Урок домоводства в 6 классе по теме «Первичная обработка продуктов: нарезка»
[r]Тип урока (занятия): урок комплексного применения знаний. Дидактическая задача: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях при выполнении практической работы. Задачи (занятие): Воспитательные: • создание условий для развития познавательных интересов, учебных мотивов через решение практических задач; • воспитание у учащихся требований к качеству собственной работы через выполнение самоконтроля. Коррекционно-развивающие: - познавательные: • формирование умения искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок); • применять правила и пользоваться инструкциями во время практической работы; • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности при нарезке продуктов. - регулятивные: формирование умения • формулировать и удерживать учебную задачу при определении целей урока; • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок при подведении итогов работы; • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели при выполнении нарезки определенной формы. • Формирование произвольности поведения в ходе выполнения практической работы. - коммуникативные: формирование умения • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения при выполнении заданий; • проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; • строить монологичное высказывание при ответах на вопросы; • осуществлять взаимный контроль при подведении итогов работы. Образовательные: • Продолжение формирования знаний о формах нарезки продуктов. • Отработка умений учащихся по нарезке продуктов, работе с режущим инструментом. Методы и приемы: словесные, наглядные, практические. Формы работы: фронтальные, индивидуальные. Система средств: ноутбук, проектор. Презентация «Нарезка продуктов», таблица «Формы нарезки», раздаточный материал «Практическая работа» Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учеб. Пособие для учащихся 8-11 кл. сред. шк. –, М.: Просвещение, 1993. - 192 с. На каждого ученика: спецодежда, морковь, разделочная доска, нож, тарелка. Методическая записка. Урок разработан в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой. Урок по теме «Нарезка продуктов» проводится в 6 классе в разделе «Организация питания семьи». Это второй урок по теме «Первичная обработка продуктов». Работа на уроке предполагает перенос имеющихся у учащихся знаний и умений в изменённую ситуацию. Начало урока проводится в учебной зоне кабинета домоводства с использованием мультимедийной презентации и учебного пособия. Практическая работа проводится в зоне приготовления пищи. Рабочие места учащихся и рабочее место учителя располагаются за одним большим столом так, чтобы можно было видеть работу учителя и каждого ученика. Такое размещение позволяет осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль в процессе всей работы. При выполнении практической работы учащиеся закрепляют знания, полученные на первом уроке по теме. Применение раздаточного материала «Практическая работа» позволяет учащимся видеть, что они должны получить к концу урока. В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ количество заданий может меняться. Выполнение заданий идет от простого к сложному, что создает условия для осуществления самоконтроля на каждом этапе работы и создании ситуации успеха каждого обучающегося. Демонстрация приемов нарезки учителем и наглядные материалы позволяют достичь хороших результатов учащихся. Ход урока 1. Оргмомент. Приветствие учащихся и учителя. 2. Целеполагание и мотивация. На доске - таблица «Формы нарезки» (приложение 1). Учитель: «Открываем учебник на странице 19, рисунки 3 и 4. Вспоминаем формы нарезки овощей». Учащиеся вспоминают формы нарезки по рисункам учебника (приложение 2). Учитель: «Прочитайте слово на слайде. Что оно обозначает?» $IMAGE3$ Ученик: «Первичная обработка – это первая обработка продуктов. К ней относятся очистка, мытье, нарезка, просеивание и др.» Учитель: «Какую первичную обработку моркови мы выполняли?» Ученик отвечает: «Морковь сначала моем, затем очищаем, затем снова моем». Учитель: «Смотрим на слайд и решаем кроссворд. По очереди называем правильные ответы. Если затрудняетесь, то пользуйтесь материалом учебника и найдете ответ по рисунку». Учащиеся отгадывают способы нарезки, используя учебник [2, стр. 19, рис. 3,4] и таблицу «Формы нарезки». По щелчку мыши появляется правильный ответ и следующая иллюстрация. Учитель: «Что мы делали на прошлом уроке? Какие формы нарезки мы изучили?» Ученик: «На прошлом уроке мы учились нарезать морковь. Мы нарезали морковь кружочками, брусочками и соломкой» Учитель: «Для чего существуют разные способы нарезки?» Ученик: «Разные формы нарезки используются для разных блюд. Чтобы было красиво и аккуратно на тарелке. Если мы нарежем овощи крупно, то суп будет вариться дольше. Если нарежем картофель соломкой, то он пожарится быстрее и будет вкуснее». Учитель: «Как вы думаете, чему будем учиться на уроке сегодня?» Ученик: «Мы будем нарезать морковь разными другими формами». Учитель: «Посмотрите на иллюстрации разных блюд. Здесь изображены простые и сложные формы нарезки. Используя разные формы, можно получить красивое оформление блюда. Мы сегодня продолжим учиться нарезать овощи не только простыми, но и сложными формами». Обсуждение предложенных на слайде иллюстраций. 3. Актуализация. Учитель: «Для выполнения практической работы необходимо вспомнить … Что?» Ученик: «Мы должны вспомнить правила техники безопасности при нарезке продуктов». Учитель: «Какие правила техники безопасности при работе с ножом надо выполнять?» Ученик: «Резать продукты нужно на разделочной доске. Нож нельзя поднимать высоко над доской. Резать продукты надо осторожно, убирать пальцы от лезвия ножа». Учитель: «А ещё?» Ученик: «Сначала нужно вымыть руки и надеть спецодежду». Учитель: «Перед выполнением практической работы необходимо вспомнить требования к нарезке». Ученик: «Нарезают продукты на одинаковые кусочки по форме и размерам». Учитель: «А если нарезать на кубики разных размеров? Что будет?» Ученик: «Если размеры разные, то будет некрасиво и неаккуратно. Что-то приготовится быстро, а что-то будет сырое». Учитель: «Молодцы, все правильно!» 4. Применение знаний (упражнения): • в знакомой ситуации (типовые) Учитель: «На прошлом уроке мы выполняли простую нарезку моркови. На слайде размещены те формы нарезки, которые необходимо сделать сегодня. Все варианты нарезки вы разместите в своих тарелках так, чтобы их хорошо было видно. В конце урока мы посмотрим работу каждого из вас. Для выполнения практической работы подготовьтесь и подойдите к своим рабочим местам. Возьмите необходимый инвентарь и морковь». Учащиеся встают, моют руки и надевают спецодежду. Берут морковь, нож, разделочную доску и тарелку. Подходят к своим рабочим местам. Учитель: «Посмотрите, какие формы нарезки мы выполним». Учащиеся рассматривают раздаточный материал «Практическая работа» (приложение 3). Один ученик читает названия форм нарезки. Учитель: «Для выполнения этих форм нарезки мы вспомним сначала нарезку на кружочки и брусочки». Ученик объясняет, как надо нарезать кружочки и брусочки. Учитель предлагает учащимся нарезать 6 кружков, 3 выложить на тарелку, 3 оставить на доске. Уделяет внимание соблюдению техники безопасности. Учащиеся нарезают кружочки. Учитель: «Из трёх кружочков нарежьте брусочки. А затем кубики, которые выложите на свои тарелки». Учитель показывает приемы нарезки кубиками. Учащиеся выполняют нарезку, задание выкладывают на тарелку. Учитель: «Следующий способ – ломтики. На что они похожи?» Ученик: «Ломтики похожи на часть круга». Учитель: «Правильно! Кружочки необходимо разрезать на 4 части». Учитель показывает нарезку ломтиками. Учитель: «Для разных блюд ломтики могут быть толстыми или тонкими. Нарежьте ломтики разных размеров». Учащиеся выполняют нарезку и выкладывают к себе на тарелку. • в измененной ситуации (конструктивные). Учитель: «Какие формы мы сегодня научились нарезать?» Ученик: «Мы нарезали морковь на кружочки, кубики и ломтики». Учитель: «Чему еще должны научиться?». Обучающиеся с помощью раздаточного материала «Практическая работа» определяют следующую форму нарезки. Ученик: «Мы еще не нарезали на гребешки и звездочки». Учитель: «Это сложные формы. А для чего они используются?» Ученик: «Используются для украшения блюд» Учитель: «Да, действительно, они украшают любое блюдо. Сначала мы нарежем звездочки». Учитель показывает приемы нарезки: «Чтобы сделать звездочку, необходимо вырезать из края маленький треугольник. Таких треугольников может быть 6-8». Учащиеся нарезают морковь в форме звездочек и выкладывают к себе на тарелку. Учитель контролирует процесс нарезки учащимися, соблюдение правил техники безопасности. Учитель: «Звездочки и гребешки очень похожи. Чем?» Ученик: «Они напоминают круг и из краёв убраны треугольники». Учитель: «Поэтому, сначала мы делаем звездочку, а потом её разрезаем на две половинки. Получаем гребешки» Учитель показывает приемы нарезки. Контролирует процесс нарезки учащимися, соблюдение правил техники безопасности. Учащиеся наблюдают за деятельностью учителя, нарезают морковь в форме гребешков и выкладывают к себе на тарелку. Учитель: «Посмотрите на свои тарелки с различными формами нарезки. Что мы сегодня делали на уроке?» Ученик: «Сегодня мы учились нарезать морковь разными формами. Это кубики, ломтики, звездочки, гребешки». Учитель: «Для чего используются разные формы нарезки?» Ученик: «Разные формы нарезки используются для разных блюд. Чтобы было красиво, интересно и празднично». • в новой ситуации (проблемные). Учитель: «Можно ли создать праздничное настроение из уже нарезанной моркови? Попробуйте выложить узор на своих тарелках». Учащиеся выкладывают узоры из нарезанных частей моркови. Учитель: «Посмотрите на украшения своих тарелок и украшения у соседей. Какую красоту мы видим! Вы можете сейчас украсить салаты и вторые блюда красивой нарезкой различной формы». Учащиеся смотрят на украшения и выбирают лучшую тарелку. 5. Информация о домашнем задании. Учитель: «Домашнее задание: нарезать овощи для варки или жарки, используя знания и умения, полученные на уроке. От родителей необходимо принесите записку, как и что вы нарезали и для какого блюда». Запись домашнего задания в дневник: нарезать овощи. 6. Рефлексия (подведение итогов урока). Учитель: «Давайте вспомним требования к нарезке». Ученик называет требования к нарезке. Учитель: «Посмотрите внимательно на свою работу. Выполнены ли требования к нарезке? Кто считает, что выполнил все требования к нарезке? Если есть ошибки, то какие». Учащиеся еще раз смотрят на свою работу, оценивают её. Оценивают работу одноклассников. Учитель просматривает работы учащихся, показывает на ошибки и неточности. Учитель: «Ребята, что вам понравилось больше всего? Что у вас получилось? Чему надо ещё поучиться?». Учащиеся отвечают на вопросы учителя о проделанной работе. Учитель: «Спасибо за урок!» Источники 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы [Текст] / Под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2010. – 286 с. 2. Ермакова, В.И. Основы кулинарии [Текст]: Учеб. пособие для учащихся 8-11 кл. сред. шк. / В.И. Ермакова – М.: Просвещение, 1993. - 192 с. 3. Источники изображений http://www.chefpovarok.ru/ru/recipe/7/118/ - брусочки http://www.povarenok.ru/recipes/show/52748/ - звездочки http://lyolyochek.diary.ru/p169179932.htm?oam – кубики http://kulinaro.com/kartofelnyie-chipsyi.html - кружочки http://www.receptik.com/2008/03/11/shashlyk-iz-ryby.html - кольца http://sous-chef.ru/salatyi-zakuski/vitaminnyiy-salat-iz-kapustyi/ - салат http://www.wutang-corp.com/forum/showthread.php?t=85194 – бутерброд http://www.liveinternet.ru/users/irisha___irishka/post286077374/ - фрукты http://www.liveinternet.ru/users/marusya_esk/post263319660 - со звездочками http://krasmpl.ru/de/de_pt3_m1_07.html - практическая работа