Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 21:35

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

УРОК БИОЛОГИИ «Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных.
Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека»

(Учебник 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII , автор А.И. Никишов, А.В. Теремов, раздел Беспозвоночные животные)

Цель урока: Сформировать понятие об особенностях строения паукообразных представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека.
Задачи урока:
• повторить, закрепить и расширить знания о признаках класса паукообразных, раскрыть многообразие паукообразных, их роль в природе и жизни человека;
• развитие критического мышления учащихся;
• воспитание личности с активной жизненной позицией
Тип урока: урок изучения нового материала, урок с использованием элементов технологии развития критического мышления учащихся
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, продуктивного чтения, ИКТ.
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику, презентация, коллекция пауков.
Формирование УУД:
Предметные результаты:
– формировать умение характеризовать роль пауков в природе;
– формировать умение объяснять значение пауков в жизни человека;
– формировать умение различать отряды класса паукообразных;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: хелицеры, педипальпы, дыхальца или стигмы, ферромоны.
Личностные результаты:
1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (тест в таблицу).
3. Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
1. формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
5. Уметь ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
6. Вычитывать все виды текстовой информации.
7. Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Сформировать умение работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
.

Ход урока

Этапы урока Учебно – познавательные задачи Деятельность учителя Деятельность учеников Формирование УУД
1.Организационный момент Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Приветствие ребят:
Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). Организация рабочих мест, приветствие Личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию
2. Актуализация знаний Создавать условия для активизации познавательной деятельности Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока
У меня в руках шкатулка, как вы думаете, кто или что в ней? А теперь посмотрите внимательно на эту фотографию. Что вы видите? Что же лежит в шкатулке?
(Ответов много. Но нужный – паутина) Сегодня мы познакомимся удивительными созданиями природы.
"Всё изумляет нас в природе мелких тварей -
Летящий шмель, стрекочущий сверчок
Паук, плетущий кружевную паутину
И червь, что превращается в порхающий цветок".
(Фо-Гель-Дзё)
Можно ли назвать паука прекрасным? Почему ? А какие ассоциации возникают у вас при виде пауков. (безобразный, страшный, ужасный, ядовитый, мохнатый, и тд.) (запись на доске)
А почему у человека сложилось такое мнение о пауках? Поднимите руки. Что плохого каждому из вас сделал паук? А что вы хотите знать о пауках? Итак, тема нашего урока “Класс Паукообразные”. Ответы ребят

Учащиеся сами формулируют тему урока, записывают ее в тетради Коммуникативные:

Уметь слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Рассуждают, обсуждают, предполагают и принимают решение.
3. Постановка проблемного вопроса Создать условия для развития познавательных (проблемно-поисковых), регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий Учитель спрашивает учащихся о том, каких пауков они знают?
Учитель сообщает о том, что мир пауков очень разнообразен и демонстрирует слайды презентации и использует готовый материал

Учитель помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос о том, почему такие разные отряды (сенокосцы, пауки, скорпионы, клещи) относят к одному классу Паукобразных?
Отвечают на вопросы учителя. Выделяют существенные признаки паукообразных.

Учащиеся просматривают слайды, записывают в тетради виды пауков.

Высказывают свои версии и пути решения проблемы.
Формулируют, высказывают свои версии, ищут пути решения проблемы Познавательные УУД
умение анализировать, сравнивать, классифицировать
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему,
4. «Открытие нового знания» Формировать познавательные (общеучебные и знаково-символические, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ
Легенда (приложение 4)
Предлагаю заполнить таблицу: З – Х – У.(Работа в парах, заполнение 1 и 2 колонки. Затем фронтально на доске записываем, что хотим узнать)
Знаем Хотим узнать Узнали
Отделы тела
Конечности
Среда обитания
Питание
Кровеносная система
Органы выделения
Органы дыхания
Нервная система
Размножение
Многообразие и значение

Для того, чтобы заполнить таблицу, просмотрим информацию на диске.
Внимательно прочитайте текст в учебнике, выберите основные термины данной темы
(приложение 5)

Таким образом, паукообразные сочетают признаки членистоногих животных, но у них есть и свои собственные.

Сейчас мы с вами попробуем смоделировать внешнее строение паука.
Для этого мы используем пластилин, зубочистки

ФИЗМИНУТКА «Паутина»

Как вы думаете, все ли пауки плетут паутину? Оказывается, нет! Есть такие пауки-волки, они паутину не плетут, а преследуют свою добычу и бросаются на нее из засады.
Нужны ли паукообразные в природе? Человеку?
Стих. (приложение 3)

Определяют цель урока, планируют свою деятельность.

Учащиеся сами ставят задачи урока: Что они хотят узнать?)

Повторение материала предыдущего урока.

.

Смотрят диск и заполняют таблицу

Находят значение терминов,
записывают в тетрадь

Самостоятельно выбирают критерии для классификации класса паукобразных.

Предлагают гипотезы, аргументируют свои предположения, вместе с учителем определяют правильные ответы.

Выводы записывают в тетрадь

Моделируют паука:
Ходильные ноги, педипальпы, хелицеры, дыхальца, отделы тела, глаза

Все встают в круг. На счет «Паук» надо поменяться местами, на счет «Паутина» - все переплетаются руками, на счет «Муха» - все поднимают руки вверх и смотрят вверх, а затем опускают руки вниз и глаза тоже. С каждым разом темп ускорять.

Высказывают предположения,
Слушают сообщения учащихся.
Выясняют, роль паукобразных.

Регулятивные: Сформировать умение работать по плану, целеполагание.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение,
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
Познавательные: сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность
Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вычитывать все виды текстовой информации

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные:, умение анализировать информацию, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схемуи пр.).

Коммуникативные: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Личностные: Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

Регулятивные: формирование умения работать по алгоритму , сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные: умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

5. Закрепление изученного материала и подведение итогов Создать условия для закрепления
Познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий Выберите правильные утверждения и определите название паука.
1) тело пауков состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка(К)
2) пауки дышат кислородом, растворенным в воде (О)
3) у паука несколько пар простых глазков (А)
4) ловчие сети пауки ткут ногочелюстями (М)
5) паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства (Р)
6) все пауки дышат атмосферным воздухом (А)
7) переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука (Н)
8)у пауков 3 пары конечностей (В)
9) паукообразные – гермафродиты (Е)
10) кровеносная система – незамкнутая (К)
11)пауки имеют 4 пары ходильных ног (У)
12)органы выделения – мальпигиевы сосуды (Р)
13)пауки имеют две пары усиков (Н)
14)Органы дыхания пауков –трахеи и легкие (Т)
Ответ: каракурт
Решение экологических задач.
(приложение 1)

«Моя оценка за знания». Подумайте, и поставьте себе оценку за работу на уроке (приложение 2)



Оценивают себя

Выполняют тест
Проверяют

Работают в группах, обсуждают, высказывают свое мнение, доказывают

Оценивают себя Регулятивные: сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные :
формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты, понимать и находить верный ответ.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке Формирование регулятивных универсальных учебных действий
Этап рефлексии
Закончите одно из предложений.
• 1. Сегодня на уроке мне понравилось…
• 2. Мне сегодня удалось…
• 3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…
• 4. Мне не понравилось…


Анализируют выполнение цели и задач урока.
Пытаются провести самоанализ своей деятельности на уроке. Выяснить причины затруднений.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

7.Итог урока - Достигнуты ли цель и задачи урока?
Соотносят результаты своей работы с целью урока Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

8.Обсуждение домашнего задания Формулирует и поясняет выполнение домашнего задания.

Записывают, обсуждают домашнее задание
Прочитать параграф, ответить на вопросы.
Вопрос повышенной сложности.
Какие преимущества имеет класс паукообразных по сравнению с классом …..
Творческое задание на выбор:
Нарисовать паука.
Собрать пословицы, стихи и поговорки о пауках.



Приложение:

Приложение №1
Решение экологических задач.
1) Если положить на паутину чистую бумажку, паук, подбежав, выбросит её из сети. Но если на ней была раздавлена муха, то паук опутает её паутиной и пустит пищеварительный сок. Объясните, почему?
(Ответ: с помощью органов осязания – ногощупалец, покрытых чувствительными волосками – паук улавливает различия в колебании ловчей сети и определяет живой и неживой объект. Запахи паук различает с помощью органов обоняния, находящихся на передних конечностях).
2) В определённые моменты самка паука тарантула со своими паучатами передвигается примерно по кругу. Весь путь составляет 100 – 150 м. Периодически останавливаясь, паучиха, сильно взмахнув задними конечностями, сбрасывает со спины часть паучков и быстро отбегает в сторону. Объясните поведение самки.
(Ответ: таким образом происходит расселение молодых пауков).
3) Паук – крестовик твёрдую пищу есть не может, но его жертвы – насекомые имеют твёрдый покров. Каким образом паук всё же питается насекомыми?
( Ответ: у паука внекишечное пищеварение. Поймав добычу, он убивает её ядом и впускает в тело жертвы пищеварительные соки. Под их влиянием содержимое разжижается и паук высасывает его).

Приложение № 2
Алгоритм самооценки
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку?

Приложение№3
Стих.
Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно

Приложение №4
Древнегреческих легенда
В те далекие времена в Лидии жила Арахна-дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем. Что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие. Будь же ты проклята. Век тебе плести паутину, Будь безобразной Арахной, которою люди гнать и преследовать будут всегда, и вовеки. Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину. А мастерство твое, коим ты столько гордилась, пусть остается тебе в утешенье навеки с тобой:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину. Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков. Которых по-латыни называют арахнидами.
Приложение№5
Сообщения учащихся:
– Не будь пауков, люди могли бы умирать от различных болезней, так как их переносят мухи, а как подсчитали ученые, вооружившись микроскопом, на теле одной мухи 26 000 000 микробов.
– Они являются пищей для птиц.
– Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку.
– Являются переносчиками заболеваний.
– Участвуют в почвообразовании.
– А однажды пауки помогли французам одержать победу над Голландией.
Исторический факт. В декабре 1794 г. начальник французской армии Пишегрю вступил на Нидерландскую территорию, но голландцы разрушили плотину и затопили всю страну.
Пишегрю провел в бездействии около 2х недель и уже готовился отступить без всякого успеха, когда получил от находившегося в плену у голландцев французского генерала Картмера д'Ижонваля известие, которое заставило его изменить своё намерение.
Картмер, содержавшийся в утрехтской тюрьме, наблюдал там за многочисленными пауками и вывел заключение, что вскоре должны наступить морозы. Об этом ему удалось сообщить Пишегрю.
Действительно, в январе 1795 г. ударили морозы, и французская армия могла беспрепятственно двигаться по льду… Пишегрю форсированными маршами прошел за несколько дней недоступную перед тем страну и неожиданно появился перед Амстердамом. Обескураженные голландцы не только были разбиты наголову, но даже флот их был захвачен…
… а все потому, что пауки не плетут паутину перед дождем и морозами, чтобы зря ее не расходовать.
Приложение №5

Паукообразные.
1. Тело снаружи имеет хитиновый покров.
2. Брюшко членистое.
3. Имеет 4 пары ног.
4. На головогруди имеется 2 пары усиков.
5. Имеют простые глазки или совсем их не имеют.
6. Дыхание трахейно-легочное.
7. Замкнутая кровеносная система.
8. Выделение осуществляется благодаря мальпигиевым сосудам.
9. Раздельнополые животные.
10. Развитие прямое.

Приложение №6
презентация
Знаем Хотим узнать Узнали
Отделы тела
Конечности
Среда обитания
Питание
Кровеносная система
Органы выделения
Органы дыхания
Нервная система
Размножение
Многообразие и значение

Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: chernobrovenkot (16.05.2016) | Автор: Чернобровенко Татьяна Николаевна E
Просмотров: 1211 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте,  Татьяна Николаевна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024