Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 05:34

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога с обучающимися начальных классов специальной (кор.) школы
«Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога с обучающимися начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

«Для педагога особенно важно знать своеобразие пути,
по которому он должен повести ребенка.
Именно для того, чтобы дефективный ребенок
мог достичь того же, что и нормальный,
следует применять совершенно особые средства»
Л. С. Выготский
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные средства обучения (ИКТ).
Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жизнь. Информационные технологии входят в жизнь ребёнка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Логично возникает вопрос о необходимости использования компьютера в индивидуальной работе учителя – дефектолога с обучающимися начальных классов специальной (коррекционной) школы на индивидуальных занятиях.
Итак, что же такое ИКТ?
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Основной целью применения информационных технологий считается повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.
Задачи ИКТ в коррекционном обучении на индивидуальных занятиях:
– развивать основные психические функции учащегося: мышление, внимание, память;
– формировать коммуникативные способности;
– индивидуализировать обучение;
– развивать творческие способности;
– знакомить с информационными процессами в современном обществе;
– использовать компьютер как средство познания.
В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Принтер
• Видеомагнитофон, DVD плейер
• Телевизор
• Магнитофон
• Фотоаппарат
• Видеокамера
• Электронные доски
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
• Фотографии;
• Видеоролики;
• Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
• Мультимедийные презентации;
• Детские развивающие компьютерные игры;
• Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности.
Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы необходимо на коррекционных занятиях с применением ИКТ использовать здоровьесберегающие технологии.
Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях с применением ИКТ:
1. Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером на занятиях с применением ИКТ необходимо соблюдение санитарно – гигиенических требований: в 1 классе за компьютером можно работать не более 10 минут, во 2 - 4 классах – не более 15 минут.
2. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на занятии необходимо проводить динамические паузы, физминутки и зрительные гимнастики.
Зрительные гимнастики рекомендуется проводить в середине и в конце занятия в течение 1 минуты.
Так же для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради и за компьютером рекомендуется учащимся при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд вдаль на несколько секунд.
Для укрепления глазных мышц, снятия усталости глаз очень полезно использовать стереограммы (определение изображения, спрятанного на рисунке).
3. Необходимо соблюдение требований к дизайну мультимедийных презентаций:
• шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт
• количество цветов на слайде не больше трёх
• цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался
• текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учеников
4. В течение коррекционного занятия необходимо применять разнообразные минутки релаксации, а конце урока элементы рефлексии.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии на коррекционных занятиях с применением ИКТ способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Процесс обучения становиться интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала на уроках, усиливается интерес детей к занятиям.

Преимущества использования ИКТ на индивидуальных занятиях.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
– тренируется эффективность внимания, память и мышление;
– дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
– быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
– дети раньше овладевают чтением и письмом;
– активно пополняется словарный запас;
– развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
– воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
– развиваются воображение и творческие способности.
На коррекционных занятиях с учителем-дефектологом при обучении детей с нарушением интеллекта могут использоваться следующие электронные средства учебного назначения:
– компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
– компьютерные лабиринты для управления объектом;
– компьютерные мозаики;
– логические игры на компьютере;
– компьютерные энциклопедии;
– компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями;
– игры-кроссворды;
– компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков.

На индивидуальных занятиях с обучающимися начальной школы с целью развития психических процессов использую компьютерные презентации.
Пример 1.
Упражнения на развитие памяти можно составить, используя презентацию. Например, предложить учащимся за 10-15 секунд запомнить изображение. На экране геометрические фигуры (жёлтый треугольник, зелёный круг, красный прямоугольник, синий многоугольник). Количество, расположение и сложность фигур, определяются уровнем сформированности высших психических функций. После чего изображение свернуть и задать учащимся вопросы.
Затем для проверки учащимся снова показывается изображение.

Пример 2. Упражнения на развитие внимания
Ребенку показывают лист с рисунками и дают задание: «Найти в строчке то животное, которое ты видишь в жёлтом квадрате» или «Найди пару каждой рукавичке. Соедини их линией».

Пример 3.
Работа по формированию и развитию логического мышления.
Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Различные логические упражнения чаще не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно - воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.

Пример 4.
Работа направлена на развитие восприятия
Ребёнку предлагается задание «Где чья тень?»

Использованная методическая литература:
1. Научно-методической статья «Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида». Гафиятуллина А.Г. Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 46-48.
2. Харлампиева С.Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. М.: 2009.
3. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
4. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: М. «Академия», 2010.

Цель внедрения информационно - коммуникационных технологий в специальное обучение - коррекция нарушений и общее развитие аномального ребенка. Применение компьютера на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога, как одной из форм коррекционной работы – один из путей поддержки у умственно отсталых учащихся положительной мотивации к получению знаний.
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: Nadeshda (23.04.2017) | Автор: Надежда Юрьевна E
Просмотров: 1892 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 onik71  
Уважаемая  Надежда Юрьевна!
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и  допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Современные интерактивные технологии в коррекционном образовании".
С уважением, технический эксперт Николаева Ольга Валериевна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024