Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе «Нарушение речи системного характера. III уровень речевого развития». Предлоги НА, В, С
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе «Нарушение речи системного характера. III уровень речевого развития». МБСКОУ VI вида 2 класс, обучение по программе VII вида. Предлоги НА, В, С (СО), ИЗ.
Задача: профилактика дисграфии. Цели: Закрепление знания простых предлогов В, НА. Знакомство с предлогами ИЗ, С(СО), их лексико-грамматическим значением. Дифференциация предлогов В-ИЗ, НА-С(СО), ИЗ-С. Практическое усвоение предлогов НА, В, С (СО), ИЗ. Развитие слухового внимания, пространственных представлений. Развитие устойчивой мотивации к процессу обучения, умение оценивать результат собственной деятельности. Развитие навыка самоконтроля. Воспитание чувства гордости за свою Родину. Воспитание культуры речевого общения – формирование умения формулировать выводы. Оборудование: ноутбук, проектор; магнитная доска; таблицы гласных букв; игрушка Петрушка; Олимпийские кольца; презентация «Предлоги НА, В, С(СО), ИЗ»; схемы предлогов НА, В, С(СО), ИЗ; опросные листы по количеству учащихся; фишки для индивидуальной работы; цветные карандаши (зелёный, красный, серый); авторучки по количеству учащихся; карточки с заданием для индивидуальной работы. Ход занятия. I. Оргмомент. 1) Расслабляющие упражнения для плечевого пояса. 2) Дыхательная гимнастика. Сделаем плавный вдох носом, на выдохе пропоем гласную А (О, У, Э, ы) Гласные первого ряда прочитаем громко, второго – тихо. 3).Введение в тему занятия. Игра «Солнечный зайчик». Логопед: Внимательно послушайте стихотворение, запомните предлоги, которые встречаются в нем. Скачет зайка на стене и подмигивает мне, Перепрыгнул на картинку, Задержался на ботинке, Поплясал на потолке, Притаился на окне, Вот он спрятался в кроватке - С нами он играет в прятки! Логопед: Послушайте стихотворение еще раз, и выложите на линейке столько фишек сколько услышите предлогов, будьте внимательны верхний ряд для предлога НА, нижний для В. Логопед: Что такое предлог? (Предлог – это маленькое важное слово.) Логопед: Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (Предлоги) (Слайд 1)
II. Основная часть 1. Уточнение пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, С. Логопед: Ребята, какое важное спортивное событие происходит сейчас в нашей стране? (Олимпийские игры в городе Сочи). Кто назовет символ Олимпийских игр? Логопед: Вот и наш Петрушка тоже собрался поехать на игры в Сочи. Логопед: Он попросил меня найти его спортинвентарь. Сказал: «Мяч кровати». Я его не поняла, а вы? Почему? ( Потому что пропущено слово, указывающее, где лежит мяч. Потому что слова не дружат между собой (не согласованы).) Логопед: Давайте сегодня познакомим Петрушку с некоторыми предлогами и научим их писать. А Петрушка за каждый правильный вывод даст нам по кольцу, чтобы у нас сложился символ Олимпиады. Логопед: Это комната Петрушки. (Слайд 2) Скажите двумя словами, где лежит мяч (кубок, форма, шлем, клюшка, скакалка, коньки, гантель)? Логопед: Кто знает, в каких случаях мы употребляем предлог НА. ( Когда один предмет находится сверху другого.) (Слайд 3) Логопед: Графически это можно изобразить так (выставляется схема предлога, ученики дорисовывают схему в тетради). Логопед: Кто скажет, в каких случаях мы употребляем предлог В. (Когда один предмет находится внутри другого). Выставляется схема предлога, ученики дорисовывают схему в тетради. Логопед: Итак, что же мы с вами узнали о предлогах (посмотрите на схемы) Вывод : Предлоги указывают место нахождения предмета. (Слайд 4) Вручение Олимпийского кольца. Логопед: У предлогов НА, В есть братцы-предлоги с противоположным значением: - если предмет был на поверхности другого и его оттуда взяли (или он оттуда движется, то мы употребляем предлог С(СО). (Слайд 5, ученики дорисовывают схему в тетради). - если предмет был внутри другого и его оттуда достали или он сам движется оттуда, то употребляют предлог ИЗ (Слайд 5, ученики дорисовывают схему в тетради). Логопед: Вернёмся в комнату Петрушки и поможем ему собраться на Олимпийские игры. Логопед: Откуда возьмём мяч (кубок, форма, шлем, клюшка, скакалка, коньки, гантель)?
2.Физминутка На берёзку галка села (присесть, руки к коленям), С дерева потом слетела (встать, помахать руками), На кровати спит Федот (ладони под щёку, присесть), И с кровати не встаёт. (развести руками стоя).
3. Тренировочные упражнения Логопед: Прочитайте слова, написанные на карточках: С, съехать, гора; ворота, в, забить; катке, кататься, на; выйти, из, самолет; команда, попасть, в. Логопед: Понятен смысл? Составьте понятное по смыслу словосочетание, сколько слов в словосочетании? К какому слову относится предлог? (Слайд 7) Логопед: Что мы узнали?
Логопед: Составьте предложение с первым словосочетанием (со вторым, и т д). (Слайд 7). Сколько слов в предложении? На каком по счету месте стоит предлог? Начертите схему предложения. Логопед: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод : Предлоги служат для связи слов в предложении. (Слайд 8) Вручение Олимпийского кольца. Вывод : Предлог самостоятельное слово и пишется отдельно. (Слайд 8) Вручение Олимпийского кольца. 4.расслаблящшие упражнения для глаз.
5.Закрепление изученного материала. Петрушка внимательно следит за олимпийскими играми. Он записал некоторые наблюдения. И просит вас помочь вставить предлоги в предложения. Упражнение на карточках. Прочитать предложения. В предложения вставить предлоги В, НА, С, ИЗ. 1).Спортсмены прибыли из разных стран. 2).Зрители поднялись на трибуны. 3).Биатлонист попал в цель. 4).Лыжник сошёл с дистанции.
Самопроверка по доске. (Слайд 9). Кто ни сделал ни одной ошибки ! Если одна ошибка + Если больше двух -.
II. Рефлексия Логопед: Еще раз напомним Петрушке , что мы знаем о предлогах. (Слайд 8) Я думаю, что Петрушке теперь все понятно. Символ Олимпиады у нас получился. Петрушка готов наградить вас за активную работу на занятии. Награждение учеников кубками и медалями.