1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характерные для детей с ограниченными возможностями здоровья особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоцио¬нально-волевая незрелость корригируются в четвертом классе в системе воспитательной рабо¬ты, начатой в первом - третьем классах.
Коррекционная направленность воспитания предполагает учёт индивидуально-типологиче¬ских особенностей ребёнка; выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Правильная организация воспитательной работы в четвёртом классе, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и инди¬видуальные формы работы ведёт к развитию личности ребёнка. Он учится жить по законам об¬щества, бережно относиться к окружающему миру, людям, осознает себя в этом мире, ценит собственное здоровье и здоровье близких, задумывается о самовоспитании.
Содержание программы воспитательной работы в четвёртом классе включает традиционные направления, с целью закрепления и расширения полученных в 1-3 классах знаний и умений по взаимодействию с обществом и окружающим миром.
Разделы программы взаимосвязаны и нацелены на решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию, развитию воле¬вых качеств личности. Коррекция основных физических недостатков.
2. Полноценное включение школьников в общественную деятельность. Формирование со¬циальных взглядов и убеждений. Развитие чувства коллективизма.
3. Воспитание потребности трудиться. Коррекция психофизических недостатков средствами труда.
4. Формирование нравственных понятий и убеждений, чувств и привычек.
5. Овладение навыками личной гигиены, обслуживающего и общественно-полезного труда.
6. Формирование навыков культуры поведения в различных ситуациях.
7. Формирование основ правовых знаний. Воспитание ответственного отношения к соблюдению законов. Формирование положительного отношения к таким явлениям, как государство, народ, Родина.
8. Коррекция психического и физического развития средствами искусства, воспитания сен¬сорной культуры.
9. Воспитание в коллективе и через коллектив.
10. Развитие качественных навыков коммуникативного поведения.
Принципы воспитания:
-принятие ребёнка таким, каков он есть;
-опора на положительные ка¬чества личности;
-доступность воспитания на уровне физиологических и психологических воз¬можностей воспитанников четвёртого класса, в ситуациях, приближенных к реальности;
-общест¬венная направленность воспитания;
-уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью;
-щадящий режим.
Основные критерии сформированности навыков адаптивного поведения у воспитанников четвёртого класса
• Знают свои потребности, возможности, сильные и слабые стороны;
• имеют представления о чертах своего характера; знают способы реагирования (рефлексии) на происходящее;
• умеют вести диалог, беседу;
• знают, что такое конфликт и как его избежать;
• следуют правилам поведения в различных ситуациях;
• умеют быть полезными другу, малышам, взрослому, пожилому человеку;
• владеют навыками личной гигиены, самообслуживания;
• содержат своё рабочее место, игровую комнату, спальню, бытовую комнату в порядке, владеют навыками уборки класса, спальни, игровой и бытовой комнат, пришкольного участка;
• владеют началами творческого воображения: составляют приглашение на праздник, в гос¬ти; придумывают начало или конец сюжетного рассказа; обдумывают и делают подарок;
• владеют учебными и трудовыми умениями и навыками: умеют работать с книгой, занять себя в свободное время;
• знают и строго соблюдают правила поведения на уроке, во время самоподготовки, занятия;
• владеют навыками ухода за растениями, животными живого уголка;
• испытывают потребность в труде;
• следуют нравственным понятиям и убеждениям;
• ответственно относятся к делам коллектива; к правовым и экономическим аспектам;
• развито чувство патриотизма, гуманизма;
• умеют играть в народные, подвижные игры;
• объясняют, зачем нужны органы чувств и части тела; знают названия внутренних органов;устанавливают связи между отношением к своему организму и возможными заболеваниями;формулируют чёткую позицию по отношению к своему здоровью;
• с пользой проводят свое свободное время;
• составляют для себя режим смены труда и отдыха;
• не проявляют иждивенческих потребностей;
• знают и понимают свои права, прописанные в Декларации прав человека.
Источник: https://yadi.sk/d/On7fzSagt7E8a |