Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 23.10.2017, 01:55

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
Конкурс педагогам
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННО
Войнова Елена Арсентьевна
мастер производственного обучения ГБПОУ РХ ХКПТЭС г. Абакан

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Социально-педагогические проблемы формирования личности представляют сложными и остро актуальными для современного российского общества. Их разрешения открывает путь к разработке концептуальных теоретических положений, а значит, и к совершенствованию практики организации учебного и воспитательно - профилактического процесса в молодежной среде. [2, с. 16].
С каждым годом увеличивается число поступающих в наше учебное заведение: - детей – сирот, - детей из неблагополучных семей, - детей из неполных семей. Поэтому важной задачей воспитательной работы становится объединение этих детей в единый коллектив, в котором каждый из обучающихся мог бы активно проявлять себя в межличностном общении, имея при этом систему ценностей и культуру, не чувствовать себя изгоями общества.
Молодежь представляет собой крупнейшую социально-демографическую группу и является самой динамичной частью общества занимая в нем особое положение, благодаря своей социально-значимой функции - быть восприемником сложившихся общественных связей и взаимодействий, и субъектом их последующего развития.
Возрастает автономия детей от взрослых, достичь, которую и утвердить себя как личность это важнейшие задачи подросткового возраста. Это автономия свободно проявляется в особенностях подростковой субкультур. [1, с. 39].
Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет свои отличия, связанные с особенностью жизнедеятельности сообществ.
Подростковая, юношеская субкультура это культурное пространство и круг общения подростковых сообществ, помогающих им адаптироваться в социуме и создать свои, автономные формы культурной активности.
Элементами подростковой и юношеской культур являются: особый жаргон, мода в одежде, прическе, определенный стиль поведения, проведение досуга, пристрастие к музыке. [4, с. 67].
Современная подростково - юношеская культура имеет отличия по принадлежности к определенным течениям в моде. Кроме того, на не оказывает влияние уголовно-лагерная субкультура, что проявляется в жаргоне, в нормах и стиле поведения, в отношениях подростком между собой. Подростки в своем самоутверждении заинтересованы в поиске нестандартных и рискованных форм поведения и деятельности. Они перерастают детские правила поведения, пытаются создать новые, часто альтернативные, как взрослой, так и детской субкультурам.
Семья является естественным защитным механизмом для своих членов. Это подтверждается данными анкетирования. Так, например, дети гораздо чаще выбор своей жизненной перспективы в профессии и социуме доверяют родителям, особенно матери. Поэтому уровень образования матери важен, как и социальный статус обоих родителей, для принятия решения о будущей профессиональной деятельности подростков. [5, с. 35].
Поэтому процесс взаимодействия семьи и учебного заведения строить на активном включение родителей в учебно-воспитательный процесс, на сотрудничество с детьми и педагогами. Основную часть времени учащиеся находятся в тесном контакте с мастером производственного обучения, поэтому в процессе профессиональной подготовки именно у него они хотели бы просить совета и помощи, видя в нем наставника, человека которому можно доверять. Обучающийся должен иметь возможность высказать «наболевшее» принимающему его таким, какой он есть, активно слушающему и сопереживающему педагогу.
Перед мастером, стоит важная задача - воспитание в обучающихся необходимости ставить перед собой положительные цели, такие, как приобретение профессиональных навыков, обеспечивающих им источник доходов, развитие способностей и работоспособности. Важно формировать такие жизненные навыки, как умение решать проблемы, противостоять отрицательному влиянию сверстников, строить здоровые человеческие отношения и красоту поведения, преодолевать стрессы и умение общаться со взрослыми. Молодым людям необходимо помнить, что вся ответственность за принимаемые ими решения и за их последствия полностью лежит на них самих, а педагогам периодически предоставлять им возможность выбора, решения, самоопределения.
В своей работе по сотрудничеству с родителями начинаю с изучения условий быта, микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семей моих обучающихся позволяют мне, ближе познакомится с ними, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения обучающихся с родителями. С этой целью на первом родительском собрании провожу анкетирование родителей, выяснить семейное положение, материальное обеспечение и т.п.. Посещение места проживания своих обучающихся помогает мне выяснить жилищные условия. Из индивидуальных бесед с родителями, а также с обучающимися глубже узнаю особенности семейного уклада каждой семьи.
Изучение семей это тонкое, деликатное дело, требующее от меня, как от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Такой подход к изучению семьи своих обучающихся позволяют мне выявить следующие типы семей:
- Семья с высоким уровнем нравственных отношений. В ней здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих особенностей.
Мое частое вмешательство здесь не нужно, хотя отдельные советы и предложения, связанные с особенностью воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
- Семья, характеризующаяся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающая положительную направленность воспитания детей.
Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания от меня, как от педагога.
- Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Не о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. В работе с обучающимися из таких семей эффективным является индивидуальные беседы, которые помогут выявить проблемы, постараться разобраться в ней. Для решения проблем более сложного характера оказывается помощь психологом колледжа.
- Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют нравственные истинные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена.
Дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с ним особо трудна.
- Неблагополучные семьи. Для них характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога и общественности. Работать с обучающимися из таких семей нужно с учетом психологических особенностей подростка. В данном случае воспитательная работа необходима в контакте мастера с психологом и социальным педагогом.
Содержание работы мастера и родителей, направлена на формирование базовой культуры личности и обеспечения каждому обучающемуся условий для духовного интеллектуального и физического развития.
Один из основных методов воспитания, на мой взгляд, является метод беседы. Будучи основой индивидуального психодиагностического обследования, консультирования, она является неотъемлемой составляющей в работе, как с обучающимися, так и непосредственно с родителями. Проведение беседы является не просто сбором некоторой информации, это сложный коммуникативный процесс, успешность которого определяется множеством факторов. Одной из ведущих особенностей является: умение сопереживать и сочувствовать другому человеку. [1, с. 89]. При проведении беседы с обучающимися или родителями стараюсь создать психологический климат, способствующий свободному протеканию процесса коммуникации.
Другой формой работы с родителями считаю переписку с родителями иногородних обучающихся, а также родительские собрания. Переписка с родителями – эффективная форма индивидуальной работы, мной информируются родители об успехах детей, извещаю о возможных нарушениях, высказываю советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон радость общения. Родительские собрания провожу два раза в год, где знакомлю родителей с основными направлениями, задачами и итогами работы.
Обсуждаю задачи учебно-воспитательной работы группы, намечаю пути наиболее тесного сотрудничества семьи и колледжа. Эффективными являются родительские собрания, проводимые совместно с обучающимися, где проводятся тестирование, анкетирование, родителей и обучающихся. Например: родительское собрание на тему «Статистика и курение».
Такой подход к воспитательному процессу требует поиск различных форм для реализации поставленных целей, которые, в отличие oт традиционных, не разрушают индивидуальность обучающегося, а позволяет ярче раскрыться его личности.

Библиографический список
1. Берис Р.В. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 2002. с.215
2. Драгунов В.Т. Проблема конфликта в подростковом возрасте Вопросы психологии, 2000, № 2.
3. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 2003 с. 345
4. Мишель Клее. Психология подростка. М., 2001. с.
5. Яковлев Д.Е. Семья и школа. //Методическое пособие. - М., 2005
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: К_оле_дЖ (26.02.2017) | Автор: войнова Елена Арсентьевна E
Просмотров: 86 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
Уважаемая Елена Арсентьевна!
Укажите, пожалуйста, в комментарии, для какой категории детей с ОВЗ можно использовать Ваш материал.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Уважаемая Елена Арсентьевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
fara1410


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017