Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 22.10.2017, 22:23

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
Конкурс педагогам
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время в начальных классах с УУО.
Титаева Н.В.,
учитель начальных классов
ГБОУ СО «Школа АОП № 11 г.Балашова»
Саратовской области

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
в начальных классах с УУО.

Цель работы:
- Показать воздействие выбранной технологии на развитие умственно – отсталого ребёнка.
Задачи:
• Дать представления о роли современных технологий в организации учебно-образовательного процесса в классах с УУО.
• Показать актуальность данной проблемы в обучении умственно – отсталых детей.
• Провести анализ обобщённого опыта по обозначенной проблеме.
Сегодня как никогда актуальным является вопрос о создании и поддержании специальных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения во всех видах образовательных учреждений.
Так, в последнее время эти вопросы обозначены и в важнейших государственных документах, определяющих стратегию развития образования. « Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Дети с умеренной умственной отсталостью - больные дети. Они внешне здоровы, способны к психическому развитию, но развитие это осуществляется аномально, поскольку биологическая его основа патологична. Нарушения психологической деятельности чётко и ярко проявляются в сфере познавательных процессов. Имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и познания. Недоразвитие познавательной сферы усугубляет расстройство поведения. У таких детей наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы. Они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний настроения, снижение эмоционального тонуса и побуждений к деятельности.
В процессе работы с детьми с умеренной умственной отсталостью (далее с УУО) я пришла к выводу, что существующая традиционная методика проведения занятий с детьми специальных коррекционных классов не всегда приводит к успеху. Согласно адаптированным образовательным программам, учащимся в образовательном процессе необходимо усваивать новые знания, понятия. По медицинским и возрастным показателям дети сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение, повышение внутричерепного давления, которое сопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего самочувствия ребёнка. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Дети становятся двигательно - расторможенными, вялыми или, наоборот, неусидчивыми и агрессивными.
Учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Конечно, очень важной в развитии детей с УУО является и внеурочная деятельность, которая в нашем учреждении является приоритетной. В своей работе я применяю здоровьесберегающую технологию и на уроках, и на коррекционно – развивающих занятиях.
Здоровьесберегающимися технологиями я заинтересовалась, познакомившись с работами таких известных людей, как профессор А.Р.Лурия, С.Певзнер, В.И.Лубовской.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Развитие умственно отсталого ребёнка замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей. Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на три подгруппы:
• организационно – педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно – образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Моя работа с применением здоровьесберегающих технологий: - не раньше, чем через 20 минут до начала уроков хорошо проветриваю учебный кабинет;
- использую динамические паузы (во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей); Динамические минутки рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Двигательные оздоровительные минутки являются одной из составляющих предотвращения переутомления детей. За основу проведения двигательных минуток я взяла методику известного психолога и педагога Н. И. Дереклеевой. Подбираю стишки с короткими четверостишиями и как можно больше использую движений.
Мы по лесу пошли, (Ходьба на месте.)
И цветы вокруг нашли. (Разводим руками)
Собирали, собирали, ( Наклон вперёд.)
По дороге растеряли. (Руки в стороны, кивки головой вправо, влево.)
Стихи проговариваю сама, так как у детей системное недоразвитие речи в тяжёлой форме. Это надо делать ненавязчиво, а играючи, чтобы ребёнок не уставал.
- организую подвижные и спортивные игры: как часть физкультурного занятия, на прогулке, в учебном кабинете. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Можно использовать и элементы спортивных игр.
- ежедневно провожу гимнастику пальчиковую (индивидуально, либо со всем классом). Она рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Провожу в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время);
- Гимнастика для глаз очень нравится детям. С начала учебного года в первом классе мои учащиеся с УУО не могли выполнить элементарных упражнений по гимнастике для глаз. Они не могли зажмурить глаза, посмотреть вверх, вниз, не меняя положения головы. Эти трудности были связаны с отсутствием пространственной ориентации, в связи с заболеваниями детей. В дальнейшем, когда дети стали усваивать пространственные понятия, научились выполнять те или иные движения по повтору, гимнастика для глаз стала не только возможной, но и с удовольствием выполняется детьми. Провожу ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, так как я работаю с учащимися младшего школьного возраста.
Согласно учебному плану, я организую активность учащихся во время освоения предмета «Адаптивная физкультура». Занятия провожу 2 раза в неделю в игровом зале по 35 минут. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работаю. Перед занятием хорошо проветриваю помещение. Также коррекционно – развивающие занятия «Двигательное развитие» способствуют освоению здоровьесберегающей технологии и укреплению физического развития детей с УУО.
Хорошо способствуют развитию мыслительной деятельности коммуникативные игры: беседы, игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Использую технологию музыкального сопровождения в качестве вспомогательного средства; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
- Сказкотерапия и игротерапия. Занятия входят в учебный план и используются для психологической терапевтической и развивающей работы.
- Технологии коррекции поведения в нашем образовательном учреждении для достижения наибольшего результата проводятся одновременно несколькими педагогами. Проводятся во время большой перемены в игровом зале, когда в зале собираются сразу три класса. Дети с разными проблемами занимаются в одной большой объединённой группе под управлением педагогов. Занятия проводятся в игровой форме, несут функцию коммуникативного развития и толерантности детей друг к другу.
- Песочная терапия позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки , снизить эмоциональное напряжение и т. д.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий это такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Здоровьесберегающая технология не может выражаться конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.
2. Коррекционно-развивающее обучение в начальной школе/С.Г.Шевченко, 2004 г.
3. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы», 2003 г.
4. О.В. Узорова, Е.А. Нефредова «Пальчиковая гимнастика»,2002 г.
5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: veronika2003060820031 (01.04.2017) | Автор: Титаева Наталья Владимировна E
Просмотров: 106 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Наталья Владимировна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогикиобразовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 1
Пользователей: 2
rufinakrasa3, l_suprunova


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017