Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 21:04

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Социализация детей с нарушением интеллекта средствами профессионально – трудового обучения
Зыкин А. А.,
учитель технологии,
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.Кирово-Чепецка»

Социализация детей с нарушением интеллекта средствами профессионально – трудового обучения

В статье рассматривается возможность более углублённого изучения темы «Геометрическая резьба по дереву» на уроках столярного дела, что позволяет готовить выпускников школы к самостоятельной жизни, способствует успешной реабилитации и интеграции в общество детей с нарушением интеллекта.

Цель специальной (коррекционной) школы – социальная адаптация и последующая интеграция в общество детей с нарушением интеллекта. Основное внимание в специальной (коррекционной) школе VIII вида отводится урокам профессионально – трудового обучения.
Углубленное трудовое обучение обусловлено потенциальными возможностями в деле исправления отдельных недостатков умственно отсталых учащихся. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практикой и психолого-педагогическими работами, но и физиологическими исследованиями (И.С. Гуревич, Н.М. Трофимов), в которых экспериментально установлено функциональное улучшение корковых нервных процессов под влиянием трудовой деятельности. А.Н. Граборов отмечал, что труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталого школьника.
Работая учителем столярного дела в данном учреждении, пришёл к выводу, что необходимо создать такие условия, при которых дети будут с удовольствием ходить на уроки трудового обучения и в полном объёме выполнять программные требования.
Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта, стремлюсь разнообразить виды и формы деятельности на уроках трудового обучения. Считаю необходимым ввести в уроки столярного дела в отдельные разделы программы геометрическую резьбу по дереву. Это развивает у учеников эстетический вкус, усидчивость, прилежание, терпение, мелкую моторику рук, что приводит к развитию процессов головного мозга. Часы в программе на данный раздел предусмотрены только в 6 и 7 классах до 20 часов в год при 8 часах в неделю в 6-ых классах и 10 часах в неделю в 7-ых классах, а 8, 9 классах отсутствуют. Разработанная программа «Геометрическая резьба по дереву» позволила скорректировать программу уроков столярного дела и почти в каждый раздел включить геометрическую резьбу по дереву за счёт интенсификации учебного процесса.
В процессе обучения детей геометрической резьбе выделяются следующие этапы:
1 этап: вводный.
Цель его: заинтересовать детей геометрической резьбой по дереву, так как резьба по дереву увлекательное и полезное занятие.
Формирование познавательного интереса у детей с нарушением интеллекта происходит на основе субъективного опыта ребёнка за счет показа фотографий, рисунков изделий, украшенных геометрической резьбой, показа ученикам наиболее интересных изделий, которые изготовили ребята старших классов. Тем самым удаётся нацелить детей на то, что их изделия могут быть ещё лучше, но надо проявить терпение, выдержку, усидчивость, старание.
2 этап: знакомство с инструментами и правилами безопасной работы.
Цель: научить правильному и безопасному обращению с инструментами для резьбы по дереву; производить правку и доводку инструмента.
3 этап: знакомство с материалами, с которыми будет работать ученик.
Цель: познакомить с видами и свойствами древесины.
Основной материал, с которым мы работаем на уроках – это древесина, поэтому каждый ученик, взявший в руки резак, должен иметь понятия о строении древесины, ее свойствах.
4 этап: нанесение разметки на изделие.
Цель: научить правильно и аккуратно производить разметку; знать приёмы её нанесения.
Для правильной разметки резного орнамента на поверхности изделия необходимо делать чертеж или рисунок, который выполняем острозаточенным мягким карандашом. Точно нанесенная разметка – залог чистого и красивого орнамента резьбы. Учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта, осуществляю на своих уроках индивидуально - дифференцированный подход. Более слабые дети наносят разметку на заготовку с помощью кальки, другие дети – накалыванием рисунка на изделие. А самая сильная группа детей выполняет разметку самостоятельно. Усвоив основные элементы, дети начинают вырезать сложные узоры, состоящие из простых элементов. Потом составляют композиции на основе готовых узоров, а затем придумывают их сами.
5 этап: знакомство с основными элементами геометрической резьбы.
Цель: научить выполнять основные элементы геометрической резьбы: куличики, ромбы, простые витейки, чешуйки, четырехконечные звездочки, треугольники, сложные витейки, змейки, елочки, ромбы, цепочки, четырехугольные звездочки, восьмиугольные звездочки, сколышки, различного вида сияния.
Все вышеперечисленные элементы отрабатываются детьми на заготовках мягких пород древесины: липы, осины, ольхи. Эти упражнения позволяют учащимся освоить технику выполнения геометрической резьбы, переходя от простых элементов к сложным.
6 этап: нанесение и выполнение резьбы на изделие.
Цель: дальнейшее формирование навыков нанесения разметки и выполнения геометрической резьбы на изделие.
В столярной мастерской ученики самостоятельно изготовляют наборы деревянной кухонной утвари, полки, шкафы, рамки, шкатулки, карнизы, предметы интерьера и многое другое.
Любой этап может изменяться, совершенствоваться во времени, по содержанию, и лаконично вплетаться в урок по столярному делу.
На каждом уроке с учащимися в ходе беседы обязательно обсуждаем характеристики изделий, продумываем план предстоящей работы, оцениваем выполненные изделия. Формирование этих умений и навыков является обязательным условием коррекционной направленности уроков профессионально трудового обучения в учреждениях VIII вида. В процессе изготовления изделий у учащихся развиваются устойчивый интерес к труду, творческие возможности, эстетический вкус при отделке поделок геометрической резьбой, что способствует физическому и умственному развитию ребят с ограниченными возможностями.
Данная система работы позволяет говорить о достигнутых результатах, о социализации учащихся. Выполненные изделия представляем на школьные, городские, областные выставки декоративно-прикладного творчества. Многие дети становятся победителями и дипломантами этих выставок и конкурсов. Раз в два года проходит городская выставка декоративно – прикладного творчества, где учащиеся нашей школы в номинации «Художественная обработка древесины» занимают только призовые места. Работа ученика 11 класса направлена на выставку декоративно – прикладного творчества «Краски всей России». Ученики школы регулярно становятся призёрами областного конкурса «Лучший по профессии».
Большинство детей после окончания школы поступают в училища начального профессионального образования по специальности «столяр – плотник», а по окончании училища устраиваются работать на мебельные фабрики, деревообрабатывающие предприятия своего родного города.
Такой подход в обучении столярному делу позволяет в комплексе решать задачи коррекционно-развивающего обучения, готовить выпускников школы к самостоятельной жизни, способствовать успешной реабилитации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Бабанский Ю. К. – Ростов н/Д, 1972.
2. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Дульнев Г. М. – М., 1969.
3. Мирский, С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе / Мирский, С. Л. – М. 1980.
4. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся во вспомогательной школе. – Минск, 1990.
5. Котомин , В.П. Геометрическая резьба по дереву. Котомин В. П // - «Дефектология» - № 2 - 2002.
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: ReVeAl (30.06.2016) | Автор: Алексей Анатолиевич E
Просмотров: 1470 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Алексей Анатолиевич!
Ваша работа допущена к   участию в Конференции. 
  
Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024