Формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта посредством логически выстроенной
Формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта посредством логически выстроенной системы упражнений.
Учитель начальных классов ГКОУ ВО «Малышевской специальной(коррекционной) общеобразовательной школы-интернат»
Гусева Светлана Викторовна
Формирование и совершенствование правильного и осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта я считаю одной из важных проблем, от качественного решения которой зависит заинтересованное отношение детей к чтению книг. Реальная же практика показывает, что дети не владеют на достаточно высоком уровне этими умениями (навыками). А обучать чтению – значит готовить ребенка к жизни, формировать определенное отношение к ней. Обогащать жизненный и эмоциональный опыт растущего человека. К.Д.Ушинский утверждал, что основой в чтении выступает понимание – «понимать чтение … составляет главную задачу при обучении грамоте». «Читать - это еще ничего не значит; что читать и понимать прочитанное – вот в чем главное дело ». Развивая эти установки великого педагога, его последователь, выдающийся русский методист Д.И. Тихомиров писал: «Можно и на первых шагах обучения приучить ученика читать и мыслить,а через это прививать интерес к чтению ». Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов: 1.Зрительное восприятие графического образа слова. 2.Воспроизведение звукового образа слова. 3.Понимание значения слова. Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. Т.Г. Егоров считает, что причина ошибочного чтения у учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием и осмыслением. Однако ещё в давние времена было подмечено, что на самых первых шагах в овладении чтением наибольшие трудности падают на правильность и осознанность чтения. Навык чтения требует длительного времени для своего совершенствования. Выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: аналитический, синтетический и этап автоматизации. В начальных классах проводится работа по двум этапам: • Аналитический этап приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам. • Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами, при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. На синтетическое чтение учащиеся переходят в 4 классе. Особенность формирования навыка правильного чтения связано с процессами фонематического слуха, звукопроизношения с развитием поля чтения. Правильность чтения служит средством для сознательного чтения текста. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения, последовательно усложняя задания. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным, эмоциональным. Изучая навыки чтения детей с нарушением интеллекта я обращаю внимание на то, как ученики читают вслух или про себя, так как одним из требований программы коррекционной школы VIII вида является научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. Чтение вслух – это чтение для других. Как свидетельствуют исследования З.Н. Смирновой оно является важным условием для осознания и понимания ребенком с нарушением интеллекта смысла и содержания текста. Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Чтение молча обеспечивает развитие любви к книгам. Свои уроки стараюсь строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще. Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыков правильного чтения является речевая гимнастика. Для правильности чтения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Темп зрительного восприятия текста во многом зависит от возможности речедвигательного канала. У учащихся с отклонением в развитии нарушена подвижность и координация органов артикуляции. Поэтому на уроке уже на этапе речевой гимнастики я провожу 3-4 артикуляционных упражнения. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим медленно, умеренно, быстро). Она готовит учащихся к правильному прочтению слов, их коррекции. Речевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут. В зависимости от целевой направленности и характера упражнения. Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевую гимнастику провожу сидя или стоя. Речевая гимнастика включает: • упражнения для дыхания; • упражнения по модуляции силы голоса; • упражнения по отработке интонации, темпа речи; • упражнения по совершенствованию выразительности речи; • упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции). Приведем примеры речевой гимнастики. Учимся регулировать дыхание Упражнение выполняется стоя. Учитель объясняет детям, что стоять нужно прямо, спокойно, непринужденно, не при¬касаться к доске или стене, не раскачиваться. Учитель встает лицом к классу и показывает, как следует набирать воз¬дух в легкие и как при выдохе медленно расходовать его; обращает внимание на то, что вдох делается через нос, бес¬шумно и легко. Затем учащиеся вместе с учителем делают вдох; на счет «раз» задерживают дыхание, потом хором на одном выдохе читают до трех, затем до четырех и пяти. Вместо счета при выдохе тихо произносят либо предложение, либо слова математика, электричество. Учитель обращает внимание на то, чтобы конец слова (предложения) звучал четко и с та¬кой же силой, как начало. Отработка произнесения гласных звуков. 1)Вдохнуть и произнести все гласные звуки. Сначала учащиеся тренируются хором. Э→А→О 2) Даю сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д. В дальнейшем этот навык закрепляется при чтении. Учитель демонстрирует детям, как надо переводить дыхание во время чтения: дышать ровно и незаметно для слушателей; перед чтением длинных предложений (без пауз) он напоми¬нает ученикам, чтобы они набрали достаточно воздуха, эко¬номно его расходовали для того, чтобы прочитать предложе¬ние от начала до конца, не прерываясь. Учимся говорить ясно, отчетливо Для того чтобы научить детей говорить ясно и отчетливо, необходимо выполнять следующие упражнения, направ¬ленные на уточнение произношения отдельных звуков, на правильное использование звуков в словах и предложениях, на развитие дикции учащихся. Здесь можно активно использовать чистоговорки и стихотворные тексты. Например: Мы-шонку щеп-чет мышь: - Ты все шур-шишь, не спишь! Мы-шо-нок шеп-чет мыши: - Шур-шать я бу-ду ти-ше. Все виды упражнений подобного характера можно сочетать с программным материалом раздела «Звуки и буквы» по русскому языку. Например, при изучении дифференциа¬ции звуков [с] — [з] после уточнения произношения указанных звуков и упражнений на сравнение используют следую¬щую чистоговорку: Укусила пса . В самый нос оса. Захотелось псу Съесть осу. А оса спаслась — Унеслась! Тренировка в четкости произношения парных согласных по звонкости - глухости: В З Ж Г Б Д ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ Ф С Ш К П Т Тренировка в произношении согласных в сочетании с гласными: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, МИ Учимся говорить быстро, медленно Чтобы научить детей говорить быстро или медленно, следует выполнять упражнения, цель которых заключается в выработке навыка изменять темп в момент речи, что способствует совершенствованию дикции. Кроме того, такие упражнения помогают развитию слухового восприятия и способностей к звукоразличению, совершенствованию артикуляции. Эти виды работы включают использование скороговорок (например, «На дворе трава, на траве дрова»; «У Сени и Сани в сетях сом с усами»; «Сеня вез воз сена»), а также сти¬хотворений, например: Все клены стали рыжие, И не один не дразнится. Раз все равно все рыжие — Кому какая разница? Учимся говорить громко, тихо Научить ребенка говорить громко или тихо помогут упражнения, направленные на развитие умения регулировать силу голоса в зависимости от ситуации. Можно использовать специально подобранные стихотворения с последующим их прочтением, например стихотворение Е. Трутневой «Эхо» и др. Некоторые упражнения для речевой гимнастики име¬ются в методическом аппарате учебника по чтению. Чтение шепотом и медленно:
а)Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ло-ло-ло – на улице тепло. Му-му-му – молоко кому? Ры-ры-ры – летают комары. б) Чтение тихо и умеренно: арка-арца арла-арча арта-арда арса-аржа в) Чтение громко и уверенно: гарь-парь-жарь дверь-зверь-червь Пятиминутка чтения — этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, от¬водимое на чтение .каждым учеником. Этот этап включает: • чтение слоговых таблиц различных модификаций; • чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением ин¬теллекта; • чтения по догадке. Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения. Пятиминутка чтения может проводиться учителем на любом этапе урока одновременно с работой над текстом. Для формирования навыка правильного чтения использую следующий ряд упражнений: 1 группа: упражнения, направленные на развитие памяти, внимания. 1. Игра «Фотограф». На ленте 5-6 букв из текста, читаемого на уроке. За определенное время учащиеся должны прочитать слова, запомнить их. Затем одно слово учитель убирает. Спрашивает детей: Что изменилось? Какое слово исчезло? 2. За одну минуту найти в тексте слова на заданную букву (например, найди слова на букву «д»). Первый вариант – в первом абзаце (6 слов), второй вариант – во втором абзаце (3 слова). Текст: Е. Пермяк «Для чего руки нужны». 3. Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква «в», так как она согласная). 4. Найди лишний слог: бо, но, ко, со, кы, ро («кы», так как остальные с буквой «о», а этот с буквой «ы»). 5. Раздели слова на 2 группы: а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока; 1 группа – «Домашние животные» 2 группа – «Птицы» б) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец. 1 группа – «Животные» 2 группа – «Овощи» 2 группа: упражнения со словами. 1. Чтение слов, отличающихся одной буквой: мел – мель, мыл – мыль, мал – мял, мышка – мишка, мишка – миска. 2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы: куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, масло – смола, мошкара – ромашка. 3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания: приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое. 4. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением). 5. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав. Пе-ре-ло-жи-ла - переложила По-про-щал-ся - попрощался По-гля-ды-вал – поглядывал 6. Чтение скороговорок-перевёртышей Акнёноров аноров алинороворп (см. Приложение 2). Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает пони¬мание смысла как отдельных слов и выражений, так и все¬го произведения в целом, его идеи, образов и роли художе¬ственных средств. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. это вид деятельности имеет важное коррекционное значение. Паскаль сказал: «Мы ничего не поймём, если будем читать слишком быстр или слишком медленно». Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как: • подготовка к первичному восприятию текста (всту¬пительное слово учителя, возможное использование наблюде¬ний за явлениями и предметами окружающей действитель¬ности); • установка на целенаправленное восприятие текста; • первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и сло¬весных средств обучения; • беседа в связи с разбором частей текста и всего расска¬за (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимо¬связи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определе¬ние существенных черт их характеров, сопоставление геро¬ев, оценка их поступков); • словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом); • работа над планом (словесное рисование — иллю¬стрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем — деле¬ние текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части); • пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту); • разбор жизненных ситуаций; • заключительная, обобщающая беседа. Реализация задачи по развитию сознательности чтения учащихся предусмотрена методическим аппаратом учебника. В нем представлены вопросы и задания по анализу содержа¬ния частей и произведения в целом; словарная работа; мате риалы для эмоционально-оценочной беседы; работа над со¬ставлением плана: приемы словесного рисования, озаглавливание частей текста, придумывание заголовков и т. д. Упражнения для развития навыка осознанного чтения 1 группа: логические упражнения. 1. Что общего в словах и чем они различаются? Мел – мель, мал – мял, мыл – мил. 2. Назови одним словом. Ворона, воробей, ласточка, синица; ножницы, молоток, топор, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капута; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; гусь, утка, курица; зеленый, синий, красный, желтый. 3. Раздели слова на группы. Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец. Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол. 4. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова. Травы: подорожник, клевер, щавель, мать-и-мачеха, береза. Насекомые: сорока, муха, жук, комар, пчела, ворона, воробей. Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта. 5. Какая буква, слог, слово лишние? а у р о ы ма ра ла ны та ку на ды ти ло 2 группа: игры со словами. 1. Игра «Найди слово в слове». Например, смородинка (родина, сок, доска и т.д.). 2. Игра «Кто как кричит». Гусь – пищит Утка – кудахчет Курица – гогочет Петух – крякает Цыпленок – кукарекает 3. Игра «Назовите родителей» У цыпленка – утка У утенка – гусыня, гусак У гусенка – курица, петух 4. Составь слова из данных букв. у, х, л, к, п, е, с, о 5.Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой. И РА Г РЯ М ША 6.Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами. З_М_К М Р З 7. Разбор значений слов-синонимов: ключ – родник, воин – солдат- боец, зябнуть – стынуть- мерзнуть, забор – изгородь- плетень, стеречь – охранять-караулить- сторожить, храбрый – смелый- отважный- мужественный 8. Измени слова по образцу: кленовые листья – листья клёна городские улицы - … сосновый запах - … сделан из камня – каменный сделан из бумаги - … сделан из соломы - … 3 группа: работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами. 1. Составь текст (перестановка предложений), тексты подбираются к теме урока. 2. Составь предложения к теме урока. В школе. Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок. 3. Закончи рассказ. Забота о птицах. Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу … 4 группа: работа с текстом (учебник). 1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске. 2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. 3. Зачитай ответ на 2-ой вопрос. 4. Задай вопросы по тексту или по части текста. 5. Определи сколько частей в тексте. 6. Работа над заголовком. 7. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др. 8. Составление кроссвордов по тексту. 9. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста. 10. Пересказ по вопросам и без них. 11. Составление плана текста. 12. Подбор иллюстрации к тексту. 13. По иллюстрации определить содержание текста. 14. «Разрушенные тексты». 15. Наведи порядок. 16. Определение главной мысли текста по заголовку
17. По иллюстрациям к тексту определить его содержание.