Интегрированный открытый урок с использованием информационно-компьютерных технологий
Война в истории моей семьи. Письма с фронта.
Урок разработан на материалах общешкольного проекта «Мы Вас помним...», реализованного с учащимися Нижегородского Ресурсного Центра Дистанционного Образования детей (РЦДОд). Школьники РЦДОд вместе с родителями рассказали о своих родственниках, героях войны, чьи имена не столь известны, о ком не написано книг, кому не воздвигли памятников. Но память об этих неизвестных солдатах бережно хранится в семейных архивах и альбомах, в сердцах их детей и внуков. В проекте были представлены работы, материалы в виде презентаций, очерков, сочинений, видеороликов, посвященных жизни родственников учащихся в годы Великой Отечественной Войны. Это были рассказы не только о тех, кто воевал на фронте, но и о тех, кто работал в тылу, в сельском хозяйстве, о тех, кто был в плену. Это были рисунки на военную тему, стихи и песни о войне, о Дне Победы, фотографии с праздника, посвящённого Дню Победы.
Цель урока: развитие речевой и мыслительной деятельности, формирование коммуникативной компетентности, социального опыта в процессе практической и теоретической деятельности, проведение исследовательской работы на материалах истории своей семьи.
Задачи урока: Обучающие задачи: 1.Учить приемам самостоятельного поиска, анализа, синтеза информации, развивать навыки исследовательской работы. 2. Учить логично излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственные устные и письменные тексты. 3. Расширить знания учащихся об эпистолярном жанре как одном из способов написания сочинения. 4. Систематизировать материал, собранный учащимися для написания домашнего сочинения «Фронтовые письма». Коррекционно-развивающие задачи: 1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления, коммуникативных умений, способствующих социализации учащихся. 2. Развитие культуры письменной и устной речи, навыков выступления перед аудиторией. Воспитательные задачи: 1. Воспитание сознательного отношения к языку, как к основному средству общения, способствующему социализации и получению знаний в разных сферах деятельности, 2. Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений. 3.Воспитывать интерес к семейным традициям по сохранению материалов личной переписки. 4.Воспитывать чувство патриотизма, гуманности.
Оборудование урока: Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозаписи стихов и песен, письма, ордена, медали военых лет, другой необходимый реквизит.
Тип урока: урок-исследование.
Методы проведения урока: проблемные вопросы; актуализация знаний; презентации учащихся, видеоролики.
Методы контроля и самоконтроля: презентация самостоятельных творческих работ, выполнение практических работ.
Ожидаемый результат: закрепление, обогащение и систематизация знаний учащихся, полученных на уроке; выполнение творческих работ (сочинение по изучаемой теме); отработка навыков коллективной творческой деятельности; приобретение социального опыта; знание правил написания сочинени в форме письма.
ХОД УРОКА
1. Музыкальное вступление — аудиозапись. Начало ВОв. Голос Левитана. Песня «Священная война».
2. Слово учителя о начале войны, о годах тяжелейших испытаний, о понесенных потерях и трагедиях в судьбах людей. Несмотря на повседневную опасность быть убитыми или искалеченными, люди оставались собой – они мечтали, любили, строили планы на будущее. Об этом красноречиво говорят фронтовые письма. Они, как и судьбы их авторов не похожи друг на друга. Но в каждом письме звучит голос воина – защитника родной земли, патриота, гражданина своей страны.
Наш разговор сегодня об эпистолярном жанре. Тема нашего урока «Война в истории моей семьи....Письма с фронта ». Что такое эпистолярная литература? Эпистолярная литература (от греч.epistole – письмо) – это: Изданные письма частного характера. Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу.
Вы изучали, читали частные письма времен Вов. Наша работа послужит материалом для домашнего сочинения «Письма с фронта».
3. Выступления учащихся: «2-3 выступления по материалам писем). Я горжусь своим прадедушкой... Моя семья — частичка победы Солдат Победы
4. Сообщение о К. Симонове Рассказ учащегося фрагмента из биографии писателя. Слушаем воспоминания К. Симонова: « Я уехал на войну, а женщина, которую любил, была на Урале, в тылу! И я написал письмо в стихах (1941 год). В феврале 1942 года письмо было опубликовано в газете». Стихотворение «Жди меня» потрясло всю Россию. Его заучивали, переписывали, читали с эстрады, оно звучало по радио. Чтение стихотворения учащимся наизусть.
5. Сообщения учащихся: «2-3 выступления по материалам писем). «Уважения достойны...» «Позабыть нельзя...» «Мы Вас помним...»
6. Систематизация материала для написания домашнего сочинения Основная мысль сочинения. Тип речи (повествования с элементами описания, рассуждения). Стиль речи (художественный). Жанр (эпистолярный). Как можно озаглавить сочинение?
7. Словарная работа Словарный диктант (названия орденов и медалей) Подобрать синонимы к словам: Ветеран – участник войны, старый солдат; Родина – Отчизна, Отечество. 8. Диктант по памяти: Герой Советского Союза, герой Социалистического труда, День Победы, 9 Мая, Вторая мировая война, труженик тыла, защитник Родины.
9. Дом. задание. Написать сочинение.
10.Подведение итогов урока
Ст. В. Харитонова «Люблю». Звучит песня «Давным-давно была авойна…»