Конспект урока по слесарному делу.
Тема урока: Опиливание и сгибание заготовки приспособления для удаления сорняков по разметке.
Оборудование урока: Плакаты, образцы, заготовки, измерительный и режущий инструмент.
Основные термины: рабочая часть, державка, режущая часть, ручка.
№ Основные этапы работы Содержание этапа
Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Цель: Формирование у учащихся представления и умения последовательного отпиливания и сгибания заготовки по разметке.
Задачи:
Образовательные:
Обучить последовательному опиливанию и сгибанию заготовки и безопасной работе напильником и молотком.
Коррекционно-развивающие:
Коррекция мышления посредством игры «Поле чудес», с помощью отыскивания ошибок; памяти при вспоминании правил Т.Б.; общей и мелкой моторики при практической работе.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к инструменту и экономное расходование материала.
Форма урока:
комбинированный урок.
Приемы и методы: объяснение, беседа, рассказ, использование наглядного дидактического материала, выполнение упражнений и заданий.
Психологические особенности возраста:
Дети с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Учащиеся 7 класса. Все психические процессы: восприятие, внимание, память мышление нарушены.
Эмоционально-волевая сфера нарушена.
2. Предварительная подготовка:
- Оформление мастерской
- Подготовка и проверка инструмента
- Подбор заготовок
1. Ход урока
Организационный момент.
Этап психологической подготовки учащихся к решению основной задачи урока.
Коррекционное задание.
Организация внимания школьников.
- Какая сегодня дата?
- Кто сегодня отсутствует?
Дежурный называет дату и отсутствующих
Игра «Расшифруй слово».
Учитель раздает шифр обучающимся.
(см. Приложение 3)
- Отгадайте по буквам слесарный инструмент. (Демонстрация инструмента – ножницы).
Отгадывают по буквам слово «ножницы»
II.
1.Актуализация опорных знаний.
Этап подготовки к сознательному усвоению материала.
Устный опрос.
- Какое изделие мы начали изготавливать?
- Для чего нужно это приспособление?
(демонстрация рисунка)
Из каких деталей состоит изделие?
Какую деталь мы изготавливаем?
Из чего состоит рабочая часть?
Из какого материала мы делаем рабочую часть?
Какие габаритные размеры рабочей части?
(Демонстрация операционной карты см. Приложение 1)
Проверьте последовательность изготовления.
Отвечают на вопросы.
(Приспособление для удаления сорняков)
(Для удаления сорняков и других сельскохозяйственных работ).
Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы.
(Из рабочей части и ручки)
(Рабочую часть).
(Из режущей части и державки)
(Из листовой стали ).
(Длина – 210 мм, ширина – 80 мм).
Проговаривают последовательность изготовления.
III.
1.Повторение пройденного материала.
Повторение технологических операций, выполненных на прошлом уроке.
Учитель: -Вспомните и назовите технологические операции, которые мы выполнили на прошлом уроке.
Какой инструмент мы использовали для работы?
Назовите, какую мы будем выполнять следующую операцию?
Отвечают на вопросы учителя.
(1. Подготовили к разметке.
2. Разметили по чертежу
3. Вырезали по разметке.
4.Просверлили отверстие.
Показывают и называют инструменты: линейка, угольник, чертилка, ножницы по металлу.
(отпиливание острых кромок и сгибание на оправке).
VI.
1. Изучение нового материала.
Этап включения учащихся в деятельность по достижению познавательной, развивающей и воспитательной цели урока.
Постановка темы и цели урока.Тема нашего урока – «Отпиливание и сгибание заготовки ».
Мы сегодня будем учиться отпиливать острые кромки и сгибать заготовки на оправке.
Каким инструментом мы опиливаем металл? (Ответ: - Напильником)
Из каких частей состоит напильник?Один ученик показывает на стенде, остальные по очереди показывают на инструменте. (Ответ: - Ручка, рабочая часть).
Повторение устройства напильника и правильной работы с ним. Вопрос: - Как правильно работать напильником?(Усилие прилагать от себя, нельзя подгибать пальцы под напильник.)
Показ выполнения работы учителем. а) Показ опиливания заготовки с комментариями к приемами работы.
б) Показ приёмов сгибания.
- Какие инструменты мы будем использовать для сгибания заготовки?(Ответ: - Тиски, молоток, оправка.)
Учащиеся заполняют операцию в технологической карте. Наблюдают за действием учителя и слушают его комментарии.
Физкультминутка
I. Исходное положение (и. п.) - сидя на стуле.
1 - голову наклонить вправо;
2 – и.п.
3 - голову наклонить влево;
4 - и. п.
5 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать;
6 - и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
II. И. п. - сидя, руки на поясе.
1.- поворот головы направо;
2 - и. п.
3 – поворот головы вправо.
4 - и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
-выполняют упражнения.
V. Закрепление изученного материала.
Этап закрепления знаний полученных в ходе изучения нового материала, основных понятий.
Вводный инструктаж.
Какой дополнительный инструмент можно использовать?(Плоскогубцы)
Какая главная цель при опиливании?(Не испортить линии разметки).
Почему может получиться перекос заготовки при сгибании?(Неправильно зажата заготовка в тисках).
Вспомните правила техники безопасности
(см.Приложение 2)
Повторяют правила техники безопасности:
При опиливании:
-Не поджимать пальцы под носком напильника.
-Не допускать удара ручки напильника о заготовку.
-Опилки убираем при помощи щётки-смётки.
При гибке металла:
-Закреплять заготовку в тисках прочно и надёжно.
-Работать только исправным инструментом.
-Во время гибки работу выполнять в рукавицах.
VI. Практическая работа.
Повторный инструктаж.
Приступаем к выполнению работы.
(Педагог наблюдает за выполнением работы, следит за соблюдением Т.Б., помогает отстающим).
- Какие были нарушения Т.Б?
Самостоятельно выполняют приемы опиливания и сгибания. Задают возникающие вопросы.
Обсуждение нарушений Т.Б. Повторение Т.Б.
-повторяют правила Т.б.
После окончания работы убирают свои рабочие места.
VII. Подведение итогов.
Этап выявления и оценки уровня усвоения знаний и умений.
Рефлексия.
Давайте подведем итоги нашей работы.
Обмениваются заготовками, сравнивают, оценивают качество соответствия, выставляют оценки друг другу.
Чем мы сегодня занимались на уроке?(Опиливали острые кромки и сгибали заготовку приспособления для удаления сорняков).
Какую следующую операцию мы будем выполнять? (Ответ: - Отделку изделия.(зачистка,окраска).
Какие возникли вопросы во время работы?
Теперь давайте проверим и оценим свою работу.
(Педагог проверяет работы и выставляет соответствующую оценку).
Сегодня все хорошо поработали.
Урок окончен, всем спасибо!
Список литературы.
1. Воронкова В.В. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе», Москва- 1994г.
2. Воронкова В.В. «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида», Москва-2010г.
3. Мирский С.Л. «Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе», Москва-1985г.
4. Рубинштейн С.Я. «Психология умственного отсталого школьника», Москва-1970г.
5. Худенко Е.Д. «Требования к планированию и анализу коррекционно – развивающих уроков», Москва-2009г.
6. В. Г. Копелевич «Слесарное дело 5-6 кл.», Москва-1988г.
7. В. Г. Патракеев "Слесарное дело 6 кл.", Москва "Просвещение"-2013г. |