Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 26.07.2017, 07:49

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурс педагогам
Конкурсы для детей
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Статья "Скоро в школу: рекомендации родителям"
Подготовка к школе должна осуществляться как педагогами ДОО, так и родителями детей. Количество сложностей, возрастает, если ребенок имеет нарушения в развитии, поэтому приведены как общие особенности подготовки к школе, так и специфические на примере коррекции нарушений речи. В статье даны практические рекомендации для родителей.
Одной из непосредственных задач дошкольного обучения является полноценная подготовка детей к школе. Следует отметить, что данная подготовка наиболее целенаправленно осуществляется в последний год обучения в детской образовательной организации (далее – ДОО). При этом стоит отметить, что в процессе подготовки детей к школе высоко значение участия их родителей. Чаще всего работниками ДОО под взаимодействием с родителями понимаются различные организационные и психологические моменты, как, к примеру, участие родителей в мероприятиях ДОО, в психологической поддержке ребенка. Данный подход не является верным, поскольку ДОО не ставит перед собой целью осуществление всех функций по развитию и воспитанию детей, в связи с чем представляется необходимым, чтобы родители уделяли полноценное внимание своим детям, особенно если речь идет о подготовке к школе. В педагогике существуют различные концепции, которые направлены на изучение и совершенствование процесса подготовки детей к школе. При этом основное внимание следует уделять физической готовности детей к школе, поскольку в первый класс на равных основаниях идут как дети, имеющие дошкольное образование, так и дети, которые никогда не посещали ДОО. Исследователь данного вопроса Дарданова Н. А. разработала методику сомато-педагогической подготовки детей к школьному режиму обучения, складывающуюся из следующих основных компонентов:
1. Образование (формирование морфологической базы движений и навыков выполнения физических упражнений);
2. Воспитание (формирование двигательного режима);
3. Общее оздоровление.
Данную методику можно считать универсальной, поскольку физическое здоровье ребенка является одним из определяющих факторов в процессе школьной адаптации. Как подчеркивают Параничева Т. М., Тюрина Е. В., «готовность к школе ... определяется показателями физического развития и состояния здоровья, скоростью биологического развития». Поскольку в ДОО не происходит активного образовательного процесса по причине доминирования воспитательной функции, все усилия педагогов ДОО сосредоточены на социализации и физическом развитии детей. Однако, если у воспитанников ДОО имеются определенные сложности, то вопрос о подготовке к школе выглядит совершенно иначе и трансформируется в поиск путей разрешения проблемы с физическим здоровьем либо общим развитием. Одной из распространенных проблем с развитием являются нарушения речи. Как отмечает Чиркина Г. В., в связи с развитием логопедической науки и логопедической помощи педагогам-логопедам удается достигать существенных результатов, однако возросшее число органических нарушений речи не позволяет коренным образом улучшить логопедическую ситуацию. Также следует учитывать тот факт, что нарушения речи неоднородны – к примеру, для коррекции фонетических нарушений необходим иной подход, нежели при обучении ребенка, испытывающего только лишь недостатки в коммуникативной практике. Требования ФГОС ДО (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) обязывают вести коррекционную работу с учетом особенностей развития и специфических образовательных потребностей каждой категории детей. Таким образом, общий путь подготовки детей к школе нужно дифференцировать в зависимости, во-первых, от самого факта наличия нарушений в развитии, и во-вторых, от характера данных нарушений. При этом нужно понимать, что скорректировать, в частности, нарушения речи нельзя без помощи родителей. Исходя из этого можно сделать важный подвывод: любая подготовка детей к школе, а в особенности детей с нарушениями в развитии, должна осуществляться с участием родителей. Более того, как подчеркивает Коптева Т. В., «проблемы детей почти всегда являются отражением проблем взрослых», что порождает необходимость включения родителей в решение детских проблем. Появляется закономерный вопрос: каким же именно должно быть это участие, в каких формах проводиться и при помощи каких средств? Исходя из позиции учителя-логопеда на примере подготовки к школе детей с нарушениями речи нужно выделить следующие аспекты данной подготовки, которые необходимо осуществлять как педагогам, так и, что крайне важно, самими родителями:
1. Общая подготовка, направленная на формирование необходимых физических и интеллектуальных качеств;
2. Специальная подготовка, связанная с коррекцией имеющихся нарушений в развитии.
Дети с нарушениями речи испытывают большие сложности в общении с окружающими. Тот коммуникативный опыт, который они получают в школе, безусловно будет способствовать их школьной адаптации, однако в том случае, если имеющиеся проблемы не удалось полностью скорректировать, то значение подготовки к школе существенно возрастает.
Таким образом, родители для облегчения включения их ребенка в школьный процесс могут предпринять на последнем году дошкольного образования следующие меры:
1. Организовать полноценный режим дня, учитывая время сна, принятия пищи, учебной и игровой нагрузки. Нужно исходить из необходимости полноценного сна в ночные часы, присутствия в рационе питания оптимального соотношения белков, жиров и углеводов при этом не забывая про витамины (следует отметить, что искусственные «аптечные» витамины в силу специфики их усвоения не являются аналогами тем витаминам и минералам, которые организм получает непосредственно из фруктов и овощей). При этом важно, чтобы ребенок мог самостоятельно придерживаться сложившегося распорядка без постоянного контроля.
2. Сформировать навыки чтения и письма (как показывает практика, этого можно достичь лишь при активном участии родителей), что позволит ребенку быстрее адаптироваться в школе, послужив начальным учебным капиталом. Для этого можно давать детям задание на прочтение определенных книг, заниматься с ними совместным чтением, изучать букварь, писать в прописях. Также большой пользой может обернуться использование электронных учебно-дидактических комплексов общей направленности, включающим в себя разнообразные задания на развитие интеллектуальных способностей.
3. Корректировать нарушения. Для исправления нарушений в речи с детьми можно заниматься компьютерными дидактическими играми, совместно отрабатывать произношение. Все необходимые для этого знания можно получить из личной беседы с логопедом, сайта ДОО (если такой есть и на нем размещается соответствующая информация), специализированных интернет-ресурсов.
4. Участвовать в детско-родительских занятиях (во многих ДОО обычной практикой является организация данных занятий для родителей детей последнего года обучения.
5. Обеспечить преемственность между ДОО и школой. К сожалению, между ДОО и школьными учреждениями не имеется регулярных связей, однако, как справедливо отмечает Сунатагуллина И. И., учителя младших классов должны по мере своих возможностей корректировать нарушения устной и письменной речи, поэтому родители могут составить для будущего учителя краткую пояснительную записку с указанием имеющихся сложностей в развитии (все необходимые сведения сообщит логопед).
6. Психологически поддерживать ребенка, отмечать его положительные качества и мягко обращать внимание на те моменты, которые можно и нужно исправить.
В обществе распространено мнение о том, что родители должны воспитывать своих детей, что верно, но лишь отчасти, поскольку для гармоничного развития ребенка нужно не только воспитание, но также и обучение. Несмотря на то, что ДОО и в будущем школа возьмут на себя данные задачи – это вовсе не значит, что родители могут от этого полностью отстраниться. Во-многом именно от характера взаимодействия детей с родителями, от семейного микроклимата зависят темпы развития ребенка. Процесс подготовки ребенка к школе носит длительный и сложный характер, но при совместных усилиях родителей и педагогов ДОУ можно облегчить его и одновременно с этим сделать наиболее эффективным и плодотворным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арькова О. А. Подготовка детей к школе с использованием электронного образовательного комплекса // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 1. С. 52-56.
2. Дарданова Н. В. Индивидуализация физической подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 4. С. 52-55.
3. Коптева Т. В. Шувалова У. А. Фактор родительского участия в психологической работе с детьми // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С. 62-66.
4. Павлова Н. Г. Подготовка родителей и детей к обучению в школе с раннего возраста // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 13. С. 248-252.
5. Параничева Т. В., Тюрина Е. В. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет // Новые исследования. 2012. № 1 (30). С. 135-144.
6. Сунатагуллина А. А. Развитие речевой деятельности детей с нарушениями речи // Инновационная наука. 2016. № 2-4. С. 124-127.
7. Чиркина Г. В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2 (22). С. 32-41.
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: Логопед-91_Равиковна (17.07.2017) | Автор: Лагутина Светлана Равиковна E
Просмотров: 35 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
1  
Уважаемая,  Светлана Равиковна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущенак участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционноеобразование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской
научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт,
возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогикиобразовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты
его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, Соколова Ольга Николаевна

Здравствуйте, уважаемая Ольга Николаевна! Я рада. У меня ещё одна работа ждёт Вашего решения.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017