Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 17:34

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОТЕРАПИИ

Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности, ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества.
Применительно к детям с двигательными нарушениями этот вопрос является особенно острым, поскольку тесно связан с проблемой их социальной адаптации, как внутри детского объединения, так и вне его. А.В. Кроткова [4], Н.К. Спицына [9], С.Ю. Жданова, Т.С. Рагозина [1] в своих исследованиях отмечали, что дети с церебральным параличом составляют особую группу риска. Вследствие сложности психомоторного нарушения они значительно более, чем их здоровые сверстники, оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений.
Характеризуя личностную сферу детей, страдающих ДЦП, можно говорить о том, что их отличает: недостаточная активность, нерешительность, пассивность, осознание своей уникальности. Это ведет, в свою очередь, к возникновению острого чувства неполноценности, одиночества, дисгармоничным отношениям с родителями и сверстниками.
Личностные особенности и социальная ситуация развития детей с ДЦП влияют на выбор стиля межличностного взаимодействия, особенности межличностных отношений [1].
Для изучения особенностей межличностных отношений подростков с церебральным параличом была организована исследовательская работа, в которой приняли участие учащиеся 7 и 8 классов Барнаульской краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VI вида. В данной работе использовались следующие методики: методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, опросник межличностных отношений В. Шутца, социометрическая методика. По результатам проведенной работы мы выяснили, что подростки показали очень низкий уровень эмпатии (в 7 классе очень низкий уровень эмпатийных тенденций у 20% детей, в 8 классе данный уровень отмечается у 60% подростков). В результате проведенной социометрической методики, было выявлено, что у большинства детей наблюдается неблагополучное положение в классе. По данным опросника межличностных отношений В. Шутца, обнаружено, что в 7 классе подростки стремятся к тому, чтобы окружающие приглашали их принимать участие в их делах, прилагали усилия, чтобы быть в их обществе, даже в тех случаях, когда они сами ничего не делают для этого. Также просматривается такая особенность, как зависимость от окружающих, дети постоянно нуждаются в контроле и руководстве, не хотят брать на себя ответственность.
Таким образом, в результате проведенной исследовательской работы, было выявлено, что межличностные отношения подростков с церебральным параличом имеют некоторые особенности. Эти дети эмоционально лабильны, тревожны, зависимы от окружающих. Указанные проблемы межличностных отношений самостоятельно не преодолеваются, они требуют специально организованной работы по их коррекции.
В качестве основного метода в коррекционной работе с подростками с церебральным параличом был выбран метод игротерапии.
Игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры, который применяется в работе как с детьми, так и со взрослыми [3].
Посредством игротерапии в коррекционной работе планировалось оптимизировать межличностные отношения подростков с церебральным параличом.
В разработанной системе коррекционных занятий были выделены три основных этапа. 1 этап – ориентировочный, включал в себя 3 занятия, в процессе которых снижалось психоэмоциональное напряжение, создавался положительный эмоциональный настрой, происходило сплочение детского коллектива. На данном этапе дети учились правильно взаимодействовать с окружающими, говорить друг другу комплименты, рисовали свою историю жизни.
2 этап – формирующий, основной этап, который состоял из 10 занятий, направленных на оптимизацию межличностных отношений в группе подростков. На этих занятиях подростки продолжали учиться правильно выстраивать отношения с окружающими, учились сочувствовать, сопереживать, выражать свое эмоциональное состояние. Игры, проводимые с учащимися, способствовали формированию адекватных форм поведения в конфликтных ситуациях, развивали коммуникативные навыки общения в подростковой среде. На занятиях создавались ситуации для творческого самовыражения детей. С помощью обыгрывания ситуаций у подростков развивались навыки общения в различных жизненных ситуациях. На занятиях дети конструировали, принимали участие в сценариях, рисовали, создавали коллаж.
На 3 этапе (3 занятия) происходило закрепление новых способов общения во взаимоотношениях со сверстниками. На завершающих занятиях подростки действовали совместно для достижения общей задачи, закрепился навык регулирования своего поведения в коллективе в соответствии с нормами и правилами. В процессе игр дети рисовали, создавали творческие сочинения.
На коррекционных занятиях использовались рисование, театральная деятельность, конструирование, творческие сочинения, психогимнастика.
Таким образом, были выявлены наличие особенностей межличностных отношений у школьников с церебральным параличом. Данные проблемы детьми самостоятельно не преодолеваются, они требуют специально организованной работы по их коррекции, для чего и была реализована система коррекционных занятий, целью которой была оптимизация межличностных отношений подростков средствами игротерапии.

Библиографический список
1. Жданова, С. Ю., Рагозина Т. С. Особенности самосознания у детей с церебральным параличом // Пермский медицинский журнал. – 2006. – № 2.
2. Кроткова, А. В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию межличностных процессов в группе детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом, Москва, 1999. – 190 с.
3. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
4. Сметанина, Н. В. Реабилитационные программы для детей с ограниченными возможностями Республиканского центра социальной помощи семье и детям (г. Сыктывкар) / Н. В. Сметанина // Вестник психосоциальной и коррекционно -реабилитационной работы/ Рос. ассоц. Работников соц. служб. – М., 2007. - №4.- С. 72-76.
5. Спицына, Н. К. Перинатальные аспекты материнско-детских отношений в семьях детей с детским церебральным параличом, Санкт – Петербург, 2008. – 292 с.

Категория: Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Добавил: психолог (30.03.2015) | Автор: Шмакова Нина Сергеевна
Просмотров: 1633 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Нина Сергеевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции! Поздравляю!

С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024