Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 19:18

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Присоединяйтесь!
Конкурс ИКТ в КП
Конференция
Шкаф с документами
Конкурсы для детей
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной школы. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с умственной отсталостью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
В образовательные учреждения VIII вида введен курс «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) с целью совершенствования процесса социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. На уроках школьники получают элементарные экономические знания, информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли связи, транспорта и медицинской помощи.
Цель социально - бытовой ориентировки - формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.
Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление у учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми.
Раздел программы «Жилые помещения» даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой. В этом направлении в школе проводится большая работа. Кабинет СБО хорошо, со вкусом оформлен. Для поддержания интереса детей, им разрешено под руководством учителя пользоваться бытовой техникой (микроволновой печью, тостером, пылесосом и др.)
Раздел «Одежда и обувь» формирует у обучающихся привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских.
Раздел «Охрана здоровья» прививает воспитанникам привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний.
В разделе «Питание» учащиеся учатся сервировать обеденный стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно-гигиенических правил и техники безопасности. Педагогами и воспитателями школы-интерната проводится большая работа по привитию культуры поведения в столовой, при приёме пищи.
На занятиях по социально - бытовой ориентировке помимо контроля за уровнем усвоения учебного материала проводится отслеживание и контроль за формированием практических умений и навыков, так как требования государственной программы наряду с усвоением знаний подразумевают овладение учащимися практических умений и навыков в различных областях жизни: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умение пользоваться предприятиями сферы обслуживания, приготовления пищи, пользования транспортом, устройства на работу и т.д. В этом направлении обучения учащиеся должны не только знать, как решается та или иная практическая задача, но и уметь выполнять эту работу, т.е. овладеть необходимыми практическими умениями и навыками. (1)
Для отслеживания и контроля за формированием практических умений и навыков заведены «Карты определения сформированности социально - бытовых навыков» по темам предмета, которые помогают правильно определить актуальное состояние практического умения, зону его ближайшего развития у ребёнка, определить стратегию работы по повышению мотивации ученика к овладению необходимыми умениями. В начале обучения в карте отмечается, на каком уровне у того или иного ученика находится сформированность данного социально-бытового умения. В соответствии с уровнем учебных возможностей в карте отмечаются те умения, над формированием которых будет вестись работа. (1)
В рамках исследования было оценено развитие социально-бытовых умений. Результаты этой оценки представлены в таблице 1.
Таблица 1
Вид
деят-ти

класс Формирование навыков по уходу за помещением (%) Формирование навыков стирки и утюжки (%) Формирование навыков приготовления пищи
(%) Формирование культурно-гигиенических навыков
(%)
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
5 20 70 - 100 80
6 50 10 50 60
7 60 60 70 70
8 70 80 80 80
Условные обозначения:
1- Не умеют делать
2- Делают с помощью учителя
3- Делают хорошо и самостоятельно
Таким образом, уже к 8 классу ухаживать за помещением хорошо и самостоятельно могут 70% учащихся; 80% стирают и утюжат самостоятельно; 80% могут самостоятельно приготовить пищу, 80% хорошо владеют культурно-гигиеническими навыками.
На основании проведенного исследования можно заключить, что комплексную работу по формированию социально - бытовых навыков можно в целом считать эффективной.
Подводя итог, следует отметить, что уроки социально-бытовой ориентировки обладают большими и разнообразными возможностями для социальной адаптации учащихся.
Литература
1. Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - с.38-39
2. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1.- 304с
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: maryna (04.07.2016) | Автор: Изварина Марина Евгеньевна E
Просмотров: 127 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
0
1  
Здравствуйте, Марина Евгеньевна!
Ваша работа допущена к    участию в Конференции.     
      
Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

2  
Здравствуйте, Любовь Павловна!  Подскажите,пожалуйста, к кому следует обратиться, чтобы исправить неточность. В разделе  "таблица допуска" неверно указано название материала конференции.  Спасибо.

0
3  
Здравствуйте, Марина Евгеньевна! Извините, все исправила, произошла путаница, так как Вы загружали еще работу Домогаровой Е.Н.
Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

4  
СПАСИБО!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С Наступающим!
Форма входа
Логин:
Пароль:
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 1
Пользователей: 4
ReVeAl, galahova7, Filina, Светлана


© Образовательный портал "Мой университет", 2012
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz