Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 18.04.2024, 15:02

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Формирование компьютерной грамотности учащихся на уроках по предмету «Элементы компьютерной грамоты» через развитие практических умений и навыков
1
В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям волей неволей приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, который не пользуется телевизором и радио, электрическим чайником и холодильником, печатной машинкой и компьютером, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то существование человека в этом мире сильно осложнилось.
Мы живем в век информации. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной науки и производства, быстро проникают в нашу повседневную жизнь, в школы и дома. За компьютер садятся все более молодые люди, дети младшего школьного возраста и даже дошкольники. Не обошел компьютер стороной и специальные школы – школы для детей с особенностями психофизического развития.

2
На сегодняшний день существуют различные определения компьютерной грамотности. Приведу некоторые из них:
Компьютерная грамотность - совокупность навыков, знаний и умений, позволяющих человеку использовать объекты информационно-коммуникационных технологий (технику, программное обеспечение, средства коммуникации) в своей повседневной жизни.
Компьютерная грамотность — владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества (Академик А.П. Ершов)
Компьютерная грамотность— это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, как, например, умение водить автомобиль. Они скорее относятся к мыслительным навыкам.
Компьютерная грамотность — овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается сегодня как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо. (Энциклопедия информационного общества)

3
Если целесообразность проведения компьютерного ликбеза в общеобразовательных школах никто уже не оспаривает, то вопрос о необходимости обучения информатике «особенных» детей, а именно детей с умственным недоразвитием до сих пор вызывает множество споров.
Но тем не менее с 2006/2007 учебного года в Республике Беларусь в государственный компонент планов специальных учреждений образования и учреждений образования общего типа, создавших условия для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью, в VI-X классах, в количестве 1 час в неделю, введен предмет «Элементы компьютерной грамоты». И с этого времени информатизация общества осуществляется на всех уровнях, в том числе и в системе специального образования.
Реализация курса «Элементы компьютерной грамоты» позволяет решать такие актуальные задачи специального образования как улучшение качества образования, повышение компетентности учащихся, подготовка школьников с интеллектуальной недостаточностью к полноценной жизнедеятельности в условиях современного общества. Изучение данного предмета обеспечивает повышение познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, усиливает мотивацию и служит важным механизмом социализации школьников с интеллектуальной недостаточностью. Так как сегодня компьютерные технологии используются в различных сферах жизни человека, и их освоение необходимо рассматривать как часть общего образования наряду с овладением такими навыками, как чтение, письмо, счет.
В инструктивно-методическом письме по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе сказано, что
«Наиболее существенные, с позиции дидактических принципов, методические цели обучения школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий следующие:
Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
-развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
-развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
-подготовка обучаемых средствами ИКТ к самостоятельной познавательной деятельности.
Мотивация общеобразовательного процесса:
-повышение качества и эффективности процесса обучения за счет использования ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.»

Овладение элементарными пользовательскими умениями и навыками работы с компьютером способствует социальному развитию, становлению и более успешной интеграции в жизнь современного общества учащихся I отделения вспомогательной школы.
Учебный предмет «Элементы компьютерной грамоты» ориентирован на формирование у учащихся с интеллектуальной недостаточностью умения работать с компьютером, знакомство с его возможностями и сферой применения. Рекомендуемая программа обучения определяет тот минимум знаний и умений, который позволит учащимся на конечном этапе обучения самостоятельно выполнять определенные операции и использовать простейшие компьютерные программы для нахождения нужной информации.

4
Основными задачами курса «Элементы компьютерной грамоты» являются:
• формирование у учащихся элементарных знаний и умений работы с персональным компьютером (далее — ПК);
• формирование умений применения отдельных информационных компьютерных технологий;
• обучение учащихся приемам работы в сети Интернет;
• формирование умений самостоятельной и коллективной работы;
• развитие у учащихся познавательных процессов (внимания, слуховой и зрительной памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления, воображения);
• воспитание у учащихся трудолюбия, ответственного отношения к делу.

Обучение пользованию компьютером предполагает усвоение определенных теоретических сведений, специальных понятий и терминов, как правило, на английском языке (Word, Enter и т.д.), что является для учащихся с интеллектуальной недостаточностью достаточно трудным, а в отдельных случаях и невозможным. Поэтому программой предусматриваются в большой степени практические, а в ряде случаев тренировочные занятия, направленные на изучение и отработку последовательности тех или иных действий (порядок включения и выключения компьютера, использование манипулятора «мышь» и др.). Изучение учащимися отдельных специальных понятий и терминов осуществляется лишь в той степени, в какой это необходимо для работы с компьютером.

Вместе с тем широко обсуждается вопрос о введение за счет школьного компонента факультативных занятий по изучению элементов иностранного языка, так как при использовании изучении клавиш клавиатуры, отдельных компьютерных программ учащимся необходимо знание английского алфавита. Например, при работе с электронной почтой написание почтового адреса осуществляется только буквами английского алфавита.

Введение предмета «Элементы компьютерной грамоты» во вспомогательной школе первого отделения на сегодняшний день требует соответствующих методических разработок и рекомендаций по организации и проведению занятий. На сегодняшний день выпущены учебники для VI-IX классов. Планируется к выпуску учебник для Х класса. Но программу по предмету , действующую с 2006 года в текущем учебном году уже изменили. Вступила в действие программа 2016года, которой выпущенные учебники соответствуют только частично. Что вызывает трудности у педагогов при подготовке к урокам.
Обучение учащихся пользованию компьютером начинается с VI класса. Данный период в обучении является пропедевтическим. На этом этапе предполагается лишь первоначальное знакомство с компьютером, формирование отдельных практических навыков в процессе использования игровых программ, простейших компьютерных тренажеров. Важно формировать у учащихся интерес к изучаемому предмету и устойчивую познавательную мотивацию.
Именно поэтому на начальных этапах обучения пользованию компьютером предусматривается использование простейших компьютерных игр, что способствует повышению мотивации учащихся к овладению новыми знаниями и умениями.
Отбор компьютерных игр, применяемых в процессе обучения, необходимо проводить с особой тщательностью, исключив игры с признаками агрессии, жестокости, насилия и т. п. Положительная нравственная направленность компьютерных игр и их соответствие психическим и физиологическим особенностям учащихся является обязательным условием их использования в учебном процессе.
Повышенная сложность интерфейса программного обеспечения (качество и тип текста, графических изображений, звука, принципов обратной связи и др.) может создавать трудности для учащихся вспомогательной школы. Зашумленный иллюстрациями и насыщенный различными цветами фон программ мешает ориентации на экране, а потому не всегда уместен для данной категории пользователей. По этой причине необходимо тщательно подбираю и настраивать программное обеспечение.
Так же, нужно стараться не допускать большого количества значков на рабочем столе компьютера, так же как и излишне насыщенных фоновых изображений. Изображения, имеющие четкие очертания и высокую контрастность с фоном рабочего стола и документов, идентифицируются и воспринимаются значительно лучше. Форма и размеры курсора, его цвет, контрастность также должны быть настроены в соответствии с потребностями учащегося. Сочетание ряда раздражителей при актуализации одного и того же объекта (демонстрация изображения, звуковой сигнал, письменное обозначение данного объекта) будет способствовать процессу его распознавания.

5
По мере овладения учащимися пользовательскими умениями и навыками рекомендуется использование компьютера не только на уроках по предмету «Элементы компьютерной грамоты», но и по другим учебным предметам. Проведение таких интегрированных занятий будет способствовать автоматизации навыков владения компьютером и повышению мотивации учащихся к усвоению дополнительных знаний по предмету.
6
Конечно выпускник вспомогательной школы не найдет себе работу, связанную непосредственно с созданием компьютерных программ. Сфера жизнедеятельности детей по окончании, как правило, вспомогательной школы представляется настолько узкой, что многие обыватели считают, что этим детям не понадобятся знания, полученные на уроках информатики.
Не под силу нашим выпускникам окажутся и работы, связанные с управлением сложными программами. Однако, очень и очень много видов работы носит рутинный, непродуктивный характер. Например, все тот же набор готового (рукописного в черновом варианте) текста в Office или работа с множительной техникой. Из личного опыта могу уверенно заявить, что такая работа доступна большинству выпускников, усвоивших программу 1-го отделения вспомогательной школы.
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: Токарева (16.04.2017) | Автор: Токарева Оксана Михайловна E
Просмотров: 1764 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 onik71  
Уважаемая  Оксана Михайловна!
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и  допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Современные интерактивные технологии в коррекционном образовании".
С уважением, технический эксперт Николаева Ольга Валериевна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024