Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 04:49

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Формирование информационной культуры учащихся в работе школьной библиотеки
Формирование информационной культуры учащихся в работе
школьной библиотеки

Библиотека является структурным подразделением учреждения образования, осуществляющим информационное сопровождение образовательного процесса и обеспечивающим права его участников на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Библиотека осуществляет свою деятельность совместно с педагогическим коллективом.
Сегодня основной целью школьной библиотеки является выполнение ею основных своих функций: образовательной, воспитательной и информационной. Библиотека должна поддерживать и обеспечивать учебно-воспитательный процесс и способствовать этим профессиональному росту педагогов и творческому развитию учащихся, что происходит через осуществление библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
В 2012-2013 учебном году руководствуясь законом РБ «О культуре РБ» «Канцэпцыя развіцця бібліятэчнай справы у РБ», «О языках и культуре», Методическими рекомендациями по организации работы библиотек учреждений общего среднего образования библиотека работает над следующими задачами:
- оказание информационной поддержки педагогическим работникам в повышении методического и педагогического мастерства;
- воспитание информационной культуры учащихся, продвижение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной и творческой деятельности;
- обеспечивание учителей и воспитателей новейшей информацией, методической литературой, дидактическими материалами;
- оформление книжных выставок к знаменательным датам;
- помощь информационным материалом при подготовке мероприятий в школе, в классах;
- проведение индивидуальных и групповых бесед с учащимися и учителями;
- пропаганда литературы о культуре Беларуси.
- совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;
А так как в школе еще недостаточно развита информационно-коммуникационная база, и те возможности, которые мы имеем, не позволяют предоставить учащимся в полном объеме качественные образовательные услуги. В связи с этим и возникает необходимость в принятии программы развития школы и создании информационной образовательной среды.
Цель этой программы такова:
- организация информационного пространства, способствующего
формированию необходимых навыков работы с информацией.
В век информатизации, когда все сферы деятельности человека – обучение, работа, досуг – пронизаны информационно-коммуникационными технологиями, меняется и система библиотечного дела в школе. Для того, чтобы идти в ногу со временем и библиотека должна стать информационным центром школы, чтобы способствовать внедрению и развитию информационных технологий и программ в работе библиотеки, формированию информационной культуры.
Под информационной культурой подразумевается: систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, познавательной и иных видов деятельности. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.
Признаком информационного общества является утверждение культа знаний. Библиотекарь обладает поисковыми знаниями, значит должен уметь их привить пользователям информации.
Пришло понимание, что школьная библиотека – не только место выдачи книг. Подготовка тематической выставки, выполнение библиографических справок, обеспечение учебниками – это является индикатором образования. И формирование информационной культуры личности неразрывно связано с деятельностью образовательного учреждения.
Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.
В современном мире резко возрос объем информации. Педагогу и учащемуся становится все труднее ориентироваться в этом потоке. Возникает потребность в оптимизации ее поиска, отбора и работы с ней. Поэтому перед современной школой стоит важнейшая задача – научить ориентироваться в массивах информации, использовать ее себе во благо, а не во вред.
Система работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников позволяет:
• сформировать умения и навыки работы с документами
• повысить познавательную активность учащихся;
• стимулировать мотивацию к учебе и заинтересованность в научно-исследовательской и проектной деятельности;
• способствовать сохранению преемственности в обучении учащихся;
• повысить ответственность педагогов, работников библиотек за свою работу;
• поднять работу библиотеки на более высокий и качественный уровень

Благодаря активной работе учащихся на уроках «Элементы компьютерной грамоты», факультативе «Создание электронных презентаций» повысился уровень информационной культуры учащихся.
На педагогическом совете №1 от 06.11.2012г был рассмотрен вопрос о слабой посещаемости учащимися школьной библиотеки.
Но с ноября 2012 года благодаря усиленной работе классных руководителей, воспитателей гпд, посещаемость школьной библиотеки повысилась.
В настоящее время, не смотря на значительные усилия учителей, библиотекаря традиционно обучающихся школьников навыкам работы с информацией, результаты не высокие.
Рассмотрим основные недостатки:
- слабое представление о составе и возможностях использования мировых, национальных и региональных ресурсов;
- ограниченность знаний и умений по анализу найденной информации;
- невладение алгоритмами введения адресного поиска.
На данный момент школьная библиотека может предложить множество программ, которые учитель может использовать в воспитательной, обучающей деятельности.
Перечислим некоторые из них:
- программы для создания портфолио, презентаций (Microsoft Office PowerPoint 2007, ProShowProducer40.2549);
- шаблоны для презентаций;
- рамки для поздравлений, новогодние рамки, детские, школьные
- программы для работы с фотографиями и создания эффектов: (Adobe Photoshop CS5, ФотоДЕКОР );
- программа для создания иллюстраций, макетов, анимаций и веб-графики (CorelDRAW X5)
- программа для просмотра и установки шрифтов, а также проверки системы на наличие проблем со шрифтами (FontExpert.2010.v10.0.Release.5);
- программа для создания фотоколажа (FotoCollage 3.21, Portable Collage 1.67 RUS, FotoMix);
- программа для создания слайд-шоу (Photo_DVD_Maker).
Всеми этими программами педагоги школы могут свободно пользоваться.
Самый низкий симптом низкого уровня информационной культуры детей является то, что учащиеся не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний умений в области информационного обслуживания, не понимают, какую реальную помощь в различных сферах практической деятельности – учебной, досуговой могут оказать эти знания и умения.
Мы живем в эпоху господства информатизации и коммуникации. И как результат этого — возрастание самоценности образования, творческой продуктивной деятельности. И именно с такими основополагающими представлениями будут жить дети в этом веке. Их потребность в информации будет расти, как будут расти их возможности применить эту информацию с пользой для себя.
В настоящее время современной школе необходимы такие библиотеки, которые способны оказывать всестороннюю информационную поддержку учащимся и педагогам.
В перспективе школьная библиотека станет информационно-культурным центром, удовлетворяющим познавательные и творческие запросы своих читателей. Однако для этого необходимо решить основные проблемы: доступ к сети Интернет, острая нехватка справочной, научно-познавательной и методической литературы (удельных вес этих изданий не превышает 2% от основного фонда) и недостаточное финансирование, что создает серьезные препятствия для обновления и пополнения фонда.
При достижении всего вышеупомянутого мы сможем решить чрезвычайно важные задачи:
- обеспечение возможности более полного и быстрого доступа к
информационным ресурсам;
- сбор, накопление, компьютерная каталогизация и обработка
информационных средств;
- организация самообразовательной деятельности учащихся с учебной,
справочной литературой, техническими и информационными средствами;
- обучение пользователей методике нахождения и получения информации на разных носителях;
- обеспечение учебного процесса методическими материалами посредством баз данных, электронных энциклопедий и т.д.
Сегодня школьная библиотека обязана поддерживать и обеспечивать учебно-воспитательный процесс, способствовать профессиональному росту педагогов и творческому развитию учащихся. Другими словами, она призвана стать информационным центром школы, осуществляющим информационно-библиографическое обслуживание, формирующим навыки поиска информации. Демонстрирующим широкие возможности информационных ресурсов.

Источник: https://yadi.sk/d/RzbAugeM3JVzac
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: TATYANA-SHARBAKOVA (25.05.2017) | Автор: Щербакова Татьяна Леонидовна E
Просмотров: 1464 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна!
Ваша работа допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Современные интерактивные технологии в коррекционном образовании" 

С уважением, куратор конференции Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024