Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 08:54

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Лепка как средство коррекции психофизических качеств детей-сирот, имеющих нарушения интеллекта.
Лепка как средство коррекции психофизических качеств детей-сирот, имеющих нарушения интеллекта.
Скворцова Мария Адольфовна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Центр содействия семейному воспитанию № 15»
г. Санкт-Петербург

Skvortsova Maria
Saint-Petersburg State Budgetary Institution of Social Services
“Center for Orphans and Children deprived of Parental Care No 11, Frunzenskiy district”, Saint-Petersburg, Russia

Лепка как средство коррекции психофизических качеств детей-сирот, имеющих нарушения интеллекта.

Аннотация. В статье раскрыты особенности воспитанников детских домов и их социализации; а также практической деятельности детей-сирот, как одного из главных условий социализации; представлен опыт работы совместной практической деятельности воспитанников – тестопластика, как одно из средств развития социальных и психофизических качеств личности, формы и методы работы, результаты, представленные в графиках, диаграммах мониторинга.
Ключевые слова: дети-сироты, социализация, деятельность, творчество, развитие, личность, тестопластика

DOUGH ART AS A TOOL OF SOCIAL PERSONAL QUALITIES DEVELOPMENT OF FOSTER CHILDREN

Annotation: The work reveals the features of foster pupils and their socialization; as well as activities, as one of the main conditions of socialization; the experience of joint practical activities of pupils – dough art, as means of personal qualities development, forms and methods of work, the results, presented in graphs, charts monitoring.
Keywords: orphans, socialization, activity, development, personality, dough art

Воспитанниками детских домов являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Эта категория детей является большой проблемой и болью для нашего общества. Обстоятельства жизни складываются так, что такие дети больше других подвержены негативным воздействиям, нарушающих естественный процесс их социализации (различные виды депривации, негативный опыт социального сиротства и др.). Воздействие неблагоприятных условий, вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова: неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, бездуховность, дурные привычки и пр. Детей сирот характеризуют трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, часто сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, чувство одиночества, повышенную тревожность, страхи, фобии, негативная Я-концепция, низкая самооценка и др.[11]
Сиротам, учитывая частые смены окружающей среды (детские дома, воспитатели, сверстники), приходится адаптироваться в период детства, а так же испытать трудности, связанные с адаптацией при вступлении в самостоятельную жизнь.[4]
Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи. Процесс становления ребенка полноправным участником современных ему общественных отношений всегда находил свое отражение в педагогике, а также исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах Л.В. Мардахаева, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, А.В. Мудрика и др. специалистов.[13]
Исследования показывают, что детям-сиротам свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость.
Анализ современной практики воспитательной деятельности детей-сирот показал, что для расширения жизненного пространства своих воспитанников, детские дома используют различные возможности воспитательного процесса, способствующие социализации и адаптации в обществе. [9]

Актуальность выбора темы обусловлена необходимостью практической работы с воспитанниками детского дома по социализации их во внешнюю среду различными средствами, в том числе и средствами такой практической деятельности ручного труда как тестопластика.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его функционирования в обществе.
Социализация – это процесс усвоения человеком социального опыта и включение его в систему социальных отношений для дальнейшей трансляции социального опыта (Л.В. Мардахаев)[10]
Успешность процесса социализации детей-сирот зависит не только от внедрения в практику от её современных форм, но и от инновационных методов, которые используются в традиционных интернатных заведениях.[5,12.стр.32]

Л.С. Выготский определил, что «творчество - норма детского развития». Развивая тезис ученого, мы полагаем, что творчество является оптимальной деятельностью для детей-сирот с их слабой мотивацией к любой познавательной деятельности и другими интеллектуальными и эмоциональными проблемами, описанными выше, тем более, что творчество на субъективном уровне во многом является процессом, направленным на решение проблемных ситуаций и нестандартных задач.[1]

Чудесный мир тестопластики.
В моей группе, где воспитываются дети – подростки с проблемами в психофизическом развитии – я организовала творческую мастерскую под названием « Чудесный мир тестопластики», где мои воспитанники в свободное время реализуют свои творческие фантазии, проявляя способности в творческой деятельности и удовлетворяя свои потребности в общении, душевном тепле и поддержке.
Вот уже более 10 лет мои воспитанники с увлечением занимаются лепкой из солёного теста. Уходят выпускники, на смену им приходят первоклашки и с большим желанием присоединяются к сказочному путешествию в мир фантазий под названием Тестопластика.
Тестопластика – это увлекательный труд. В.А. Сухомлинский говорил, что
« Трудолюбие - это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребёнок стремится работать тогда, когда труд даёт ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя - свои усилия, своё имя».[6]
Целью моей работы я определила: Развитие творческих способностей и личностных качеств детей-сирот с проблемами в психофизическом развитии в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством (тестопластика).
Значение занятий с детьми тестопластикой велико.
Тестопластика выполняет следующие функции:
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Коррекционно-развивающее влияние такой работы на личность ребенка осуществлялась при соблюдении следующихпсихологодидактических принципов:
• неукоснительное и систематическое соблюдение принципа коррекционной направленности обучения на всех этапах работы;
• учет особенностей различных групп детей с проблемами в развитии, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие; даже приблизительное деление воспитанников на подгруппы в соответствии с их познавательными и творческими возможностями может служить ряду практических целей;
• активизация интеллектуальной деятельности воспитанников в процессе их над изделием; в ходе такой активизации побуждение детей к предварительному осмыслению структуры выполнения, определению последовательности плана работы, сопоставлению рисунка с образцом, осуществлению контроля за выполняемыми ручными действиями и т.п.;
• побуждение детей к словесному обозначению выполняемых ими действий и их результата;
• словесное обозначение (педагогом) демонстрируемого образца и процесса создания (в дидактических целях) изделия;
• формирование интереса к ручному труду и повышение мотивации трудовой деятельности;
• организация пропедевтического периода обучения; в этот период закладываются основы перцептивных действий, т. е. формируется умение обследовать предметы и их свойства (форма, величина, цвет, пространственные отношения)
В процессе моей работы я решала образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Я знакомила детей с народным декоративно-прикладным искусством. Мы посещали этнографический музей, изучали народные промыслы, читали литературу о видах народного творчества. Я формировала у детей представления о тестопластике (лепке из солёного теста). В ходе наших занятий происходило развитие познавательных способностей в процесс работы с учебными материалами, литературой, образцами и технологическими картами (рисунок-план будущей поделки).Я знакомила детей с наименованиями, техникой лепки и цветовыми сочетаниями, с основными приемами лепки, научила детей пользоваться технологической картой-планом. Посредством тематических бесед, у детей расширился словарный запас и кругозор. В процессе лепки у детей происходит развитие аналитических способностей, развивается логическое мышление, память, внимание, коммуникативные способности, художественный вкус, пространственное воображение; развивается глазомер, мелкая моторика рук, сенсомоторика. Я научила ребят разрабатывать последовательность изготовления изделий по мере постепенного усложнения методов и приемов их изготовления.
Занятия тестопластикой способствуют развитию гордости и уважения к своему народу, к его многовековой истории и национальной культуре. Я воспитываю в моих детях умение работать в коллективе, аккуратность, усидчивость, желание трудиться, терпение, внимание, целенаправленность, критичность, трудоемкость, эстетический вкус, волевые качества, развивать художественную культуру в процессе, творческого труда при изготовлении поделок.
С детьми я занимаюсь, используя разнообразные формы работы: индивидуальная, индивидуально-групповая, массовая (фестивали, конкурсы, праздники)
Основной формой являются специальные занятия в свободное время. Мы проводим занятия-вариации, занятия-импровизации, занятия - праздники, занятия-эксперименты, игры, викторины, путешествия, интегрированные занятия, посещаем выставки, экскурсии. Особое внимание уделяю общественно-полезному труду: мои воспитанники выполняют задания для нужд группы, для подготовки выставочных экспонатов, коллективных работ, сувениров для проведения мероприятий учреждения.
Очень важно было подобрать содержание работы детей, ведь эффективность на занятиях ручного труда возрастает, если выполняемые детьми задания:
• активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы;
• соответствуют ближайшим возможностям детей с проблемами в развитии (этим возможностям должны соответствовать структура объекта изделия, количество создаваемых предметов; во время тематической лепки детям надо предлагать создавать достаточно конкретные предметы);
• активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;
• позволяют формировать и закреплять умения и навыки
• (владение разнообразия способов лепки, регулирование движений в соответствии с задачами создания, правильная передача пространственных свойств предметов);
• предусматривают закрепление знакомых действий;
• способствуют всестороннему развитию;
• имеют практическое и общественное значение;
• доставляют радость и чувство удовлетворения;
• могут быть выполнены (как правило) в течение одного занятия.
Отличительной чертой занятий лепкой является то, что ребенок через сензитивное восприятие (чувственное восприятие предмета) начинает общаться с окружающим миром, получает социальный опыт адаптации в коллективе ребят единомышленников.
Стимулируя мотивацию к творчеству можно продуктивно влиять на формирование существующих потребностей ребёнка. Творчество в этом случае выступает как основа, ключевой фактор воспитания, обеспечивающий позитивную социализацию личности ребёнка.[2]
Установлено, что творчество – это процессуальная основа воспитания, обеспечивающего социализацию детей-сирот, оно преобразует все сферы их личности: интеллектуальную, эмоционально-волевую, мотивационную и ведёт к формированию творческой направленности, определяющей личностную самореализацию, интеграцию в коллективной деятельности.[3]
На наших занятиях присутствует атмосфера раскованности, свободы, что развивает в детях общительность, чувство взаимозависимости, взаимопомощи, чувство уверенности в себе. Большая роль уделяется развитию личностных качеств воспитанников: повышению самооценки, уверенности в себе, что и даёт возможность для внутреннего раскрепощения, способствующего наилучшему развитию ребёнка.
Тестопластика, позитивно влияет на процесс социализации детей, так как формирует креативное мышление, способствует сотворчеству и организации совместной деятельности. Данная деятельность является развивающей и учитывает такие свойства личности ребёнка-сироты, как воображение, наблюдательность, чувство цвета, вкус, эстетическое развитие, видение окружающего мира.
В своей работе я использую личностно-ориентированные педагогические технологии, гуманно-личностный подход к каждому воспитаннику. Данный подход позволяет развивать всю целостность совокупности качеств личности. Я обращаюсь к личности ребенка, к его внутреннему миру, к его способностям и возможностям. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть в детскую душу, понять и почувствовать, то чего он хочет достичь.[8]
Я полностью согласна с таким утверждением, что занимаясь тестопластикой, воспитанники с нарушением интеллекта эмоционально раскрепощаются, раскрываются, становятся доступными к общению, духовно обогащаются так, как творить и созидать – это великолепные моменты в нашей жизни, это радость и свет в душе.
Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что воспитатель лепит вместе с детьми, метод демонстрации личного творчества используется как можно чаще.
Воспитывая в детях положительную Я-концепцию, занятия тестопластикой способствуют успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.
Дети удовлетворенные полученным результатом, будут стремиться снова и снова проявить себя, показать то, насколько широко они могут мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в художественных образах. Передать всю красоту, эстетичность, свое видение того или иного объекта, способна творческая личность.
Тематика нашей лепки разнообразна: предметная, картины, панно. Особенно детей увлекает лепка картин. Мы лепим картины по сказкам, литературным произведениям, картины-фантазии.

Я использовала следующие критерии, по которым оценивала творческую деятельность детей:
• проявление интереса к лепке;
• умение пользоваться знаниями при выполнении своих творческих работ;
• повышение уровня обученности каждого ребёнка;
• психологический комфорт в группе;
• участие в конкурсах, выставках, воспитательных мероприятиях.
В конце каждого года обучения проводилась коллективная выставка и авторские мини выставки. Лучшие работы постоянно экспонируются на городских выставках. Таким образом, происходит отчет о работе проходит в форме выставок, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий. Мы принимаем участие в разнообразных конкурсах-выставках - районных, городских, всероссийских, международных, где занимаем призовые места, получаем дипломы победителей, лауреатов, грамоты.
Большое внимание я уделяла в моей работе личностным качествам моих воспитанников. За последние 2 года я проводила мониторинг и радует то, что отмечается положительная динамика развития психофизических и личностных качеств воспитанников что так важно для их будущей социализации в общество.
Приложение №1
Мониторинг развития личностных качеств воспитанников 11 группы на занятиях тестопластикой
Приложение №2
Результаты мониторинга вначале работы и по окончании.
Литература:
1.Байтингер И. Е. Творческая деятельность детей-сирот младшего школьного возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях детского дома. автореф. дис. кан. пед. Наук Челябинск 2000
http://geum.ru/aref/8782-1-baytinger-igor-evgenevich-tvorcheskaya-deyatelnost-detey-sirot-mladshego-shkolnogo-vozrasta-kak-fakto-ref.htm

2.Морозова И.В. Творчество как основа позитивной социализации детей-сирот в условиях детского дома. Вестник МГТУ Народное образование. Педагогика 2013
3.Мухина В.С. Особенности развития личности детей. Воспитывающихся в интернатных учреждениях» /И.А. Мухина/ /Воспитание и развитие детей в детском доме» М. 2002 с.11
4.Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот// Социс.- 2001- №4. – с.1
5.И.Н. Кузина, Ю.Н. Гуцалюк Инновационные формы и методы социализации детей - сирот в современном российском обществе. Ж.Народное образование. Педагогика. 2008 стр 32
6.В.А. Сухомлинский о воспитании. Изд. Москва 1975 стр. 131
7.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-sotsialnogo-sirotstva-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 13.12.2015).
8. http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-formirovanie-duhovnosti-rebenka-sredstvami-testoplastiki.html
9. http://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-kak-osnova-pozitivnoy-sotsializatsii-detey-sirot-v-usloviyah-detskogo-doma
10. http://xreferat.com/84/1774-1-osobennosti-socializacii-vospitannikov-detskogo-doma-s-razlichnym-periodom-prebyvaniya.html
11. http://www.talento.ru/art-studio
12. http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formy-i-metody-sotsializatsii-detey-sirot-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve
13.http://www.f-mx.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/osobennosti_socializacii_vospitannikov.html

Источник: http://*
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: magnoliya (15.05.2016) | Автор: Мария Адольфовна Скворцова E
Просмотров: 1294 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Мария Адольфовна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

2 magnoliya  
Спасибо! Как мне получить сертификат участия в конфкркеции? Квитанция за сертификат оплачена и копия выслана.

3 Светлана  
0
Здравствуйте, Мария Адольфовна!

Оплата от Вас была получена 12 мая, Сертификат отправлен на эл. почту Sorge23@yandex.ru 16 мая.
А 27 мая Вы подтвердили менеджеру получение Вами сертификата! Значит, сертификат получен.
Но, тем не менее, документ выслан Вам повторно 07.09.2016 
С уважением, Светлана Владимировна Бобрешова, декан ФКП

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024