Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 00:40

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Этапы и приемы развития мыслительных операций у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии с помощью интерактивных технологий

Этапы и приемы развития мыслительных операций у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии с помощью интерактивных технологий
Для организации комфортных условий обучения, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой, в структуру уроков мною включены элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать уроки необычными, более яркими, насыщенными и интересными. Также часто проводятся полностью интерактивные уроки.
Актуальность интерактивного обучения в том, что оно решает одновременно несколько задач: учебно-познавательную, коррекционно-развивающую, социально-ориентационную.
Основной целью применения интерактивных технологий на уроке является активное участие каждого из учеников в образовательном и исследовательском процессах. Организация интерактивного обучения на уроке дает возможность учителю смоделировать жизненные ситуации, использовать ролевые игры, включить задания на решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, постоянно стимулируя интерес и активность детей. Поэтому каждое учебное занятие мною проводится с использованием интерактивной доски на разных этапах урока.
Преподавание биологии в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Приёмами, способствующими развитию мыслительных операций на этапе восприятия знаний у учащихся с интеллектуальными нарушениями, являются:
- Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала всевозможных интересных фактов, сведений. Применение интерактивной доски на данном этапе позволяет учителю не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у детей знания.
Например, при изучении нового материала по теме «Видоизменения корней» с помощью интерактивной доски, учащиеся смогли узнать и увидеть не только разнообразие видоизменения корней, но и смогли проследить за образованием таких корней, при просмотре документальных фильмов, снятых с помощью цейтраферной съёмки (съемка в движении, замедленная покадровая съемка медленно протекающих процессов).
- Прием семантизации, основой которого является возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова или названия.
Например, уникальность семейства бобовых, в том, что на корневой системе растений с помощью клубеньковых бактерий, образуются «клубеньки», накапливающие азот (удобрение). С помощью интерактивной доски, учащиеся смогли не только рассмотреть в 3D формате корневую систему, в том числе «клубеньки» растения, но и проследить за развитием корневой системы бобовых, образованием «клубеньков» при просмотре фрагмента учебного фильма «Рост и развитие растений семейства бобовых» снятого с помощью цейтраферной киносъёмки.
В данном случае применение интерактивной доски позволяет наглядно создать у учащихся образ объекта или явления; раскрыть смысловое значение слова, названия; понять смысл, заложенный в него.
- Прием значимости изучаемого материала, создаёт установку на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
При изучении темы «Значение растений и их охрана», учащимся демонстрировались фрагменты документальных фильмов - «природных катастроф», которые заставляли детей размышлять о пользе растений на планете, об их охране и использовании.
Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Применение интерактивных технологий позволяет в режиме реального времени, используя Интернет, показать значимость и необходимость изучения материала, непосредственную причастность к явлению или событию и много другое.
Основными приемами развития мыслительных операций, используемых на этапе осмысления изучаемого материала, являются:
- Проблемная ситуация. Данный приём способствует формированию мышления, речи, развивает творческие способности, учит формулировать и отстаивать свою точку зрения. Проблемная ситуация может возникнуть из затруднения, противоречия или удивления. Учитель создаёт проблемную ситуацию и предлагает учащимся найти решение этой проблемы. Приём может быть использован как при обобщении изученного материала, так и при знакомстве с новой темой.
На обобщающем уроке «Растение – целостный организм», учащимся был задан такой вопрос: «Какая часть растения является самой важной, без которой не может существовать растение?». Были даны варианты ответов, при выборе ответа учащиеся поясняли свой выбор, также учащиеся могли дать и свой ответ, не исходя из предложенного выбора. Таким образом, учащиеся сами разобрались в том, что растение – целостный организм и все его части одинаково важны. Интерактивная доска корректировала ход мыслей учащихся, показывая правильность и неправильность ответов учащихся, давая возможность изменить свой ответ.
Создание проблемной ситуации с использованием интерактивной доски сопровождается наглядностью, наличием скрытых (завуалированных) подсказок, что дает возможность учащимся с интеллектуальными нарушениями отличить главное от второстепенного и несущественного, не потерять интерес, самостоятельно справиться с заданием.
- Исследовательский прием. Приём способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Формирует умение оценивать ситуацию или факты, выражать свое мнение, грамматически правильно оформлять высказывание.
На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод:
В процессе проведения опыта по выявлению необходимых условий для питания и дыхания растения, два одинаковых растения (хлорофитум) находились, в течение недели, в разных условиях. Растение №1 поставили на подоконник, растение № 2 поместили в шкаф за закрытую дверцу. Оба растения поливали по мере необходимости. По итогам эксперимента растение № 1 заметно подросло, листья зеленые, плотные, блестящие; растение № 2 не выросло, листья вялые, опущенные, бледные.
Учащиеся совместно с учителем анализируют ход эксперимента и его итог. Делаем выводы, которые уже заранее заготовлены и спрятаны на доске, после каждого правильного ответа учитель открывает скрытый вывод, и он отображается на доске.
Затем на интерактивной доске показаны два растения: одно растение называется «Питание», другое «Дыхание», вокруг них располагаются в хаотичном порядке словосочетания, обозначающие тот или иной признак «дыхания» или «питания» растения. Учащимся, необходимо соотнести «признак» с «процессом» и поместить «признак» на растение. Если задание выполняется верно, то попадая на растение, признак исчезает, а если неправильно, то признак возвращается на место.
Затем учащимся задается вопрос: «Питание и дыхание – одинаковые или разные процессы?». Учащиеся должны самостоятельно сделать вывод и записать его в тетрадь.
Интерактивная доска позволяет моделировать изучаемые процессы там, где невозможно провести эксперимент, опыт, наблюдение.
- Эвристический прием.
Учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания задает вопрос, затем с помощью наводящих вопросов помогает найти правильный ответ.
При изучении темы «Стебель» учащимся предлагается подсчитать возраст дерева по его кольцам. На доске поэтапно выводятся изображения срезанного ствола дерева разной сложности: 1) нарисованная картина с четкими очертаниями слоев стебля; 2) реалистичная картина срезанного ствола дерева в 3D формате; 3) фотография срезанного ствола дерева.
На уроке «Корень», на этапе закрепления нового материала, учитель на доске показывает две корневые системы и просит учащихся подписать виды корней и названия корневых систем.
Интерактивная доска дает возможность учащимся с интеллектуальными нарушениями при сравнении понятий, предметов, признаков и явлений опираться на наглядно-действенное мышление.
На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся:
- Составление схем, таблиц, графиков для закрепления, обобщения и систематизации знаний.
В качестве примера можно привести следующее задание на тему «Голосеменные. Хвойные растения». На доске расположена таблица, необходимо сравнить ель и сосну, найти их сходства и различия по следующим признакам: дерево, кустарник, трава; форма листьев; положение листьев на стебле; наличие цветков и плодов. В последней графе таблицы знаком «+» отметить общие признаки, знаком «-» отличительные.
На тему «Стебель» можно заполнить схему «Что происходит в листьях и с листьями?», выбрав для этого нужные слова и словосочетания (методом перетаскивания ответа в нужную ячейку).
При использовании интерактивной доски появляется множество вариантов оформить таблицы и схемы: кроме правильных ответов, могут также предлагаться слова и словосочетания, не имеющие отношения к данной теме; правильные ответы будут отображаться одним цветом (например, зеленым), а неправильные другим (например, красным) и т.п.
- Тестовые задания используют для повторения и закрепления изученного материала.
Интерактивная доска открывает возможности использования тестирования различных вариантов, видов, форм и т.д., дифференцированного подхода к проверке знаний, сокращает время опроса.
Кроме классических форм опроса можно воспользоваться интерактивными пособиями, в которых разработаны по каждой теме уже готовые интерактивные тесты, которые иллюстрированы, предусматриваем подсчет количества правильных ответов, проверку ответа, оснащенность различными звуковыми эффектами на правильный и неправильный ответ и т.п. Можно воспользоваться программным обеспечением интерактивной доски и создать свои варианты тестовых заданий таких как: анаграмма; выбери правильный ответ; определи правильный ответ по его описанию и т.д.
- Дидактические игры применяются для коррекции и развития высших психических функций. Использование интерактивной доски делает их более яркими, красочными, что вызывает больший интерес у учащихся.
Дидактические игры можно использовать на всех этапах развития мыслительных операций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное. При разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыки правильного написания трудных слов, природоведческих терминов (например, при решении кроссвордов орфографические ошибки не позволяют вписать в пересекающиеся колонки, правильно отгаданные слова). У учащихся развивается произвольное внимание, вырабатывается настойчивость, усидчивость; увлеченный игрой ребенок доводит начатое дело до конца.
Применение интерактивной доски и набор приёмов на уроке зависят от цели и задач, типа урока, этапа урока, используемых методов, вида и способа деятельности учащихся. Учитывается также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация. Кроме того, на уроках используются специально разработанные интерактивные пособия по различным темам раздела биологии: «Растения. Грибы. Бактерии», «Природа и человек», «Окружающий мир» и тд. Интерактивные технологии дают возможности подключения другого оборудования (например, микроскоп), для проведения исследовательской работы, развивая тем самым интерес к предмету и соответственно познавательную и мыслительную деятельность обучающихся.
Приведем в качестве примера содержание урока на тему: «Корень»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Тема: Корень.
Цель урока: закрепить полученные умения и навыки и систематизировать пройденный материал.
Задачи урока:
Образовательная:
- систематизация знаний по пройденному разделу «Корень»
Коррекционно-развивающая:
- совершенствовать работу с понятиями раздела, развивая мыслительную деятельность и память;
- воспитывать мотивацию к изучению биологии.
Воспитательная:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, терпимости, доброжелательности, любви к природе.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ресурсный материал: ИД, дидактический материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Сейчас у вас урок биологии. Проверьте, готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны быть учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
- Хорошо.
2. Актуализация знаний.
Слайд 1 (цветковое растение - фиалка) (см. содержание слайдов к уроку в Приложении К).
- Вспомните, какой большой раздел биологии мы с вами изучаем? (Строение растения).
- Назовите части цветкового растения? (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
- Сейчас, с помощью подсказок на экране определите, о какой части растения идет речь и составьте правильное слово.
Слайд 2 (анаграмма – части растения).
- Хорошо.
- Ребята послушайте стихотворение: Слайд 3 (стихотворение).
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
- О чем говорится в этом стихотворении? (о корне)
- Конечно же о КОРНЕ.
3.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания о корне растения.
- Тема нашего урока. Корень.
- Запишите в тетрадь число и тему урока (число и тема урока записаны на доске).
4. Обобщение.
- На экране задание, нужно выбрать правильный ответ. Внимание, вопрос! Какое значение в жизни растения имеет корень?
Слайд 4 (выбрать правильное значение корня).
- Правильно. Корень удерживает растение в почве и обеспечивает его питанием.
- Какие три вида корней различают? (главный, придаточные, боковые).
- Давайте выполним задание, у каждого на парте картинка, такая же, как на экране, с изображением корня, возьмите ее, и подпишите, где находится главный корень, придаточные и боковые корни.
- Подписали. А теперь проверим, верно ли вы выполнили задание. Главный корень. Боковые корни. Придаточные корни.
Слайд 5 (корень – со скрытыми видами корней).
- Поднимите руку, кто подписал правильно, те, кто ошибся – исправляем.
- Хорошо.
- Записываем в тетрадь «Виды корней». Записали?
- А теперь приклейте вашу выполненную работу в тетрадь.
- Хорошо.
- На доске еще одно задание, нужно определить вид корня по его описанию.
Слайд 6 (подставить слово)
- Задание выполнено, верно.
Слайд 7 (виды корневых систем - со скрытыми названиями).
- Корневая система растения образована главными, боковыми и придаточными корнями.
- Назовите мне виды корневых систем (стержневая, мочковатая).
- Хорошо. А сможете ли вы определить название корневых систем по их виду?
- Для этого мы с вами поработаем в парах. У вас на парте пазлы, которые необходимо собрать. Собираем пазлы. Собрали?
- Опрос.
- Какую корневую систему собрали (называть детей по парам, начинать со стержневой корневой системы, затем открывать скрытую надпись на доске)
- Верно, вы хорошо знаете корневые системы.
- С красной строки записываем в тетрадь заголовок «Корневые системы». Записали?
- А чтобы вы их не забыли, я даю вам картинки с изображением корневых систем, а вы их приклеиваете в тетрадь.
- Все закончили?
- Хорошо.
- Ребята, а в чем различие стержневой и мочковатой корневых систем? (у стержневой корневой системы главный корень выделяется по толщине, а у мочковатой корневой системы несколько главных корней, они тонкие и образуют мочку).
- Хорошо.
- Немного устали? Давайте отдохнем.
Физкультминутка. Снятие психологического и физического напряжения.
Встаньте ребята. Делаем один шаг вперед, один назад. На вдохе поднимаем руки вверх, встаем на носочки и тянемся за руками, выдыхаем, опускаем руки, опускаемся с носочков. Руки на пояс, наклон вправо, влево, еще раз, выровняли спинку, а теперь поворот спины и шеи влево, вправо, еще раз. Вытягиваем руки перед собой ладонями вверх, поворачиваем ладони вниз, еще раз вверх и вниз. Опускаем руки, делаем глубокий вдох, выдох. Садимся.
Слайд 8 (2 растения – корнеплод, корнеклубень).
- На экране вы видите растения, как они называются? (свекла, георгин)
- А как называются корни этих растений? (корнеплод, корнеклубень).
- Что такое корнеплод и корнеклубень? (это видоизменения корней, в которых накапливаются питательные вещества).
- Чем отличается корнеклубень от корнеплода? (корнеплод человек широко использует в пищу, а корнеклубни – для размножения растений)
- Верно.
- С красной строки записываем в тетради: «Видоизменения корней»
- И для того, чтобы вы не забыли, как выглядят корнеплод и корнеклубень, мы поместим картинки с их изображением в тетрадь. Приклеиваем картинку.
- Молодцы.
- Кроме свеклы и георгина существуют и другие растения с видоизмененными корнями, и знаете ли вы их, это мы сейчас проверим.
Слайд 9 (классификация растений).
- Перед вами две корзины: в одну нужно положить корнеплоды, а в другую - корнеклубни.
Молодцы.
- Наш урок уже подходит к концу, давайте с помощью кроссворда еще раз вспомним все, что мы знаем о корне.
- Читаем вопрос и записываем ответ на доске.
Слайд 10 (кроссворд)
5. Итог урока. Рефлексия.
- Сегодня мы с вами закончили изучение части растения, которая называется КОРЕНЬ.
- Что больше всего вам понравилось на уроке? (ответ учеников)
- Что запомнилось? (ответ учеников)
- Я довольна вашими знаниями и тем как вы работали на уроке. Оценки за урок получают следующие ученики.
- Спасибо, урок окончен.
Необходимо отметить, что в течение уроков, проводимых с применением интерактивной доски, дети более активны и эмоциональны. Очевидно, что учащиеся заинтересованы, поэтому выполняют задания довольно уверенно и активно.
Анализ уроков позволяет заключить, что обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии происходит гораздо легче и продуктивнее, если в процессе занятия использовать интерактивные технологии.
Особенность применения интерактивных технологий в том, что они позволяют на одном уроке реализовывать многие принципы специального обучения. У учащихся с интеллектуальными нарушениями слабо развито абстрактное мышление, решая задачу, дети часто подменяют ее нецеленаправленной манипуляцией исходными данными. Темп мышления замедлен. Из-за нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга страдают функции обобщения и отвлечения. Учащиеся не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями, им доступно лишь понимание связей между явлениями, основанное на наглядном опыте. Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, в неумении оперировать родовыми и видовыми понятиями.
При проведении интерактивных уроков, или уроков с включением интерактивной модели обучения, учащиеся лучше понимают инструкцию к заданию, поняв цели задания, появляется внутренний плана действия, самоконтроль. Учащиеся начинают более уверенно проявлять свои творческие способности, гораздо меньше устают.
Интерактивная доска частично исполняет роль учителя при выполнении любого задания, учителю не обязательно многократно повторять инструкцию к заданию, достаточно одного раза. Умственно отсталые дети, также, как и их нормально развивающиеся сверстники, активно вовлечены в процесс познания компьютерных технологий, а интерактивная доска - это огромный компьютер, позволяющий попасть ребенку в мир своих желаний. Учащиеся с интеллектуальными нарушениями могут не понять, что от них требует учитель в многократно повторяющейся словесной форме с применением сразу множества бумажных наглядностей, учебника, рабочих тетрадей, что вызывает у школьников запредельное торможение центральной нервной системы и отказ от работы.
Интерактивная доска позволяет свести к минимуму словесные объяснения учителя, вызывает массу положительных эмоций, активизирует все мыслительные операции учащихся, позволяет на любом этапе выполнения работы проверить себя, самостоятельно исправить ошибку, на протяжении всего урока не выпускает ученика из состояния познавательной активности, позволяет учителю очень быстро и эффективно менять виды деятельности на уроке, и при всем этом она дает возможность учителю одновременно работать со всеми учащимися, не зависимо от уровня их обучаемости, но при этом максимально применяя дифференцированный подход к обучению детей с интеллектуальными нарушениями.

Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: smart2017 (01.03.2017) | Автор: Королева Наталья Викторовна E
Просмотров: 1200 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 onik71  
Уважаемая Наталья Викторовна!
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и  допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Современные интерактивные технологии в коррекционном образовании".
С уважением, технический эксперт Николаева Ольга Валериевна.

2 galahova7  
0
Здравствуйте, Наталья Викторовна!
Обращаю Ваше внимание, что информация об авторе вставляется в "Краткое описание"!
Мы пошли Вам навстречу и отредактировали обе Ваши  загрузки, перенеся сведения об авторе, в нужный раздел. 

С уважением, куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024