Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 14:13

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

«Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности»
«Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности»
Ковтун Елена Анатольевна
учитель профессионально-трудового обучения
КОУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Ларьякская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества.
Б.П. Никитин, педагог-новатор
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов».
Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом определяется тем, что мы вкладываем в это понятие. Очень часто в повседневной жизни творческие способности рассматриваются как способностями к различным видам художественной деятельности, т.е. умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.
Что такое творческие способности на самом деле? Решение этого вопроса теснейшим образом связано с такой проблемой, как воспроизводящая и творческая деятельность человека. Что же понимается под воспроизводящей и творческой деятельностью человека?
Воспроизводящая или репродуктивная деятельность состоит в том, что она предполагает повторение ранее уже отработанного метода достижения заранее известного результата. Изготовить сто болванок за смену, откатать маршрут автобуса 10 раз за смену, пять раз отыграть одну и ту же гамму, и т.д. Каждый из нас может предложить сотни вариантов такого типа действий. Характерным признаком репродуктивной деятельности является реализация типовых, стандартных, проверенных, неоднократно повторенных в прошлом действий.
Воспроизводящая деятельность в обучении большей частью ограничивается программно очерченным кругом знаний и сложившимися методами его изучения. Главной задачей воспроизводящей деятельности учащихся является усвоение, накопление знаний, умений и навыков. Учащиеся могут изучать материал в том виде, в каком он сообщается учителем или излагается в учебнике, и пользоваться теми методами и приёмами познавательной деятельности, которые им предлагаются, не внося в этот процесс ничего нового.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.
К творческой относятся только те виды деятельности, которые не копируют уже имеющийся образец, и в процессе выполнения которых человек создает новое для себя или для других людей. Таким образом, творческая деятельность – это процесс создания объективно (для всех) или субъективно (для себя) новых систем. Цель творческой деятельности в обучении — не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей. Учащиеся раскрывают новые стороны изучаемых явлений, высказывают свои суждения, пользуются более совершенными методами решения поставленных вопросов.
Деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники в классе не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение, поэтому такое определение творческой деятельности, да еще для учащихся принято быть не может. Учитель-новатор И.П. Волков пишет, что творчество школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки… творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца
В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее. Они требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Таким образом, исходя из вышесказанного, понятие творчество выглядит следующим образом. Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.
От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. Наиболее сложной категорией детей к включению в творческую деятельность являются дети с нарушением интеллекта. У этих детей плохо развиты творческие способности, в связи с их интеллектуальной недостаточностью - слабо развита познавательная, мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. До недавнего времени вообще не рассматривался вопрос о возможности развития творческих способностей у умственно отсталых детей, о наличии их вообще. В лучшем случае, педагоги развивали в детях только одну сторону творческих способностей – исполнительную, а более сложная и важная сторона творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.
Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Бесталанных детей нет. Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
Работая с детьми с недостатками интеллектуального развития, я пришла к выводу, что уроки профессионально-трудового обучения и внеурочная деятельность могут решать проблему развития познавательных процессов и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Тема моей работы по самообразованию «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности».
В основе моей работы лежит теория Л.С. Выготского, согласно которой относительно сложные виды психической деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья можно и необходимо развивать в процессе обучения.
Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования творческой, активной личности, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.
Исходя из вышесказанного, целью моей работы является: создание условий для формирования творческой, активной личности, способной приобретать знания и применять их для решения практических задач в учебной и внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне.
2. Рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся с ОВЗ на уроках трудового обучения и во внеклассной работе.
3. Выявить уровень развития творческих способностей учащихся.
4. Теоретически разработать, апробировать и проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения и внеклассной работы.
5. Определить и апробировать методы и приемы, способствующие формированию познавательных способностей и творческих возможностей на уроках и внеурочной деятельности.
6. Определить педагогические условия, при которых формируются познавательная потребность и творческие способности обучаемых.
7. Проанализировать полученные результаты.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью планомерного и систематического подхода к решению вопросов развития детей с нарушением интеллекта, их познавательных интересов, общеучебных умений и навыков и, конечно, творческих способностей для их подготовки к самостоятельной жизни.

Большую роль по развитию творческого потенциала обучающихся с умственной отсталостью играют уроки профессионально-трудового обучения. Практика показывает, что развитие творческих способностей у учащихся в ходе учебного процесса является наиболее сложной и трудно реализуемой задачей. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные технологии, методы и приемы обучения помогают определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
На своих занятиях использую технологию проблемного обучения: перед учениками ставлю проблему и им предоставляю возможность самостоятельно ее решить. Такое обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Проблемное обучение предполагает постановку проблемных ситуаций, проблемных заданий и вопросов.
Например, в 5 классе новая тема «Сумка хозяйственная». После того, как ученики рассмотрели изделие, которое им предстоит изготовить, предлагаю самостоятельно составить план работы по пошиву сумки. Похожее изделие, «Мешочек для хранения работ», они уже шили. Такая работа заставляет их думать, анализировать, сопоставлять. Кто-то догадывается, что похожее изделие уже шили и можно позаимствовать оттуда план работы, а кто-то, глядя на сумку, может составить план сам. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решить проблему. Например, очень ответственная операция – раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На уроках по раскрою перед девочками ставлю проблему – самостоятельно разложить выкройку на ткани с учётом рисунка, структуры, экономии. При этом активность обучающихся появляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решить проблему.
При этом следует иметь в виду, что проблемные ситуации могут создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемных вопросов, но и при творческом, самостоятельном выборе учащимися рационального способа действия, приема выполнения учебного задания, например, рисунка.
Информационные технологии являются средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Творческая активность ребенка складывается из его познавательных способностей. Использование метода творческих заданий у детей с проблемами в развитии находится в прямой зависимости от степени развития их творческого воображения. Чем в большей степени педагог разовьёт творческий компонент воображения, тем более эффективным будет применение творческих заданий.
Способность к выполнению творческих заданий с одной стороны определяется уровнем креативности детей, с другой стороны, постоянное и систематическое выполнение заданий различной степени сложности способствуют повышению этого уровня. Например, при изучении темы «Платье, отрезное по линии талии» предлагаю выполнить следующие задания:
• Сравните две модели платья и определите, для какой из этих моделей дана выкройка.
• Из пазлов сложить картинку модели платья. Выбрать из трех вариантов описания фасона тот, который соответствует описанию вашей модели.
• На картинке даны модели платьев. Назовите номера моделей, которые не относятся к платьям, отрезным по линии талии или бедер.
При изучении и практическом изготовлении изделий учащимся предлагаю творческие задания, при выполнении которых нужно видоизменить предложенные объекты, используя данные или добавляя новые детали:
• Придумай изделие по собственному эскизу.
• Выполни изделие в другой расцветке.
• Выполни тоже изделие, используя другой материал.
• Придумай свою отделку, новую конструкцию, которую можно выполнить из данных модулей.
• Измени материалы. Какие материалы можно использовать еще?
• Измени расположение декоративных элементов в изделии.
• Соедини в одной работе разные виды отделки (аппликация, вышивки).
Такого рода задания позволяют развивать художественное ощущение школьников и творческие способности, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления.
Наиболее эффективной формой проведения уроков швейного дела является применение игровых технологий.
Для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры, во время которой учащиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в урок создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей учащихся, повышает управляемость учебного процесса. Для приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям я использую дидактические игры. Например, по теме «Пошив юбки» игра является иллюстрацией деятельности рабочих и специалистов. Каждый учащийся может выступить в роли технолога, мастера цеха, инженера по ТБ, швеи. В роли начальника цеха выступает учитель, который знакомит учащихся с функциональными обязанностями должностных лиц, распределяет роли, ставит задачи. В конце урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути устранения, выставляются оценки.
Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как метод проектов, которому присущи элементы творчества, новизны.
Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Метод проектов в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:
- он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся;
- деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;
- задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся с недостатками интеллекта.
Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. Тематика проектных заданий подбирается с учетом содержания программного материала и интересов учащихся. Учащиеся с интересом принимали участие в разработке таких творческих проектах, как «Пляжный сезон», «Платье для сказочной героини», «Деловой стиль одежды».
Работу с применением метода проекта строю по принципу усложнения. В ходе выполнения проектных заданий помогаю учащимся подобрать материал, информацию, инструменты для работы. В коллективной беседе обсуждаем способы преодоления трудностей. Во время практической работы над проектным заданием контролирую и помогаю подобрать наиболее рациональные способы выполнения задания, отрабатываем навык соблюдения правил т/б работы на швейном оборудовании. Завершающим этапом работы над проектом является его защита. При подготовке к защите проекта, учу учащихся давать краткий отчет о проделанной работе. Во время презентации проектов учащиеся проводят анализ своих работ.
Учебная программа выделяет специальное время, часы практического повторения на изготовление швейных изделий, имеющих практическое потребительское значение. В ходе изучения данного раздела учащиеся обобщают и закрепляют знания и умения по пошиву программных изделий, изготавливая аналогичные.
Работая по теме «Практическое повторение», разрешаю выполнять учащимся работу по своему желанию. Это повышает у ребят интерес к учёбе, чувство ответственности, развивает творческие способности учащихся, формирует готовность к выбору как черту характера.
Для того чтобы определить свой выбор изделия для разработки и изготовления, работаем с журналами, фотографиями, специальными книгами и иллюстрациями. Также использую уже разработанные мной изделия. Некоторые изделия учащиеся выполняют без конструкторских изменений, но обязательно с новым художественным оформлением. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, на таких занятиях появляется возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности работы для каждого учащегося.
Очень часто на уроках практического повторения мы выполняем заказы школы на изготовление карнавальных и сценических костюмов к различным школьным мероприятиям. При работе над изготовлением сценических костюмов дети знакомятся с костюмами соответствующей эпохи или персонажей, обсуждают выбор тканей и отделочных материалов, рассматривают особенности кроя и причины «упрощения» фасона костюма (отличия сценического платья от исторического), выбирают технологию пошива. В данном случае такие уроки выступают как средство развития творческой активности при формировании образа задуманного героя. Подготовленные ученицами работы свидетельствуют о несомненном росте их профессионального мастерства и творческих способностей.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеет как урочная, так и внеурочная деятельность. На протяжении многих лет являясь руководителем кружка по бисероплетению, могу с уверенностью сказать, что помимо коррекционной направленности, данная деятельность способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам.
На занятиях кружка дети знакомятся с историей бисероплетения, коллекциями творческих работ из бисера, осваивают разные техники работы с бисером. Начинают работу над созданием бисерного изделия с выполнения зарисовки, выбора вариантов композиций, подбора цветовой гаммы бисера. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения. Темп восприятия учебного материала, динамика и качество выполнения заданий зависят от возрастных и психофизических особенностей ребенка. Создавая комфортные условия для обучения детей в группе, каждому даются индивидуальные, разно уровневые посильные для него задания.
Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеет работа по изготовлению поделок. Создание красивых вещей – процесс творческий. Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Считаю, что каждой поделке необходимо придавать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, или выставочным экспонатом, подарком к празднику или любимой игрушкой. Дело, которое хорошо получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Однако изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.
У учащихся не сразу формируется умение выбирать нужный материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции, им необходима помощь взрослого. Для этого используются схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает, к чему ему нужно стремиться.
Материал для занятий подбирается с учетом желания ребенка, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для развития творческих способностей используются разные техники: работа с фетром, лоскутное шитье, аппликация, силуэтное и объемное моделирование. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Как показывает опыт, изготовление творческих поделок пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
Еще одной применяемой мной технологией формирования творческих способностей учащихся являются мастер-классы. Данная технология сходна с проблемным обучением и не уступает ему по результативности.
Мастер-класс — универсальная технология, носящая в большинстве случаев практический характер, что способствует качественному и быстрому усвоению информации и формированию навыков. Характерной чертой мастер-класса является свободная форма проведения занятия, где не предусмотрены строгие и единые нормы. Неограниченность детей рамками, свобода творчества и деятельности отличает мастер-класс от других технологий. Отсутствие соревновательного характера деятельности позволяет работать детям в собственном темпе, что способствуют становлению позитивной атмосферы в классе. Как правило, на таких мастер-классах присутствуют разновозрастные детские коллективы. Совместное обучение организуется на принципах сотрудничества педагога и детей, опытных и начинающих кружковцев. Объединяясь в малые группы, передавая друг другу навыки ремесла, дети решают значимые для них задачи. Это создает основу мастер-класса как формы обучения.
На протяжении нескольких лет мною были проведены такие мастер-классы, как «Русские тряпичные куклы-обереги», «Русские тряпичные обрядовые куклы», «Национальная кукла АКАНЬ», «Настенное панно в технике аппликации», «Новогодние игрушки из бисера», «Пасхальный сувенир».
Еще одним направлением в развитии творческих способностей учеников - это участие воспитанников в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по трудовому обучению. Мероприятия, проходящие в рамках тематических недель, развивают у учащихся интерес к учебным предметам, углубляют представления об использовании знаний на практике, творческие и познавательные способности. Чтобы развивать способности детей, внеклассные мероприятия можно проводить в форме игр, различных конкурсов, КВН, праздничных мероприятий, ярмарок, посиделок, журналов и т.п. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела. Они создают особую воспитательную среду для учащихся. Это и отдых для школьника, и свободное общение со сверстниками и педагогами, и развитие способностей и интересов.
Мероприятия творческого характера – это мероприятия, рассчитанные на использование в них индивидуальных творческих возможностей учащихся. Каждый может проявить себя и как исполнитель, и как организатор.
При правильном педагогическом руководстве во время подготовки и проведении таких мероприятий, у учащихся развиваются способности, формируются организаторские и актерские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива и личностного роста. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы, способствующие развитию творческих способностей и творческого воображения учащихся.

Одним из средств решения задачи по развитию творческих способностей учащихся с ОВЗ является создание педагогом на уроках и во внеурочной деятельности условий, благоприятствующих их формированию. Решая данные проблемы, я вывела для себя ряд факторов, обеспечивающих успех:
• создание соответствующего психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности: доброжелательного и уважительного отношения к ученикам, радостного отношения к познанию, положительных эмоций;
• оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
• стиль и тактика педагога: педагогу необходимо побуждать ребенка к творчеству, проявлять понимание к его неудачам, терпеливо относится даже к необычным идеям, исключать в оценке деятельности ребёнка замечания и осуждения;
• положительная поддержка личности каждого ребенка, умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;
• создание у ребенка высокой самооценки, уверенности в своих силах;
• максимальный учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей, переход к учету динамики успехов каждого школьника, т.е. сравнение новых успехов ученика с прошлыми успехами того же ученика, а не сравнение друг с другом;
• учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ученика свой "портфель" достижений);
• соблюдение принципа "права на ошибку". Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
• самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;
• служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы;
• обеспечение условий для проявления творческой активности учащихся (проведение предметных олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций, творческих отчетов, выпуск предметных газет и оформление стендов, работа творческих коллективов, проведение предметных декад).

Развивать творческие способности - это значит «вооружить» ребёнка способом деятельности, который поможет ему в дальнейшей жизни.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в школьном возрасте. Существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. На современном этапе школьного образования необходимо создание специального организованного процесса обучения и воспитания, создание педагогических условий учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка для его самовыражения в творческой деятельности
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие», поэтому мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Литература.
1. Андреева О. Ю., Балакина Е. С., Киселева П. С., Сырова Н. В. Мастер-классы как педагогическая технология развития творческих способностей учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1006-1009.
2. Волков И.П. «Учим творчеству: Педагогический поиск» - М., 1988
3. Матюшин А.М. «Развитие творческой активности школьников» Москва «Педагогика», 1991.
4. Рожнев Я.А. «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских». Москва «Просвещение», 1988.
5. Яковлева Г. В., Титеева И. Л. Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 10 (18), 2012.
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: Елена-888_1961 (02.06.2016) | Автор: Ковтун Елена Анатольевна E
Просмотров: 5136 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Елена Анатольевна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.


Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024