажите линию середины в кармане на образце-эталоне. Для чего мы отмечаем линию середины в кармане? (Ответы учеников.)
Учитель: Как, используя линию середины, проверить симметричность детали? (Ответы учеников.)
Учитель: Продемонстрируйте это на образце-эталоне. Критерий качества по данному признаку - при складывании детали вдоль линии середины должны совпадать все части обеих половин. Сравните ваши действия и ответы с изображением на экране (слайд 9-10).
Демонстрация слайдов 9-10 с анимацией - перегибание по линии середины кармана. Возможно многократное проигрывание анимации слайда 10, используя встроенный проигрыватель.
Учитель: Перегните деталь кармана и совместите концы линии середины по верхней и нижней сторонам кармана. Сравните ваши действия и ответы с изображением на экране (слайд 11-12).
Демонстрация слайдов 11-12 с анимацией - совмещение концов линии середины. Возможно многократное проигрывание анимации слайда 12 используя встроенный проигрыватель.
Учитель: Что общего в способе перегибания с совмещением концов линии середины со способом перегибания по линии середины? (Ответы учеников.)
Учитель должен подвести учащихся к обобщению, что в обоих случаях стороны и углы половинок совместились, а значит деталь симметрична. Учитель предлагает ученикам выбрать складывание по линии середины.
Учитель: Был выбран только один из приемов проверки симметричности. При этом стороны и углы совпали. В этом случае с помощью прямоугольного треугольника проверяют, чтобы размер угла был 90°.
Ученики осуществляют проверку. После нее демонстрируются действия при проверке (слайд 13). Верхние и нижние углы должны быть по 900. На слайде 13 (слева- эталон, справа – образец с дефектом). Качественную работу обозначаем знаком +.
Учитель: На слайде 13 (справа) некачественная работа обозначена знаком –. В чем проявляется дефект? (Ответы учеников.)
Подсказка на слайде. Несовпадение боковых сторон выделено мигающим прямоугольником.
Учитель: Следующий дефект. Посмотрите на слайд, в чем он проявляется? (Ответы учеников.)
Подсказка на слайде. Нижний угол не соответствует 900 - это выделено миганием.
Учитель: 2-й и 3-й контролируемый признаки - соответствие размеров и ровнота краев кармана (слайд 14).
На слайде: слева - эталон, сложенный по боковым сторонам; справа – эталон, сложенный по верхней и нижней сторонам, измеряемые линейкой, под ними +.
Учитель: В эталоне-образце длина кармана 16 см, ширина кармана 14 см. Критерий качества по данному признаку: размер кармана по длине и ширине не должен превышать ±2мм. Мы установили, что деталь кармана симметрична и прямоугольна. Надо ли измерять все четыре стороны детали кармана? (Ответы учеников.)
Учитель фиксирует внимание учащихся, что достаточно измерить по одной из противоположных сторон.
Учитель: Если измерение сторон отклоняется больше, чем на 2 мм, то эта деталь некачественная. Одновременно с измерением линейкой проверяется ровнота краев. При наложении края линейки на край детали устанавливается отклонение от прямой линии. Покажите это действие. (Показывают учащиеся.)
Учитель: 4-й контролируемый признак - ширина подгиба по верхнему краю кармана (слайды 15-18). Примените свойство симметричности прямоугольного кармана для проверки ширины подгиба. Покажите его применение на образце-эталоне. (Показывают учащиеся.)
Учитель: сверим свои действия с изображением сравнения подгиба по краям на экране (слайд 15). Первый шаг - складывают боковые стороны подгиба и проверяют их равенство. Подгибы по боковым сторонам равны. На картинке справа дефект. В чем он проявляется? (Ответы учеников.)
На слайде 15 (справа) несовпадение подгибов по боковым сторонам обозначено стрелками, находящимися на разном уровне, что говорит о разной ширине подгиба.
Учитель: второй шаг - сравнивают край с серединой (слайд 16). Одну из боковых сторон прикладывают к подгибу в центре по линии середины и проверяют равенство. На слайде справа стрелки, обозначающие край подгиба, находятся на разном уровне. Это дефект.
Сформулируем критерий качества по данному признаку. Закончите фразу: «Ширина подгиба должна быть …..(одинаковой по всей длине)».
Физкультминутка для снятия напряжения с глаз.
Учитель: 5-й контролируемый признак - качество верхних углов (слайд 17). Посмотрим на швы обтачивания углов кармана. Какие причины появления дырок в углах кармана? (Возможные ответы учеников: не закреплена строчка, высекание припусков шва в углах кармана сделано неаккуратно).
Учитель: Назовите требования к качеству обтачного шва. (Возможные ответы учеников: шов должен быть ровным и не распускаться, шов должен быть выправлен и расположен точно на сгибе, должна отсутствовать слабина в шве).
Учитель: Как проверить прилегание слоев ткани в обтачном шве? (Возможные ответы учеников: взяв пальцами деталь по разные стороны от шва и слегка потянув в разные стороны, убедиться, что слои ткани не расходятся).
Учащиеся проговаривают критерии качества по данному признаку (слайд 17): отсутствие дырок в углах кармана, расположение внутренних швов точно на сгибе, выправление углов и внутренних швов, плотность соприкосновения слоев ткани во внутренних швах.
Учитель: 6-й контролируемый признак - застрачивание подгиба в кармане (слайд 18). Как вы понимаете, что такое качественная строчка? (Ответы учеников).
Если возникают затруднения с ответом, то задаются дополнительные вопросы: Какие требования были к качеству строчки при обработке ранее выполняемых вами изделий? Натяжение нитей с обеих сторон одинаковое? Концы строчки закреплены? Строчка ровная?
Учитель: Какие требования предъявляются к качеству строчки при застрачивании подгиба? (Ответы учеников).
Если возникают затруднения с ответом, то задаются дополнительные вопросы. Строчка параллельна подогнутому краю? Строчка на заданном расстоянии от подогнутого края?
Учащиеся проговаривают критерии качества по данному признаку (слайд 18): параллельность строчки подогнутому краю (ширина шва 1-2 мм), закрепление строчки на концах, качество строчки.

Учитель: 7-й контролируемый признак - качество влажно-тепловой обработки (ВТО) кармана (слайд 19). Как может быть испорчено изделие при ВТО? (Возможные ответы учеников: если на детали есть опал, то она испорчена. Этот дефект неустраним. Требуется выкраивание и пошив новой детали).
Учитель: В чем проявляется опал? (Возможные ответы учеников: в изменении цвета ткани, в нарушении структуры ткани).
Учащиеся проговаривают критерии качества по данному признаку (слайд 19): отсутствие опалов, отсутствие заминов, складок, морщин. Заутюженные припуски должны прилегать плотно.
III. Целеполагание контроля. (2 мин)
Учитель:
Много больше будет прока,
Если знаешь цель урока!
Будет меньше канитель,
Если четко видишь цель!
Учащиеся предлагают варианты цели предстоящей деятельности и под руководством учителя формулируется цель урока: произвести оценку детали на качество исполнения.
IV. Дидактическая игра по оценке качества детали. Оценка учащимися полученных результатов собственной деятельности. (12 мин)
Учитель: Представьте, что вы ученик школы экспертов. Перед вами стоит задача оценить качество детали по всем критериям согласно инструкционной карты. По завершению работы вы получите доступ к правильным результатам вашей работы. Сравните свои и правильные результаты, и сделайте заключение готовы ли вы к самостоятельной работе экспертом или вам требуется учиться дальше.
Учитель дает пояснения по работе с картой (приложение1), используя ее фрагмент (слайд 20).
Учитель: В первую колонку карты занесены контрольные признаки. В каких точках производится контроль – во второй колонке. Применяемые средства контроля - в третьей колонке. Следующая колонка – приемы контроля. После применения приемов контроля оценивается состояние качества по данному признаку. Если исследуемый элемент кармана (признак) соответствует критерию качества, то в колонку о выполнении работы заносится плюс, а не соответствует – минус. Требуется занести плюс или минус для каждой строчки (пункта).
Учащиеся следят за объяснениями, используя дополнительно печатный вариант этой карты.
С алгоритмом контроля качества детали (слайд 21) учащиеся знакомятся перед дидактической игрой.

1. Расположи образец-эталон, исследуемую деталь и карту контроля перед собой.
2. Исследуй первый контролируемый признак с помощью предлагаемого в карте инструмента.
3. Отметь в карте состояние качества исследуемого признака. Качественную работу отметь знаком +, некачественную работу - знаком –. Занеси результаты в строки карты.
4. Оцени последовательно все контролируемые признаки и сравни с правильным результатом.
5. Сделай вывод. Готовы ли вы к самостоятельной работе экспертом или вам требуется учиться дальше?
Учитель: Техника безопасности при выполнении работы. Контролировать количество булавок (2 шт.), не делать резких движений линейкой и треугольником.
Выдаются исследуемые карманы (работы под шифром). Учащиеся включаются в игру. Выполнившие задание, получают правильные результаты по работе и делают вывод.
V. Рефлексия деятельности на уроке. Подведение итогов. (8 мин)
Учащимся предлагается ответить на вопросы.
Учитель: Цель урока достигнута? В чем испытывали затруднения? Что мне понравилось на уроке? Что нового вы узнали? Где мне пригодятся приобретенные знания и умения?
Объявление оценок ученикам. Подведение итогов урока.



Источник: https://yadi.sk/d/CB3LWkcDsJMta
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Добавил: fotiniya_palesti (06.06.2016) | Автор: Волкова Светлана Николаевна E
Просмотров: 52 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Ваша работа допущена к участию в Конференции.

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С Наступающим!
Форма входа
Логин:
Пароль:
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2012
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz