Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 06.12.2016, 19:04

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Присоединяйтесь!
Конкурс ИКТ в КП
Конференция
Шкаф с документами
Конкурсы для детей
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Использование метода проектной деятельности на уроках изобразительного искусства у детей с нарушением интеллекта.
Использование метода проектной деятельности на уроках изобразительного искусства у детей с нарушением интеллекта.

«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь»
Китайская пословица.

В связи с изменениями в современном обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с нарушением интеллекта. Это связано с особенностями их развития: недоразвитием речи, с узким кругом интересов и мотивов, их непреодолимой стеснительностью и неумением начать беседу, понять высказывание или вопрос собеседника и вразумительно ответить ему.
Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучение таких детей позволяет приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению. Одной из таких технологий является метод проектной деятельности, который применим во многих дисциплинах, в том числе и в изобразительной деятельности.
Занятия изобразительным искусством имеют большое коррекционно-развивающее значение, они способствуют совершенствованию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.[2, 135 ] Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка, поскольку в процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом.[1, 152 ]
Метод проектов – это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся (макет, схема, план-карта, видеофильм, выставка…) Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.
Преимущества метода проекта
- он даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный
баланс между теорией и практикой;
- успешно интегрируется в образовательный процесс;
- обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их
самостоятельность, активность;
- позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия.
Проекты могут быть:
1) (по количеству участников проекта)
индивидуальными;
групповыми:
- «парные» (для двух обучающихся);
- микрогрупповые (по 3—4 подростка);
- классно-групповые (всем коллективом или кружком (клубом) по интересам).
2) (по виду деятельности)
- информационные
- исследовательские
- творческие
- ролевые
- практико-ориентированные (прикладные).
3) ( по продолжительности)
- мини-проекты (1 урок )
- краткосрочные (4 - 6 уроков)
- среднесрочные ( 30 - 40 часов)
- долгосрочные (внеурочное время)
Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства помогает сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей.
Для детей с нарушением интеллекта, проект очень сложен, и имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:
- он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся, т.к. у
каждого ребёнка свои «особенности» в развитии;
- в качестве приоритетной является коллективная деятельность. А в условиях
коррекционных школ VIII вида это имеет немаловажное значение;
- деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;
- задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в
создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для
активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.
Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида имеет немаловажное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению и общаться. Самое важное то, что при групповой работе развиваются "социальные" умения работать в команде. Проект развивает у ребят «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Для выполнения коллективной работы прекрасно подходят уроки рисование на тему. Так в 1-4 классах подходят классно-групповые проекты (всем коллективом), а в 5-7 классах парные (для двух обучающихся) или микрогрупповые (по 3—4 подростка). Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися. Ребята увлечённо работают, стараются, ответственно выполняют задания, чтобы коллективная работа получилась яркой, выразительной. Такая работа дисциплинирует учащихся, повышает чувство ответственности и собственной значимости.
Моими учащимися на уроках изобразительного искусства были созданы такие проекты: «Рыбки в аквариуме среди водорослей» (2 класс), «Парк осенью» (3 класс), «Снежинки» (4 класс), «Что мы видели на стройке» (6 класс), плакат «День Победы» (7 класс).
Метод проекта я использую и во внеурочной деятельности. Здесь возникают определённые сложности, так как школьники с нарушением интеллекта испытывают очень большие трудности во всём: в выборе темы проекта, его подготовки и представлении. Учитель выполняет большой объём работы и оказывает большую поддержку, но это того стоит. Именно в проектной деятельности создаются условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту. Участие в проекте позволяет приобрести учащимся уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Мы с ребятами выбираем творческие проекты, так как они более доступны для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В ходе выполнения всех работ я выступала в роли «Консультанта», «Координатора», «Специалиста», «Руководителя», ну и конечно, в роли «Эксперта». Моими учащимися были созданы такие проекты: творческий проект «Необычные способы рисования красками» ( изготовление декоративных панно, выполненных красками в необычных техниках для украшения интерьера), творческий проект «Изготовление бус из соленого теста».
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать многие воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.
Именно поэтому необходимо применять в своей работе новые методы обучения, и метод проектов как один из них. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ними людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научится жить в нем.


«Рыбки в аквариуме среди водорослей», 2 класс


«Снежинки», 4 класс

Литература

1. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: Учеб.
пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1982.-168с., ил.
2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и
студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-
Пресс, 1994. - 416 с.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти,
2003.
4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. М.: Учитель,2000.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

Интернет – источники

- https://docviewer.yandex.ru
- http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/1831--viii-.pdf
- http://uo-bograd.narod.ru
- http://project.1september.ru
- http://150-4ex-lyubschool.edusite.ru
- http://vio.uchim.info/Vio_104/cd_site
- https://infourok.ru/statya-metod-proektnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-
izobrazitelnogo-iskusstva-915773.html
- http://pandia.ru/text/80/072/52968.php
- http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/12/14/uchebno-
metodicheskaya-razrabotka-organizatsiya

Источник: https://yadi.sk/i/avnKZHK8t2j2e
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: Olga26111975Zarinsk (05.07.2016) | Автор: Беспалова Ольга Леонидовна E
Просмотров: 57 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
1  
Здравствуйте, Ольга Леонидовна!
Ваша работа допущена к    участию в Конференции.     
      
С уважением, куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

2  
Большое спасибо, Любовь Павловна!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С Наступающим!
Форма входа
Логин:
Пароль:
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 1
Пользователей: 3
galahova7, Светлана, ROW1960


© Образовательный портал "Мой университет", 2012
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz