Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 08:47

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Присоединяйтесь!
Конкурс ИКТ в КП
Конференция
Шкаф с документами
Конкурсы для детей
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Статья "Способы реализации принципов и методов коррекционно-развивающего обучения на уроках в школе VIII вида"
Способы реализации принципов и методов коррекционно-развивающего обучения на уроках в школе VIII вида
Петренко Наталья Борисовна, учитель ГОБОУ «АШИ №5» п.Кулотино Окуловского района Новгородской области
В коррекционных образовательных учреждениях VIII вида обучаются дети с органическим поражением головного мозга. Первичный дефект формирования познавательной деятельности у таких детей заключается в недостаточности замыкательной функции коры больших полушарий головного мозга, инертность, тугоподвижность основных нервных процессов (возбуждения и торможения). Этот медицинский аспект обусловливает обучение ребенка в специализированном образовательном учреждении, но не входит в сферу деятельности педагога, работающего в коррекционной школе.
На фоне первичного дефекта формируется вторичный дефект: недоразвитие высших психических функций.
Умственно отсталым детям свойственны дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, отсутствие познавательных интересов; плохая обучаемость, замедленное, затрудненное восприятие всего нового; бедность кругозора, поверхностность мышления, бедность представлений, слабость абстрагирования и обобщения, незрелость эмоциональной сферы.
Логическое мышление выражается в слабой способности к обобщению; дети с трудом понимают любое явление в окружающем мире; переносный смысл слов и фраз понимается с трудом или не понимается совсем.
Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер; предметы и явления сравниваются по внешним признакам.
Речь недостаточно развита, активный словарный запас ограничен, грамматический строй речи страдает, характерны дефекты произношения, синтаксические конструкции бедны и однообразны.
Мышление замедленно по темпу, тугоподвижно. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена.
Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается.
Память кратковременна и мала; новый материал запоминается медленно, требуется многократное повторение.
Инициатива и самостоятельность отсутствуют.
Моторика недоразвита; движения бедны, однообразны, неловки, бесцельны, замедленны.
В условиях неадекватного воспитания и обучения развивается третичный дефект: нарушения в эмоционально-волевой сфере и поведении.[2]
Ни для кого не секрет, что стойкие нарушения познавательной деятельности чрезвычайно затрудняют усвоение учебного материала умственно отсталыми школьниками. Большинство уроков начинается «с чистого листа».
Все это необходимо учитывать педагогу при работе с данной группой детей. Любой коррекционно-развивающий урок или занятие должны быть тщательно продуманы и спланированы с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельно взятого ребенка, присутствующего на уроке, и класса (группы) в целом.
При таких индивидуально-личностных особенностях обучающихся наиболее эффективными являются наглядный (он позволяет использовать компенсаторные возможности различных анализаторов) и практический (деятельностный) методы обучения. Умственно отсталого школьника, пользуясь различными методическими приёмами, необходимо научить «устанавливать связи между учебным материалом и тем житейским опытом, которым уже владеют учащиеся, и связи между общеобразовательными знаниями и навыками и практической деятельностью учеников. Особенно важно выполнение последнего требования, так как опыт убедительно говорит о том, что прочность усвоения знаний и навыков становится значительно выше, когда ученик приучается использовать их в практической деятельности» [1]
Осуществляя отбор учебного материал для урока, отдавая предпочтение тем или иным коррекционным методам и приемам, педагог должен иметь четкое представление о коррекционной задаче, которую он ставит на каждом этапе урока, средствах, при помощи которых эта задача будет реализована на уроке самым эффективным образом, и ожидаемом результате для каждого ученика.
Любой педагог, работающий с детьми с ОВЗ, имеет в запасе целый арсенал собственных методов и приемов, позволяющих добиться положительных результатов в работе с такой сложной категорией учащихся.
В статье приводятся некоторые находки и приёмы, используемые педагогами коррекционного обучения. Думаем, они будут полезны коллегам и, особенно, начинающим педагогам коррекционно-развивающего обучения.
Учитель знает, какое большое значение имеет правильная организация детей на урок. После перемен (особенно больших), уроков музыки, физической культуры, уроков цветоводства, проходящих на пришкольном участке, дети часто бывают чрезмерно эмоциональны, возбуждены, не могут быстро перестроиться и включиться в работу.
Для снятия эмоционального возбуждения, переключения учащихся в деловой ритм используется следующий прием.
Со звонком на урок, когда дети заняли свое место у парты, учитель предлагает:
- Сядьте те, чья фамилия (имя) начинается с гласной буквы…
- Теперь сядьте те, чья фамилия начинается со звонкой согласной…
- С какой буквы начинаются фамилии тех, кто остался стоять? (с глухой согласной)
Или:
- Что общего в фамилиях тех, кто остался стоять? (они начинаются с глухой согласной)
Уже с первых минут урока учащиеся включаются в активную работу: по инструкции учителя осуществляется самостоятельный звуковой анализ слова (своей фамилии или имени) на внутреннем плане деятельности. Ребенок включается в продуктивную обработку информации, происходит перенос известных знаний в новую жизненную ситуацию. Кроме этого, ученик оказывается перед принятием решения (сесть или остаться стоять при выполнении задания) на основе самооценки выполненного действия.
С точки зрения коррекционной составляющей организация звукобуквенного анализа на слух способствует развитию фонематического слуха, слухового внимания, синтетических способностей; активизируется мыслительная деятельность (вспоминание, выбор и воспроизведение сохраненной информации, установление логики при анализе и синтезе). Осуществляется развитие волевой саморегуляции.
Приведенный прием универсален и вариативен. Его можно использовать на разных предметах в разных классах, учитывая специфику преподаваемой дисциплины и контингента. Например, на уроках математики он может быть использован в следующей форме:
- Сядьте те, у кого количество букв в фамилии соответствует выражению: ? < 4
- Сядьте те, у кого количество букв в фамилии соответствует выражению: ? = 4
- Сядьте те, у кого в фамилии столько букв, сколько получится при решении примера: 2+3 = ?
- Сядьте те, у кого в фамилии столько букв, сколько получится при решении примера: 18:3 =?
- А теперь займите места те, у кого в фамилии четное количество букв.
- Давайте подумаем, какое количество букв может быть у тех, кто остался стоять? (7, 9, 11, 13)
- Почему?
Использование приведенного приема способствует максимальной концентрации внимания и эмоционального настроя учащихся на урок, а также позволяет живо и интересно провести устный счет.
Традиционным этапом урока является введение новой темы, мотивация учащихся на ее изучение. Важно заинтересовать школьников, пробудить у них интерес к новому материалу. Поэтому введение новой темы должно быть ярким, запоминающимся.
Педагоги КРО для введения темы урока часто используют различного рода «шифровки»: ребусы, загадки, зашифрованные надписи.
Например:
- Уберите лишние буквы и прочитайте тему урока:
ФВЫВПАИПТРТМЕСТОИМЕНИЕЛДЖДОЭЕНЖН
- Сложи название темы урока из «рассыпанных» букв (слогов, слов) и т.п.
Причем подобные приемы можно использовать на любых уроках в любом классе.
В коррекционной школе чрезвычайно важны межпредметные связи. Актуализация общепредметных знаний должна осуществляться постоянно. В процессе урока учителя-предметники не только преподают свой предмет, но и повторяют, закрепляют знания, полученные на других предметах.
Так при введении новой темы учитель математики может использовать приемы работы с многозначным словом (русский язык):
- В словаре Ожегова приводится несколько значений этого слова. Попробуйте его отгадать с трех попыток:
1. Частые прерывистые звуки…
2. Число, представленное как состоящее из частей единицы…
3. Мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья…
Учащиеся отгадывают слово дробь. В случае затруднения предъявляется настоящая охотничья дробь, объясняется значение слова дробить – делить на части, мельчить, крошить, раздроблять. Далее выстраивается урок по теме «Дроби».
Происходит актуализация ассоциативных связей в поисковой деятельности. Учащиеся осуществляют контекстный анализ – происходит осмысление многозначности слова.
На уроках русского языка, наоборот, вполне возможно актуализировать межпредметные связи с математикой:
- Сейчас я прочитаю вам загадку. Внимательно послушайте ее и попробуйте отгадать:
Шли десять старичков,
Несли восемь рюкзачков.
В каждом рюкзачке шесть узелков,
В каждом узелке четыре пирога,
В каждом пироге три воробья,
У каждого воробья два хвоста.
- Сколько было старичков?
- Какие еще числа вы услышали в этой загадке? (На доске записываются числа: 10, 8, 6, 4, 3, 2)
- Назовите лишнее число в этом ряду? (10) Почему? (двузначное)
- Какое еще число можно назвать лишним? (3) Почему? (нечетное)
- С точки зрения математики, в каком порядке выстроились эти числа? (в обратном)
- Запишем эти числа словами. К какой части речи они относятся? (к имени числительному)
- Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать сегодня на уроке? (об имени числительном)
Подобные подходы эффективны на всех этапах урока. Осуществляя мотивирующую функцию к изучению нового материала, они выполняют целый ряд коррекционных задач: активизацию мыслительной деятельности и внимания на уроке, развитие логического мышления, памяти, процессов анализа и синтеза; актуализируют ранее полученные знания, межпредметные связи, переносят их в новые обстоятельства.
На этапе изучения нового материала и закрепления необходимо максимально использовать наглядные методы обучения. По мнению Г.М.Дульнева, «Принцип наглядности является наиболее значимым и своеобразным по применению его во вспомогательной школе. Путь к абстрактно-логическим обобщениям начинается с чувственного восприятия действительности». [1] Как известно, анализаторы (органы чувств) умственно отсталого ребенка обычно не имеют грубых нарушений. Ребенок различает предметы, цвета, запахи, звуки, воспринимает тактильные ощущения. Педагоги коррекционного обучения широко используют приемы увязки словесных и наглядных средств обучения на основе чувственного опыта учащихся.
Так, при изучении новой буквы в начальной школе учащимся предъявляется не только зрительный образ этой буквы, но и организуется разнообразная целенаправленная работа по усвоению данной буквы: буква вырезается из бумаги, выстраивается из различных материалов (счетных палочек, спичек, цепочек и т.п.), вылепливается из пластилина, обводится по трафарету из наждачной бумаги (тактильное восприятие), восстанавливается из частей (разрезанных элементов), выкладывается на бархатной бумаге нитками (ниткопись) и т.д.
Очень эффективен и любим учащимися прием «Волшебный мешочек». Наиболее часто он применяется в начальной школе, когда дети на ощупь, по тактильным ощущениям пробуют узнать (отгадать) предмет. Но и в среднем и старшем звене «Волшебный мешочек» может успешно применяться. Как правило, этот прием используется для развития и активизации словаря: в мешочек кладутся предметы, названия которых являются словарными словами, или увязываются с прохождением какой-то конкретной темы. Например, на уроке домоводства в мешочек можно сложить набор продуктов, необходимых для приготовления конкретного блюда.
На уроках русского языка, в мешочке находятся предметы различной формы, изготовленные из различных материалов, например, для введения семантических групп имен прилагательных. Учащиеся по очереди на ощупь отгадывают предметы, вынимают их из мешочка и заносят слова, связанные с этими предметами, в таблицу (цвет, форма, размер, материал, из которого изготовлен предмет и т.п.)
Модифицированный вариант этого приёма часто используют учителя трудового обучения при определении по внешнему виду, по запаху, на ощупь материала (ткани), породы древесины, вида металла.
На уроке швейного дела, например, работа выстраивается следующим образом:
- Определите вид материала на ощупь (запах, вкус и т.п.) с закрытыми глазами (предъявляются образцы: шелк, шерсть, полиэтилен, клеенка, ситец и т.п.)
- Выберите из предложенных материалов подходящий для изготовления косынки. Объясните свой выбор.
- Назовите геометрическую фигуру, похожую по форме на будущее изделие (косынка);
- Найдите похожие предметы в окружающей обстановке.
Применение вышеприведенных наглядно-словесных методов обучения способствует развитию тактильных (осязательных, обонятельных) ощущений, построению сенсорных аналогий; развитию внимания разного рода, координации движений разного масштаба; развитию синтетических способностей. Происходит актуализация жизненных компетенций и социального опыта. Учащиеся побуждаются к устному высказыванию, построению умозаключения.
В последнем приведенном фрагменте устанавливаются межпредметные связи и координация разных видов учебной деятельности (чтение – математика - продуктивная предметная деятельность – зрительное опознание предмета по принципу сохранения образа сенсорной памяти).
Интересен прием использования наглядно-практической деятельности с применением водной аппликации (заранее необходимо приготовить чашку с водой, полотенце и бумажные шаблоны будущей картины):
- Перед вами на парте лежат элементы узора. Назовите их (листья, цветы, ягоды, грибы).
- Давайте выберем те, которые нам понадобятся при рисовании узора из листьев и цветов (по инструкции учителя исключаются лишние элементы: грибы и ягоды).
- Теперь вспомним особенности составления узора (элементы в узоре должны чередоваться)
- Составим узор на доске (узор самостоятельно составляется учащимися: смоченные в воде элементы легко крепятся на доске).
- Предложите свой вариант узора.
Готовый узор легко исправить. В него можно внести изменения, новые элементы. Можно фантазировать и творить.
Такая подача учебного материала способствует развитию деятельностного подхода, творческих способностей обучающихся. Развивается пространственное и комбинаторное мышление, зрительная память, эстетический вкус. Школьники учатся не только работать по образцу, но и вносить изменения в содержание.
Приведен пример использования данного приема на уроках изобразительного искусства, но его с успехом можно применять и на уроках трудового обучения, математики и других предметов, где в процессе обучения требуется моделирование, конструирование, построение желаемого зрительного образа.
Особое внимание при работе с умственно отсталыми школьниками практически на каждом уроке всех школьных дисциплин уделяется словарной работе.
Учитывая ограниченность словаря умственно отсталых школьников, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным, словарная работа на уроках должна отвечать нескольким условиям:
 Нетрадиционный способ предъявления нового слова, яркая, запоминающаяся его презентация на уроке.
 Коммуникативная значимость новых слов для учащихся. Объяснение лексического значения слова детьми, на основе их социального опыта, контекстного понимания данного слова, ассоциативных связей.
 Развитие во время словарной работы других психических процессов, помимо речи: памяти, внимания, операций анализа и синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения, классификации и др.
 Создание на уроке ситуаций многократного повторения и закрепления на этапе активизации слова, использование его в речевом материале на других уроках. [1]
Эффективными во время словарной работы являются общеизвестные приёмы «Ребус», «Шифровка», «Отсроченная отгадка», «Ассоциативный ряд» и др. Они выполняют когнитивные задачи, способствуют развитию процессов анализа и синтеза, соотнесения, ограничения и т.п.
Вообще, на наш взгляд, при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями любая деятельность на уроке должна решать определенную коррекционную задачу. Даже физкультминутка на коррекционном уроке может носить обучающий характер и активизировать мыслительную деятельность. Например, на магнитной доске учитель закрепляет определенной количество разноцветных геометрических фигур и проводит физкультминутку, указывая на доску:
Для здоровья, настроения можно сделать упражнения.
Смотри, слушай и считай. Не зевай!
- вверх потянемся столько раз, сколько желтых кругов у нас;
- наклоны вправо столько раз, сколько красных квадратов у нас;
- вниз наклоны столько раз, сколько красных кругов у нас;
- а присядем столько раз, сколько желтых квадратов у нас;
- давайте прыгнем столько раз, сколько красных фигур у нас;
- хлопки в ладоши столько раз, сколько красных фигур у нас.
Нехитрый педагогический прием выполняет целый ряд коррекционных задач: происходит активизация мыслительной деятельности, навыков счета, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, процессов анализа и синтеза, восприятия цвета, воспитание качеств личности. Смена вида деятельности и включение физических упражнений позволяют снять усталость и вернуть утраченное внимание. Актуализируются межпредметные связи.
Многолетний опыт работы в коррекционной школе подсказал особую форму поурочного планирования. Каждый урок планирую в таблице из трех вертикальных столбцов, расписываю в таблице по столбцам:
1. Этап урока
В этой графе подробно расписываю все этапы урока с заданиями, упражнениями, заранее сформулированными вопросами, намечаю методы и приемы подачи материала, описываю предполагаемую деятельность учителя и детей. Несомненно, в процессе урока намеченное может корректироваться и видоизменяться в соответствии с поведением детей, особенностями их восприятия, настроения, готовностью к работе и т.п. – в этом и заключается мастерство педагога.
2. Коррекционная задача
Формулирую коррекционную задачу каждого этапа, каждого задания, ориентируя её на класс в целом или на конкретного ученика и увязывая с коррекционной целью и темой всего урока.
3. Наглядность
Подбираю необходимые таблицы, схемы, опоры по теме урока, а также стараюсь спрогнозировать возможные затруднения в восприятии нового материала, предусмотреть и подобрать наглядные образы (картинки, фотографии) для любой новой информации. (Однажды, присутствуя на открытом уроке в гимназии, стала свидетелем того, что городской ребенок не знает слов «печь» и «калач». Работа над пословицей «Хочешь есть калачи — не сиди на печи» оказалась для него непосильной и бессмысленной. Что уж говорить о школьниках с интеллектуальными нарушениями! Подобные затруднения возникают очень часто. Их очень легко решить, предъявив картинку с изображением.)
В горизонтальных графах, таким образом, выстраивается поэтапно весь ход урока с желаемым педагогическим результатом и необходимыми для его достижения средствами обучения.

Успешный коррекционный урок требует от учителя высокой методической грамотности, наличия богатого арсенала педагогических техник и приемов, хорошего знания своих учеников, тщательной подготовки к уроку.
Вышеприведенные приемы позволяют реализовать на коррекционном уроке системно-деятельностный подход, максимально привлечь внимание ребенка и мотивировать его на усвоение учебного материала, достучаться до «отдаленного» сознания наших непростых учеников и добиться понимания учебного материала.

Литература:

1.Дульнев Г.М. Книга для учителя вспомогательной школы. – М.: Учпедгиз, 1959. – 448с.
2.Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 576с.
3.Петренко Н.Б. Гармонизация лексической стороны речи умственно отсталых школьников http://pandia.ru/text/78/101/385.php
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: p-et-re-nk-o_n (11.06.2016) | Автор: Петренко Наталья Борисовна E
Просмотров: 66 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
1  
Здравствуйте, Наталья Борисовна!
Ваша работа допущена к  участию в Конференции.
  

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

2  
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С Наступающим!
Форма входа
Логин:
Пароль:
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 3
Пользователей: 3
lilibarili, svetlanakalmikova, 26_09_1960_B


© Образовательный портал "Мой университет", 2012
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz