Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 18.04.2024, 01:29

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Доклад «Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и чтения»
государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
с. Обшаровка

Доклад
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и чтения»

Выполнила: учитель
русского языка и чтения
Т.Е. Цицулина

Обшаровка 2016 г.

Обучение русскому языку и чтению осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций.
Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция – это владение определенными знаниями и умениями.
Одной из ключевых является коммуникативная компетенция. Её содержание определяется набором речевых умений. Известный российский лингвист А.А. Леонтьев говорил: «Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться желаемых результатов общения. Оно будет неэффективным. Другими словами, связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Коммуникативная компетенция особенно актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как она является одним из основных факторов и условий успешной социализации. Основные аспекты формирования коммуникативных умений определяются рядом характеристик, влияющих на специфику содержания и методов работы на уроках русского языка:
1) реально сложившимся узким социальным кругом общения;
2) недостаточностью возможностей для формирования коммуникативной компетенции.
При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между ребёнком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обществом. Сейчас мы живем в информационном, быстро меняющемся обществе, которое предъявляет к выпускникам школы, а тем более с ОВЗ, более строгие требования.
Любой человек в современном мире, не замечая этого, живёт среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Поэтому необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учеников, как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных её этапах. На уроках русского языка и чтения наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
Лексическая работа (лексика-это словарный состав языка) – эта работа по обогащению словарного запаса учащихся с ОВЗ является неотъемлемой частью обучения русскому языку и чтению. Они не знают многих слов, являющихся названиями предметов, явлений действительности и служащих для выражения и высказываемой мысли. Лексическая бедность, однообразие в построении фраз не позволяет учащимся с ОВЗ выразительно описывать явления, предметы, ограничивают возможность логически связно и последовательно излагать свои мысли. Учащиеся с ОВЗ не умеют пользоваться синонимическим богатством русского языка, монологически высказывать свои мысли.
Успех работы по развитию речи во многом зависит от видов упражнений, которые должны совмещать в себе грамматические задачи с задачами по развитию речи. В этом случае учащиеся окажутся перед лицом не только орфографических трудностей, связанных с расширением словарного запаса, введением его в активную речь. Иначе говоря, учащимся необходимо давать на уроках русского языка такие упражнения по орфографии, грамматике (Совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения) и синтаксису, которые помогают развивать речь учащихся, увеличивают его словарный запас. Упражнения по развитию речи должны быть разнообразными. Особое место принадлежит упражнениям, связанным с выяснением значения слова, работа над стилистическим своеобразием слова и правильностью его употребления; использование учащимися новых слов в устных и письменных высказываниях; нахождение в тексте ошибок, связанных с неправильным употреблением слова; исправление этих ошибок.

I. Например, работа над синонимами:
Сино́нимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение).
Речь учащихся с ОВЗ бедна, тавтологична. Повторение одних и тех же слов как в устной, так и в письменной речи связано с малым запасом близких по значению слов, которым располагают учащиеся коррекционной школы.
На уроках русского языка и чтения в 7-8 классах использую следующие упражнения.
1.Подобрать к словам слова – синонимы.
-К существительному сражение.
Слова для справок: перемирие, бой, атака, сеча, отступление, затишье, битва, побоище.
-К прилагательному ненастная.
Слова для справок: холодная, пасмурная, ветреная, солнечная, морозная, дождливая, осенняя.
2.Выписать слова-синонимы парами:
робкий, дорогой, дождливый, ценный, ненастный, трусливый.
Глаголы-синонимы: открыть, стукнуть, распахнуть, глядеть, выздороветь, ударить, поправиться, смотреть.
3.Найти общее слово для всего синонимического ряда:
одолеть, побороть, взять верх, сладить - …(победить).
4.Расположить слова по степени нарастания
- качеств: тёплый, прохладный, горячий, холодный, огненный;
-действий: быстро, медленно, моментально.
5. В данные предложения включить существительные – синонимы с общим значением награда: приз, премия, награда.
Победителям игры в футбол был вручён … - Кубок Европы. За лучший рассказ жюри конкурса присудило … . За спасение ребёнка во время пожара курсанту была вручена …. .

II. Работа с антонимами
Работу над антонимами(это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические ).
Упражнения могут быть самыми разнообразными и способствовать уточнению значений слов. Работа над антонимами приучает к сопоставлению предметов и явлений, к выбору противоположных понятий и признаков.
1. Данные слова – антонимы выписать парами: сильный, утром, зима, вечером, слабый, лето.
2. В данных предложениях заменить выделенные слова прилагательными-антонимами.
На город опустился зимний вечер. (летний).
Ветер закрывает калитку. (открывает).
3.К данным глаголам написать глаголы-антонимы в неопределённой форме:
Открывать - ….(закрывать), поднимать - …(опускать).
4.От данных антонимичных пар образовать существительные:
Больной – здоровый (болезнь – здоровье);
Входить – выходить (вход-выход).
5.В данных пословицах вместо точек написать слова – антонимы:
Ученье - …, а не неученье - … .(свет, тьма),
… погибает, а … побеждает (сильный, слабый).
6. Заменить прилагательные с ударным окончанием прилагательными – антонимами с безударным окончанием:
О плохом поступке - …….(о хорошем поступке).
Тупым ножом - …… (острым ножом).

III. Работа над многозначностью слова.
Слова в зависимости от контекста могут приобретать различные значения. Выяснение многозначности слова помогает раскрыть значение существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Учащиеся с ОВЗ употребляют в своей речи слова, имея в виду только одно значение и не вникая в многозначность слова. Учитель должен употреблять слова в разных значениях. Большую пользу приносит самостоятельная работа по составлению предложений с многозначными словами. Следует также давать задания на составление всевозможных сочетаний, где данное слово употребляется в нескольких значениях, необходимо показать учащимся многозначность существительных, прилагательных, глаголов.
1. С данными прилагательными составить всевозможные сочетания, используя существительные. В полученных сочетаниях объяснить значение прилагательного.
Свежий – (хлеб, воздух, вода, газета, сметана, молоко),
Прозрачный – (воздух, лёд, бумага, материал).
2. С данными глаголами составить всевозможные сочетания, используя существительные. В полученных сочетаниях объяснить значение глагола.
Потерять – (время, книгу, день, зрение, слух, здоровье, надежду).

IV. Работа над паронимами.
.
Cлова, сходные по произношению, но разные по написанию и значению: орден-ордер, абонент-абонемент, корректор-коллектор, экскаватор - эскалатор и т.д.). Также обычно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Необходимо приучать учащихся видеть не только сходство слов, но и различие, как в написании, так и в произношении.
1.К каждому прилагательному написать подходящее по смыслу существительное:
Обидный, обидчивый (ответ, человек).
3. Прочитай данную пару слов. Объясни их значение. Составь с ними предложение. Балл – бал, рассвет – расцвет.

V. Работа над определением слова.
Научить детей точным определениям – значит приучить их чётко, логично и ясно выражать свои мысли. Следовательно, работа над определением слова должна занять соответствующее место в работе по развитию речи.
1.Подобрать определение, выраженное существительным.
А.С. Пушкин - ….; Краснодар - …. (поэт, город).
2. Дана тема. Написать слова с определённой орфограммой, объединённые этой темой. Например к теме «Зима» подобрать слова с сомнительной согласной (мороз, снег, лёд, салазки, варежки, снежки).
V. Работа над сопоставлением.
Различают два вида сопоставлений:
-установление сходства (аналогии) и различия. Сопоставление служит способом различения (дифференциации) одних сравниваемых явлений ив тоже время является средством установления общих, сходных черт между другими рассматриваемыми явлениями. Умение сравнивать приобретается в процессе сопоставления внешних сходных слов, принадлежащих к одной или нескольким грамматическим категориям, но требующих разного написания окончаний, слитного или раздельного написания.
1.При списывании вместо точек написать подходящие по смыслу предлоги и приставки (в, на, от, то, за)
…шёл .. дороге, …плыла .. берега, …бежал …товарищем.
2.Дописать предложения сочетанием утренний туман, поставив в нужном падеже.
Поля покрылись … … . В … … спят ещё леса.

VI. Работа над словообразованием и образованием словосочетаний.
Работа над словообразованием и образованием словосочетаний представляет определённую ценность как для развития коммуникативной компетенции, так и для усвоения орфографических правил. Удачно подобранные упражнения и задания к ним, будут способствовать повышению качества речи учащихся.
1. От данных корней –мороз-, образовать однокоренные слова:
-Мороз- морозить, морозный, заморозки, морозно.
2.К словам одной грамматической категории подобрать слова другой грамматической категории.
К существительным подобрать прилагательные.
Известие – известный, скорость-скоростной.
3.Существительное превратить в однокоренное прилагательное. С полученным прилагательным и данными в скобках сущ. Образовать словосочетания.
Море (глубина, простор, дно)-морская глубина, морской простор, морское дно.

VII. Работа над вставкой слов и словосочетаний в предложения.
Ценность подобного вида упражнений заключается в том, что они так же, как и упражнения на словообразование, знакомят учащихся с фразеологическим богатством русского языка. Этими упражнениями легко придать стилистическую направленность, объяснив учащимся, что одну и ту же мысль можно выразить различно. Но нужно подбирать предложения, ясно подсказывающие слово или словосочетание, которое нужно в ставить.
1. Для данных предложений подобрать нужные глаголы.
Дети … по лесу и собирали грибы(бродили). Путники медленно …по тропинке к лесному озеру.
2. В данных предложениях вместо вопросов написать подходящие по смыслу слова с определённой орфограммой.
-написать сущ., которые употребляются только в ед.ч.
На небе светит яркое (что?) (солнце)
-написать наречия:
Весной река разливается (как?) (широко).

VIII. Работа над составлением предложений.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие у учащихся связной логической речи.
1. Из данных слов составить предложения.
В, предгорьях, Карпат, и , нефти, много, газ, природного.
2.Распространить предложения с помощью вопросов.
(Над чем?) стоит (какой?)туман. Над озером стоит густой туман.
3. К выделенным словам составить вопросительные предложения.
А.С. Пушкин родился в Москве. (Кто родился в Москве?), (Где родился А. С. Пушкин?).
4. Составить и написать рассказ, используя данные словосочетания. Рассказ озаглавить.
Ранн.. утром, со старш.. братом, на свеж.. воздухе, в зелён.. траве, по голуб.. небу, узк.. тропинкой, под стар… дубом, над душист… цветами, на обратн.. пути.
Чтение.
Для овладения умелой, искусной речевой деятельностью практикую разные формы устной речи:
-ответы на вопросы к рассказу,
-подробный или выборочный пересказ,
-подробный и сжатый пересказ содержания прочитанного по плану,
- составление творческих рассказов с изменением лица рассказчика от имени одного из героев произведения,
-построение простейших предложений по схемам,
-устное рисование картинок к тексту,
- составление характеристик персонажей произведения;
-чтение по ролям;
-словарная работа;
-заучивание стихов и прозаических отрывков.
Эффективность работы по развитию данных форм устной речи зависит от плавного, выразительного способа чтения.
Система приемов по развитию плавного, выразительного способа чтения
Развитие умения держаться во время чтения (т.е. стоять или сидеть прямо, свободно, непринужденно, грудь слегка вперед, голова приподнята, чтобы не зажимать горло).
Развитие умения правильно дышать во время чтения (ровно, спокойно, свободно, брать дыхание на паузах, составление партитуры текста с выделением пауз, коротких и длинных).
Развитие умения управлять напряжением голоса (тихо, громко, шепотом, высоко, низко, быстро).
Развитие ставить логическое ударение при чтении (какое слово главное, как его нужно произносить – усиленно, громко).
Работа над интонированным чтением (повышение, понижение интонации внутри фразы).
Развитие умения чётко, внятно произносить слова (дикция и орфоэпические нормы).
Развитие умений управлять темпом и ритмом чтения (ритм чтения учителя должен соответствовать ритму естественной речи ребенка).
Работа над формированием коммуникативной компетенции должна осуществляться в комплексе, в системе уроков. Успешность этой работы зависит от общей организации урока, от правильного применения методов и приёмов, стимулирующих общение учащихся в процессе работы. Использование различных приёмов коррекционного воздействия позволяет обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире. Это умение реально оценивать свои речевые навыки, проявлять инициативу при ведении диалога, активно и эмоционально участвовать в диалоге, внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы, грамматически правильно оформлять свои высказывания. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для учащихся с ОВЗ грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Литература:
1. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития/авт. -сост. Л.В.Афанасьева. — Волгоград: Учитель, 2010.
2. Русский язык и чтение. 7-8 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения/ авт. -сост. М.Е.Прокопенко. Волгоград: Учитель, 2009.
3.Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов-М., 19701-13
4. Ильина С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку// Дефектология -2003
5.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе-Москва «Просвещение»,1994.
6.Н.Н. Бебешина, Ф.Н. Самсонова «Уроки русского языка во вспомогательной школе» 5-8 классы., Издательство «Просвещение» Москва 1970.
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта | Добавил: cicylinatatiana (14.06.2016) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 2055 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/5
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Ваша работа допущена к  участию в Конференции.  
Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

2 cicylinatatiana  
Добрый день! Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024