Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 24.06.2017, 22:03

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурс педагогам
Конкурсы для детей
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Использование интерактивных технологий в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями

Использование интерактивных технологий в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями
Учитель биологии МКСКОУ школы-интерната
города Кулебаки Нижегородской области
Королева Наталья Викторовна

Среди технологий обучения, получивших наибольшее распространение в XXI веке в образовательной среде, особое место занимают интерактивные технологии, которые зарекомендовали себя как эффективный способ передачи знаний, выработки навыков и умений у учащихся и успешно применяются в ряде стран при преподавании общешкольных дисциплин. Интерактивные методы и технологии обучения лежат в основе многих педагогических инноваций.
Быстро развивающаяся информатизация образования открывает широкие возможности и перспективы совершенствования процесса обучения в специальных (коррекционных) учреждениях. Сегодня все шире в коррекционно-развивающей деятельности используются интерактивные технологии.
Интерактивные технологии по В.В. Гузееву — это «вид информационного обмена обучаемых с окружающей информационной средой».
Интерактивность (в контексте информационной системы) — это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. Интерактивные технологии являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной задачей которой является активное вовлечение каждого из учащихся в образовательный и исследовательский процессы.
Одним из современных технических средств, относящимся к интерактивным технологиям, способствующим повышению качества обучения, является интерактивная доска.
Интерактивная доска является техническим средством, разработанным специально для интерактивного обучения. Ее использование позволяет реализовать как новые, так и традиционные педагогические приемы, поскольку она сочетает в себе преимущества компьютера с достоинствами школьной доски. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал: «Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются». В процессе обучения интерактивная доска дает педагогу возможность использовать визуальный, слуховой и кинестический анализаторы учащихся с интеллектуальными нарушениями, что способствует успешному усвоению новой информации.
Интерактивное обучение предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, решение учебных вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.
С точки зрения М.В. Кларина «интерактивное обучение — это обучение, основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, с целью получения нового опыта».
Различные аспекты применения интерактивных технологий в учебном процессе исследовали как отечественные (Л.П. Бельковец, В.В. Гузеев, М.А. Горюнова, С.С. Кашлев, М.В. Кларин, А.В. Парфенова, Д.Ю. Усенков и др.), так и зарубежные специалисты (R.Deaney, S. Hennessy, L.Z. Tzvetanova-Churukova, D.L. Todorini, M. Winterbottomи др.).
Интерактивная доска позволяет педагогу представить учащимся с интеллектуальными нарушениями информацию не только в большом объеме, чем традиционные источники, но и в интегрированном виде, используя тексты, графики, схемы, звуки и видео; активизировать внимание, повышать уровень мотивации и развивать мыслительные процессы; моделировать изучаемые процессы там, где невозможно провести эксперимент.
С помощью интерактивной доски педагог может организовать активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, так как она формирует поле информационного обмена между ними, переводит ученика из положения слушателя, пассивно воспринимающего информацию от учителя, в состояние активного участника процесса обучения.
Методика проведения урока с использованием интерактивных технологий мало чем отличается от проведения традиционного урока, соответственно интерактивная доска выступает как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Использование интерактивной доски в процессе обучения позволяет учителю:
- осуществить интерактивное взаимодействие (организовать диалоговое общение, которое приведет к взаимодействию, совместному решению значимых для учащихся задач; в процессе этого диалога учащиеся с интеллектуальными нарушениями, учатся решать сложные проблемы на основе анализа информации, принимать продуманные решения, критически мыслить);
- повысить наглядность обучения (что позволяет реализовать один из важнейших принципов коррекционного обучения - наглядность: ведь нельзя забывать о том, что у учащихся с интеллектуальными нарушениями преобладает наглядно-действенное мышление);
- организовать эффективно групповую и индивидуальную работу учащихся;
- осуществить оперативный контроль знаний.
Основная функция интерактивной доски - передача учебной информации. Другие её функции:
- управленческая (предоставляет возможность активизировать внимание учащихся с интеллектуальными нарушениями, подготовить к изучению учебного материала и осуществить обратную связь с целью контроля и коррекции полученных знаний);
- адаптивная (обеспечивает выборочный показ материала, варьирование темпа, объема информации и т.д.);
- интегративная (позволяет рассматривать объект или явление как часть и целое, учит отбирать, связывать воедино знания, приобретенные из различных источников информации);
- мотивационная (способствует поддержанию интереса учащихся за счет усиления чувственного аспекта знаний, демонстрации и практической значимости);
- компенсаторная (облегчает процесс обучения, способствует достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени);
- развивающая (способствует развитию мышления, внимания, памяти, речи, овладению способами управления своей учебной деятельностью);
- воспитательная (оказывает на учащихся эмоциональное воздействие, способствует формированию отдельных качеств личности, развитию мышления, организованности, дисциплинированности).
В зависимости от дидактических целей с помощью интерактивной доски можно использовать следующие виды компьютерных программ и интерактивных пособий:
- учебные;
- тренажеры;
- контролирующие;
- демонстрационные;
- имитационные;
- справочно-информационные.
Подчеркнем - интерактивная доска не должна использоваться на каждом уроке или его этапе. Наибольшего эффекта можно достичь только при целенаправленной работе с ней.
Одной из главных задач, стоящих перед педагогом специального (коррекционного) учреждения, является: активизация умственной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями; расширение кругозора; углубление знаний об окружающем мире; развитие речи. Интерактивные технологии позволяют сделать уроки более интересными, динамичными, продуманными, мобильными.
Использование интерактивной доски дает возможность учителю проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (видео, музыка, анимация), обеспечивает наглядность, большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (возможность индивидуальной работы с каждым учащимся, применение разноуровневых заданий). Интерактивная доска позволяет многие технические процессы показать в динамике, в иллюстративный материал включать не только статичные изображения, но и фрагменты учебных и научно-популярных видеофильмов, мультимедиа объектов, позволяющих наглядно демонстрировать процессы, скрытые от глаз наблюдателя.
Особенность образовательного процесса с применением интерактивных технологий заключается в том, что в центре учебной деятельности оказывается учащийся с интеллектуальными нарушениями, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Пи этом, в роли помощника, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность и самостоятельность ученика, выступает учитель.
Значимость задачи развития аналитико-синтетической деятельности у учащихся с интеллектуальными нарушениями связана с тем, что успешность её решения является важным условием полноты и адекватности познания данной категорией учащихся окружающего мира. Несформированность основных мыслительных операций не позволяет учащимся с интеллектуальными нарушениями в должной мере овладевать знаниями и может служить причиной не только школьной, но в дальнейшем и социальной дезадаптации в современном обществе.
Использование интерактивных технологий есть ещё одно средство в достижении цели развить, обучить, воспитать ребёнка. Причём, средство эффективное, так как опирается на эмоциональную сферу, усиливает наглядное представление материала на уроке, повышает мотивацию учащихся к процессу учения, создает условия для приобретения учащимися с интеллектуальными нарушениями методов познания и исследования мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В.В. Гузеев. — М.: Сентябрь, 2006. — 192 с.
2. Егоров, С.Ф. Ушинский К.Д.: наука и искусство воспитания / Сост. С.Ф. Егоров. — М., 1994. — 208 с.
3. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова. — М.: Просвещение, 1985.—144 с.
4. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Мн.: Университетское, 2000. – 95 с.
5. Кларин, М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 21—28.
6. Иванова, А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей / А.Я. Иванова. — М.: Изд-во Мосв. ун-та, 1976. – 134с.
7. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 144 с.
8. Олешков, М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / М.Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.

Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: smart2017 (14.02.2017) | Автор: Королева Наталья Викторовна E
Просмотров: 175 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Наталья Викторовна!
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и  допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Современные интерактивные технологии в коррекционном образовании".
С уважением, технический эксперт Николаева Ольга Валериевна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
galahova7


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017