Использование метода проектной деятельности на уроках изобразительного искусства у детей с нарушением интеллекта.
Использование метода проектной деятельности на уроках изобразительного искусства у детей с нарушением интеллекта.
«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь» Китайская пословица.
В связи с изменениями в современном обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с нарушением интеллекта. Это связано с особенностями их развития: недоразвитием речи, с узким кругом интересов и мотивов, их непреодолимой стеснительностью и неумением начать беседу, понять высказывание или вопрос собеседника и вразумительно ответить ему. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучение таких детей позволяет приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению. Одной из таких технологий является метод проектной деятельности, который применим во многих дисциплинах, в том числе и в изобразительной деятельности. Занятия изобразительным искусством имеют большое коррекционно-развивающее значение, они способствуют совершенствованию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.[2, 135 ] Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка, поскольку в процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом.[1, 152 ] Метод проектов – это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся (макет, схема, план-карта, видеофильм, выставка…) Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Преимущества метода проекта - он даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; - успешно интегрируется в образовательный процесс; - обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; - позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия. Проекты могут быть: 1) (по количеству участников проекта) индивидуальными; групповыми: - «парные» (для двух обучающихся); - микрогрупповые (по 3—4 подростка); - классно-групповые (всем коллективом или кружком (клубом) по интересам). 2) (по виду деятельности) - информационные - исследовательские - творческие - ролевые - практико-ориентированные (прикладные). 3) ( по продолжительности) - мини-проекты (1 урок ) - краткосрочные (4 - 6 уроков) - среднесрочные ( 30 - 40 часов) - долгосрочные (внеурочное время) Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства помогает сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Для детей с нарушением интеллекта, проект очень сложен, и имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации: - он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся, т.к. у каждого ребёнка свои «особенности» в развитии; - в качестве приоритетной является коллективная деятельность. А в условиях коррекционных школ VIII вида это имеет немаловажное значение; - деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль; - задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида имеет немаловажное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению и общаться. Самое важное то, что при групповой работе развиваются "социальные" умения работать в команде. Проект развивает у ребят «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Для выполнения коллективной работы прекрасно подходят уроки рисование на тему. Так в 1-4 классах подходят классно-групповые проекты (всем коллективом), а в 5-7 классах парные (для двух обучающихся) или микрогрупповые (по 3—4 подростка). Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися. Ребята увлечённо работают, стараются, ответственно выполняют задания, чтобы коллективная работа получилась яркой, выразительной. Такая работа дисциплинирует учащихся, повышает чувство ответственности и собственной значимости. Моими учащимися на уроках изобразительного искусства были созданы такие проекты: «Рыбки в аквариуме среди водорослей» (2 класс), «Парк осенью» (3 класс), «Снежинки» (4 класс), «Что мы видели на стройке» (6 класс), плакат «День Победы» (7 класс). Метод проекта я использую и во внеурочной деятельности. Здесь возникают определённые сложности, так как школьники с нарушением интеллекта испытывают очень большие трудности во всём: в выборе темы проекта, его подготовки и представлении. Учитель выполняет большой объём работы и оказывает большую поддержку, но это того стоит. Именно в проектной деятельности создаются условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту. Участие в проекте позволяет приобрести учащимся уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Мы с ребятами выбираем творческие проекты, так как они более доступны для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В ходе выполнения всех работ я выступала в роли «Консультанта», «Координатора», «Специалиста», «Руководителя», ну и конечно, в роли «Эксперта». Моими учащимися были созданы такие проекты: творческий проект «Необычные способы рисования красками» ( изготовление декоративных панно, выполненных красками в необычных техниках для украшения интерьера), творческий проект «Изготовление бус из соленого теста». Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать многие воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни. Именно поэтому необходимо применять в своей работе новые методы обучения, и метод проектов как один из них. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ними людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научится жить в нем.
«Рыбки в аквариуме среди водорослей», 2 класс
«Снежинки», 4 класс
Литература
1. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1982.-168с., ил. 2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа- Пресс, 1994. - 416 с. 3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003. 4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. М.: Учитель,2000. 5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.