Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 13.12.2017, 08:08

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
Конкурс педагогам
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА"
На современном этапе развития общества можно говорить о формировании «информационной культуры». Компьютер и другие технические устройства используются во многих сферах, в том числе и в образовательной.
По мнению многих авторов, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с особенностями психофизического развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Не секрет, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление школьников, поддерживает у них познавательную активность, развивает мотивацию, повышает эффективность коррекционной работы в целом.
Использование информационных коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития, регламентируется нормативно-правовой документацией Министерства образования.
Используя ИКТ в своей работе, я ссылаюсь на основные документы, действие которых распространяется на текущий учебный год.
Документом, регламентирующим использование информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития, является:
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» от 25.05.2012 г.
Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными возможностями, которые я эффективно использую на своих коррекционных занятиях.
Одним из основных направлений деятельности педагога-психолога во вспомогательной школе является коррекционно-развивающая работа со школьниками, которую я реализую через проведение индивидуальных и групповых занятий со школьниками.
Для некоторых детей с интеллектуальной недостаточностью характерна большая сохранность эмоциональной сферы, чем интеллектуальной.
Вместе с тем у некоторых детей отмечается:
- неразвитость эмоциональной сферы, огрубление эмоций,
- эмоциональная возбудимость,
- легкость возникновения эмоций,
- быстрый переход из одного эмоционального состояния в другое,
- эмоциональная парадоксальность: ослабленный эмоциональный отклик на важные события при одновременном усилении реакции на несуществующие, сопутствующие события.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна неразвитость эмоциональной сферы в целом, поэтому на коррекционных занятиях основной акцент я делаю именно на развитии эмоций, эмоционального мира школьников с особенностями психофизического развития.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующие основные направления:
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и личностных черт школьников;
- развитие навыков конструктивной коммуникации, в т.ч. невербальной;
- гендерное воспитание;
- профилактика девиантного поведения;
- профилактика дезадаптации к новым условиям;
- формирование навыков ЗОЖ, профилактика вредных привычек;
- профилактика конфликтов;
- сексуальное воспитание и формирование культуры семейных отношений.
Цели коррекционной работы (в зависимости от результатов диагностики, и состава коррекционной группы):
1. Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
2. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – мимикой, жестом, пантомимикой.
3. Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
5. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
6. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
7. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
8. Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышения самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
С этой целью на коррекционных занятиях я использую следующие методы, приемы, техники:
1. Этюды.
2. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
3. Игры с правилами – сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные).
4. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
5. Дидактические, развивающие игры.
6. Чтение художественных произведений, сказок.
7. Беседы.
8. Мини-конкурсы.
9. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
10. Импровизации.
11. Свободное и тематическое рисование.
12. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).
Реализации поставленных коррекционных задач значительно способствует использование ИКТ, поскольку предоставляет новые возможности для творческого развития детей, увеличивает привлекательность содержания материала, повышает мотивацию, позволяет индивидуально подходить к каждому ребёнку и др.
Варианты практического использования ИКТ на коррекционных занятиях психолога:
1. Коррекционное занятие с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа). Используются материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, содержащие большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам.
2. Коррекционное занятие с компьютерной поддержкой. Учащиеся работают с текстовым материалом, рисунками, выполняют практические задания.
3. Коррекционное занятие с использованием Интернет-ресурсов (просмотр мультипликационных и художественных фильмов (отрывков).

Примеры использования ИКТ на коррекционных занятиях педагога-психолога:
- игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи жестов и мимики – на слайде презентации показаны определенные эмоциональные состояния, учащиеся должны угадать эмоциональное состояние и показать его с помощью мимики;
- этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений – учащиеся просматривают отрывок из кинофильма, где показаны определенные выразительные движения, учащимся нужно повторить;
- этюды на снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги – учащиеся просматривают отрывок из кинофильма, затем психолог предлагает распределить роли между учащимися и проиграть данный сюжет;
- приемы саморасслабления и релаксации – учащиеся прослушивают релаксационную музыку, запись природных звуков (пение птиц, шум моря, водопада), просматривают материалы, основанные на зрительной визуализации, аутотренинг – учащиеся прослушивают формулы внушения чувства покоя, безопасности, расслабления.

Все вышеуказанное способствует тому, что дети учатся выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владея собственными жестами и выразительными движениями, учащийся способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жестах и движениях тела другого человека. Овладевая языком жестов и движений, дети становятся более интересными в общении и «социализированными», познают себя и других.
Познание учащимися самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с другими школьниками. Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера и их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию.
В настоящее время все чаще стали применяться методы арт-технологий. Термин «арт-терапия» (art – искусство, art therapy – лечение искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния.
Арт-терапия имеет несколько направлений:
изотерапия,
музыкотерапия,
сказкотерапия,
куклотерапия,
имаготерапия (театральное действие),
кинезитерапия (движение танца),
библиотерапия,
фототерапия.
С помощью различных форм искусства на психику ребенка оказывается самое щадящее и положительное воздействие. В истории арт-терапии не зафиксировано ни одного случая отрицательного результата лечения. Использование арт-технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога будет неполным, если не использовать ИКТ.
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: VeronikaCh (24.05.2017) | Автор: Червинская Вероника Владимировна E
Просмотров: 134 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Здравствуйте, Вероника Владимировна!
Ваша работа допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Современные интерактивные технологии в коррекционном образовании"

С уважением, куратор конференции Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С Наступающим!
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017