классный час: День Конституции Российской Федерации.
День Конституции Российской Федерации. (12 декабря 1993г.)
Цель: познакомить детей с историей праздника; воспитывать патриотическое отношение к символам Российской Федерации; коррекция памяти (зрительной и слуховой), внимания и речи.
Форма: классный час в 4 классе коррекционной школы VIII вида.
Методы: рассказ учителя, беседа с учащимися; наглядно-иллюстративный метод.
Вопросы для беседы: 1. Как называется Основной Закон нашего государства? 2. Когда была принята Конституция Российской Федерации? 3. Какие вы знаете права и обязанности граждан страны, закреплённые Конституцией Российской Федерации? 4. Какие символы Российского государства закреплены в Основном Законе страны? 5. Что относится к символам РФ? 6. Что вы знаете о символах государственной власти России?
Оборудование: карта Российской Федерации, запись гимна, плакаты с изображениями Флага, Герба, текста Гимна РФ, флаг г.В.Новгорода с изображением герба, герб г. Окуловка, фото президента, губернатора Новгородской области, карточки для самостоятельной работы. План-конспект занятия 1. Организационный момент. Коррекционная задача: концентрация внимания, мотивировка на урок - Ребята, у нас сегодня немного необычный урок. И начну я его тоже необычно. - Я попрошу вас подравняться, быть посерьёзней. Сейчас прозвучит мелодия. Прослушаем ее стоя. ( Первичное звучание Гимна) - Прошу всех сесть. Коррекционная задача: актуализация социального опыта, связь с жизнью - Поднимите руку те, кто когда-нибудь слышал эту мелодию. - А где вы её могли слышать? - Может быть, кто-нибудь скажет, что это за мелодия? (Гимн)
2. Вступительная часть беседы. Коррекционная задача: развитие внимания, зрительно-слуховой памяти - Правильно! Это мелодия нашего Гимна. Эту мелодию написал Александр Васильевич Александров (1883-1946). (Показ фотографии композитора) - А что же такое Гимн? Гимн - это торжественная песнь, славящая кого-либо. При исполнении Гимна, в знак особого уважения присутствующие встают, мужчины должны быть без головных уборов. Вот, почему я вас попросила эту мелодию послушать стоя. - Так что же такое Гимн? (торжественная песнь) - У песни должны быть слова. И эти слова написал Сергей Владимирович Михалков. (Показ фотографии поэта)
2.1 Первичное чтение текста Гимна учителем. Коррекционная задача: Развитие слухового внимания, анализ и синтез - Текст Гимна (т.е. слова) у вас у всех лежат на партах и висят на доске. - Вот послушайте, я прочитаю первый куплет и припев Гимна. - Мы сказали, что Гимн - это торжественная песня, славящая кого-либо или что-либо. - Что и кого славит наш Гимн? (Россию, народ) - Правильно Гимн славит Россию и ее народ, т.е. нас и нашу с вами Родину. А наша Родина - Россия.
2.2 Работа с картой у доски. Коррекционная задача: Развитие умения ориентироваться по карте; актуализация межпредметных связей; актуализация знаний, направленных на социализацию учащихся - Россия - это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. - Сейчас на нашей планете более 190 государств. В России проживают люди разных национальностей. - Какие национальности вы знаете? - В России проживают русские, татары, украинцы, чуваши и другие народы. - Назовите столицу России, нашей Родины? (город Москва) (отмечаем на карте и в атласах). Столица России - Москва. Москва - самый большой город в России, столица нашего государства. В Москве работает Президент страны, Правительство России, Государственная Дума. - Кто знает, как зовут нашего Президента? (В.В. Путин) (фотография президента) - Правительство, Дума решают важные государственные задачи и создают законы. - Основным Законом Российского государства является Конституция РФ (показ). Первая Советская Конституция была учреждена в 1918 году.
3. Основная часть беседы. 3.1 Рассказ учителя Коррекционная задача: развитие внимательности, умения слушать и слышать учителя; актуализация межпредметных связей, жизненного опыта - С образованием Советского Союза в 1922 году была принята Конституция СССР. Она существовала долгие годы. Но изменения в общественном и государственном строе России привели к принятию новой Конституции - Конституции Российской Федерации. Она была принята 12 декабря в 1993 году (родилась). В этот день, 12 декабря, мы и празднуем День Конституции РФ. - Давайте вместе посчитаем, сколько лет исполнится Конституции РФ в этом году? 3.2 Словарная работа Коррекционная задача: введение новых слов в активный словарь учащихся - Конституция - в переводе «постоянная». И мы вот уже … лет неизменно живём по законам, которые прописаны в Конституции РФ. Некоторые из них я хочу вам зачитать, (статья 1., ст.37., 38., 40., 41., 43.). - А вот статья 65 поможет нам понять, что же такое Федерация? Федерация - союз, в него входит 89 субъектов или, по-другому сказать, республик, областей, краёв (21-республика, 6-краёв, 49-областей). Коррекционная задача: введение регионального компонента, актуализация социального опыта - В какой области мы с вами живём? (Новгородской) Так вот, наша Новгородская область тоже входит в состав Российской Федерации. - А в 70-ой статье Конституции РФ закреплены символы государственной власти. - Что же такое символы? С символами вы встречаетесь в жизни постоянно. Коррекционная задача: Развитие внимания, актуализация знаний, направленных на социализацию учащихся. Символ - это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого-либо понятия. К примеру, проходя мимо дома, на котором изображён красный крест, или, увидев его на дорожном знаке, мы сразу понимаем, что рядом находится - что? (больница). - Свои собственные символы могут иметь различные организации, спортивные общества, учебные заведения... - Ну, и, конечно же, свои отличительные символы должно иметь любое государство, а я говорила, что у нас их на планете более 190. - Может кто-нибудь сам мне сможет назвать эти символы? (флаг, герб, гимн). Коррекционная задача: развитие внимания, актуализация знаний, направленных на социализацию учащихся. Флаг, Герб, Гимн - официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства. - Ну, а сейчас немного подробнее остановимся на каждом символе. Итак, Флаг: Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. - Внимательно посмотрите и скажите, что же представляет наш флаг? (ответы детей). - Флаг - это прикреплённое к древку полотнище определённого размера и цвета.
3.3 Развитие устной речи учащихся через ответы на вопросы учителя Коррекционная задача: построение устного высказывания, формулирование полного ответа; актуализация межпредметных связей; развитие внимательности, умения слушать и слышать учителя. - Какой формы наш флаг? (Наш флаг прямоугольной формы.) - Сколько полос на флаге? (На флаге России три полосы.) - Какого размера полосы? (все полосы на флаге России одинакового размера) - Какого цвета полосы? (На российском флаге полосы белого, синего и красного цвета)
3.4 Рассказ учителя Коррекционная задача: развитие внимательности, умения слушать и слышать учителя; актуализация межпредметных связей, жизненного опыта - Бело-сине-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Пётр I (в старших классах вы узнаете много интересного о нём). В то время расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу - мир физический (природный) - красный; выше - небесный, голубой; ещё выше - мир Божественный, белый. В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: Белый - благородство, мир и чистота совести. Синий - честность, верность и правда, цвет неба (высокий и чистый). Красный - смелость и великодушие, цвет огня, мужества и отваги. - Цвет первых стягов (флагов) славян был красным. Это цвет наиболее заметный и яркий. На Руси всё самое красивое называли красным: красна девица, красно солнышко, Красная площадь и т. д. - А где находится Красная площадь? (ответы детей) (фотографии) - Правильно, в столице нашей Родины городе Москве. Коррекционная задача: развитие внимательности и самостоятельности; сопоставление слуховой и зрительной информации; развитие умения ориентироваться по плакату Почти у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак. Такой знак называется гербом. - Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл, поднявший вверх распушенные крылья (они как лучи солнца). Орёл увенчан тремя историческими коронами Петра Великого (двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, - объединённых лентой). В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла помещён герб города Москвы. Это означает, что Москва - столица могучего Российского государства. (Плакат с изображением Герба) Форма герба напоминает щит. И на груди орла тоже изображён щит тёмно-красного цвета, на котором изображён всадник в синем плаще - святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, поражающий копьём чёрного змея (дракона). - Кто помнит с чего я начала свой рассказ о Гербе? (Герб есть почти у каждого города) Коррекционная задача: введение регионального компонента, актуализация социального опыта, развитие памяти – Как называется главный город нашей области? (Великий Новгород) - Область Новгородская, а город Великий Новгород. - Как зовут губернатора Новгородской области? (Сергей Герасимович Митин) (фотография) - Я вам хочу показать флаг и герб нашего областного центра (изображение флага и герба Новгородской области) -А как называется наш районный центр? (г. Окуловка) - Посмотрите, и у города Окуловка тоже есть свой герб (изображение герба)
4. Заключительная часть беседы. Итог занятия. Коррекционная задача: актуализация знаний, полученных на уроке; самостоятельная обработка учебной информации, умение применять на практике полученные знания. - Ребята, а где мы могли видеть, встретить эти государственные символы? Флаг: на государственных зданиях, на Думе правительства, на жилых домах в дни праздников и памятных событий. Самый большой флаг (3 на 4 метра) развевается над Кремлём. Государственный флаг находится в рабочем кабинете Президента и на его транспортных средствах. Он может быть поднят во время торжественных мероприятий (соревнования) и в знак траура должен быть приспущен. Мы с вами говорим, что флаг и герб - это отличительные знаки нашего государства, их можно увидеть и на границе Родины. - Где ещё мы встречаем герб? (на зданиях Суда, Правительства, прокуратуры, центрального банка, официальных представительств за границей, а также на гербовых печатях, на знамёнах и флагах Вооружённых Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации) - Как называется мелодия, которую мы слушали в начале урока? (гимн) Государственный гимн (торжественная песнь), также как Государственный флаг и герб, является официальным символом Российской Федерации. Исполняется он во время торжественных церемоний и других мероприятий, например, при поднятии Государственного флага, при открытии памятников и памятных знаков, при вручении государственных наград, при встрече и проводах глав государств, при открытии и закрытии торжественных собраний, посвящённых государственным праздникам. - Ну, вот и подошёл к концу наш необычный урок. - Как он назывался? (Урок России) - С какими символами вы познакомились? (гимн, флаг, герб) - А насколько хорошо вы в них разобрались, я сейчас легко узнаю. Вы должны соединить стрелками название государственного символа с его определением (индивидуальная работа по карточкам)
- А теперь разрешите наш торжественный классный час, посвящённый государственному празднику Дню Конституции РФ считать законченным (звучит Гимн, дети должны встать).