Контрольно – оценочная деятельность в безотметочный период в школе VIII вида в условиях перехода на ФГОС.
Контрольно – оценочная деятельность в безотметочный период в школе VIII вида в условиях перехода на ФГОС.
Авторы: Степанишина Оксана Валентиновна/учитель Ромуз Елена Анатольевна/учитель Образовательная организация: ГОБОУ Мурманская КШ №1 Город Мурманск
Безотметочный период в ГОБОУ Мурманской КШ №1 длится для детей с лёгкой степенью умственной отсталости два года (1 и 2 классы), для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, сложным дефектом шесть лет ( с 1по 6 класс). Основой получения информации о развитии ребёнка в безотметочный период является педагогическая диагностика. Диагностирование включает в себя наблюдение, контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития обучающегося. Для детей 1 и 2 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (F 70) основные знания и умения, подлежащие контролю, определяются в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой общего образования (АООП ОО) (1 вариант / вариант С). Для детей 1-6 классов с умеренной (F 71) и тяжёлой (F 72) степенью умственной отсталости, и детей со сложным дефектом знания и умения, которыми могут овладеть учащиеся, подлежащие контролю, определяются на основе специальной индивидуальной образовательной программы (СИОП) разрабатываемой образовательной организацией (учителем) с учётом индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся и Адаптированной основной образовательной программы общего образования (АООП ОО) (2 вариант / вариант D) В основе оценивания лежат следующие показатели: самостоятельность, сформированность представлений (действий, операций), объём и правильность выполненных заданий. Формы контроля, применяемые в безотметочный период: вводный контроль, текущий контроль, периодический (тематический) контроль, мониторинговые административные контрольные работы, текущая аттестация, промежуточная годовая аттестация. Наиболее частое оценивание всех действий обучающихся происходит при текущем контроле, в этом случае могут использоваться следующие виды оценивания: * словесная оценка: «Молодец!», «Мне нравится, как ты стараешься!», «Отлично, ты замечательно выполнил работу!», «Хорошо, спасибо, тебя интересно было слушать», «Рассказал хорошо, но можешь лучше, попробуй ещё раз», «Не огорчайся, у тебя всё получится, только давай делать так…», «Ай-яй-яй, ты меня огорчил, надо было постараться», «Смотри, оказывается, можешь, ведь получилось же!» и т. д. * оценка – действие: рукопожатие, дружеское приветствие: «- Дай пять!», кивок головой, мимические выражения (удивлении, огорчение, восхищение), интонация голоса, тактильные действия, прикосновения (поглаживание по голове, объятия) и т. д. * оценка – символ (печать, картинка, наклейка, слово и т. п.). Может использоваться одна, как награда за очень хорошую работу, так иметь и разноуровневую направленность, например: = ракета, улыбающееся солнышко, красный квадратик, «Молодец!» и др. – выполненное задание соответствует требованиям учителя, учитель очень доволен работой учащегося на уроке, ученик проявил старание, послушание, активность в работе, точно следует инструкции, действует по образцу, стремиться к самостоятельности, к приодалению трудностей, оказывает помощь; = самолёт, половинка солнышка с закрытыми глазками, зелёный квадратик, «Хорошо!» и др. – выполненное задание в значительной степени соответствует требованиям учителя, ученик проявляет усердие, избирательно активен и избирательно проявляет самостоятельность, действует по речевой инструкции, принимает помощь учителя и сам обращается за помощью, в работах допускает ошибки, неаккуратность; = машинка, тучка с дождиком, синий квадратик, «Старайся!» - выполненные задания в минимальной степени соответствуют требованиям учителя, ученик не воспринимает речевую инструкцию, действует по подражанию, приступает к работе после индивидуального показа и обсуждения под руководством учителя, не проявляет усердия и активности при выполнении работы, бросает начатую работу, требуется постоянное стимулирование для привлечения к дальнейшей деятельности, игнорирует требования учителя, проявляет непослушание, отказывается от выполнения заданий, работы неаккуратные, содержат много ошибок и исправлений, в значительной мере нарушены правила работы в тетради. * оценка через общую игру: например, «строим общий дом (ракету,..)» (коллективное раскрашивание контурного рисунка). Каждый контурный элемент раскрашивается отдельно и символизирует, например, решённый пример, прочитанное стихотворение, выполненное упражнение, ответ на вопрос и т.д. Раскрашивает элемент ученик, отлично выполнивший свою работу. Каждый ребёнок работает своим цветом – это даёт возможность видеть его вклад в общее дело. По итогам работы (темы, предмета, четверти, …) подводятся итоги, лучшим строителям вручаются грамоты. Придумываются разные номинации, подчёркивающие сильные стороны каждого обучающегося; * оценка – лакомство (чипсы, сухарики, конфеты). Может использоваться индивидуальное лакомство, как награда за очень хорошую работу; * и другие. В течение года происходит отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью. Для этого используется специально составленная учителем «Карта отслеживания индивидуальной динамики овладения предметными результатами» по годам обучения для каждого ученика. В карте даётся перечень основного содержания обучения в данном учебном году согласно образовательной программе обучающегося и уровеня освоения программы. Карта заполняется два раза в год и является текущей аттестацией обучающегося и приложением к характеристике (согласно ФГОС) Предметом оценки является отслеживание наиболее значимых показателей самостоятельности учащихся по следующим уровням усвоения (выполнения) действий (операций): * (до) действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен, позволяет что – либо делать с ним), действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысл; * (зп) действие выполняется ребёнком со значительной помощью взрослого, смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией; * (чп) действие выполняется ребёнком преимущественно по указанию учителя с частичной помощью взрослого; * (пи) действие выполняется ребёнком по последовательной инструкции (изображения или вербально (по словесной инструкции)), нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; * (по)действие выполняется ребёнком по подражанию или по образцу, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; * (со) действие выполняется ребёнком самостоятельно с ошибками; * (сп) действие выполняется ребёнком самостоятельно и правильно. Предметом оценки является отслеживание уровня усвоения учебного материала (сформированности представлений) по следующим показателям: * (-) не реагирует на инструкцию, задания не выполняет; знания (представления) отсутствуют; * (?) инструкцию воспринимает только после повторного обращения, требуется постоянная стимулирующая помощь (на невербальном уровне); трудно выявить наличие представлений; * (=) инструкцию понимает, но не всегда действует в соответствии с ней, часто допускает ошибки, требуется стимулирующая помощь в организации деятельности; знания не прочные; представления сформированы на уровне использования по прямой подсказке; * (!) правильно понимает инструкцию, не всегда самостоятельно справляется с заданием, принимает помощь, действует адекватно; знания есть, но не всегда правильно используются; представления сформированы на уровне использования с косвенной подсказкой (изображением); * (!!) хорошие навыки, правильно понимает инструкцию, самостоятельно справляется с заданием; представление сформировано на уровне самостоятельного использования. По итогам учебного года проводится анализ результатов обучения ребёнка (промежуточная (годовая) аттестация). При подведении итогов за год определяется динамика развития по предмету: «стабильная динамика», «минимальная динамика», «средняя динамика», «значительная динамика» (минимальный уровень, достаточный уровень) и составляется развёрнутая характеристика учебной деятельности ребёнка.
Таблица 1 (дана в приложении)
По результатам индивидуальных карт в конце года составляется карта отслеживания динамики усвоения программного материала всего класса по предметным областям (Карта итоговых достижений по предметным областям ____ класса).
Таблица 2 (дана в приложении)
У каждого ребёнка свой уровень развития и задача учителя в ходе обучения продвинуть ребёнка в развитии на более высокий уровень. Контроль над результатами обучения проводится через мониторинг не реже одного раза в полугодие, начиная со 2 класса в форме контрольных работ, в 1 классе один раз в год, в конце учебного года в форме итоговой контрольной работы (согласно ФГОС) В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности действий/операций и представлений, внесённых в образовательную программу (согласно ФГОС) Содержание контрольных работ складывается из разных типов заданий требующих верного решения. Выполненное задание можно оценить, как «верно выполненное» - «+», «частично верно» - «~», «неверно» - «-». При выполнении письменных работ, напротив задания, на полях можно ставить соответствующие знаки: «+», «~», «-». - Чем больше верно выполненных заданий к общему объёму работы, тем выше показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их, как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). Результаты, продемонстрированные учеником, целесообразно соотнести с показателями: * «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%; * «хорошо» - от 51% до 65%; * «очень хорошо» свыше 65% (согласно ФГОС). При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребёнка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: * «не узнаёт объект», «не всегда узнаёт объект», «узнаёт объект»; * «действие не выполняет», «выполняет действие со значительной физической помощью», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие по образцу», выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие самостоятельно». Критериями оценивания мониторинговых работ в безотметочный период являются следующие: * «0» (нулевой уровень) – невозможность выявить имеющиеся представления, не реагирует на инструкцию, задания не выполняет, действие выполняется взрослым, знания отсутствуют; * «н» (низкий уровень) – представления не сформированы, отсутствуют основные знания по разделам программы, инструкцию понимает при неоднократном повторении, требуется постоянная стимулирующая помощь учителя, наличие минимальных практических навыков у обучающихся, проявляющихся эпизодически при активной помощи взрослого, обучающийся верно выполнил от 35% до 50% заданий; * «с» (средний уровень) – представление сформировано частично, инструкцию понимает, но не всегда действует в соответствии с ней, допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя, действует адекватно, есть минимальные знания и практические навыки, проявляющиеся периодически в процессе сотрудничества с педагогом, обучающийся верно выполнил от 51% до 65% заданий; * «в» (высокий уровень) – представление сформировано, достаточный запас знаний и практических навыков, проявляющихся в определённой системе при минимальной помощи взрослого или самостоятельно, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя, правильно понимает инструкцию, обучающийся верно выполнил свыше 65%. - Мониторинговые работы имеют вариативность в зависимости от образовательных программ, учёта психофизического развития и могут выполняться коллективно или индивидуально, если требуется активная помощь взрослого (разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические, жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределённым действиям и др). - По итогам мониторинговых контрольных работ учителем составляется аналитическая справка на класс, включающая: содержание работы, ФИО учителя, ФИО ассистента, ФИО учащихся класса, количество учащихся в классе, количество учащихся выполнивших работу, отсутствующие и причина отсутствия, качественные оценки в безотметочный период, классификаторы ошибок, % успеваемости, % качества (включает в себя высокий и средний уровни, и большую долю самостоятельности), дополнительную информацию. В конце учебного года оформляется сводная ведомость результатов обучающихся по итогам мониторинга общеобразовательной организации (% успеваемости и % качества)
Таблица 3 (дана в приложении)
Результаты образования и диагностик за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики. На основе этой характеристики составляется образовательная программа на следующий учебный период (согласно ФГОС). Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся программ, через взаимодействие следующих компонентов: • что обучающийся знает и умеет на конец учебного года, • что из полученных знаний он применяет на практике, • на сколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет, • особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося.
Литература: Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – Москва, 2015.