Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 13.12.2017, 00:54

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
Конкурс педагогам
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Система работы по автоматизации звуков в различных видах деятельности с детьми с ОНР в старшем дошкольном возрасте
ОПЫТ РАБОТЫ
Система работы по автоматизации звуков в различных видах деятельности с детьми с ОНР в старшем дошкольном возрасте

Звуки 1.Подбор словесного материала 2.Обведение по трафаретам 3.Печатание и штриховка в тетрадях с проговариванием звука, слова 4.Узнавание тактильное, узнавание в реальности 5.Рисование петлями
в альбомах 6.Пальчиковая гимнастика 7.Дыхательная гимнастика 8.Воспроизведение буквы
«с»-
«сь»,
их дифференциация Подбор чистоговорок, загадок,
стихотворений со зв. «С» и о букве «С»:
«Киска, где твоя миска?»
«Киска, брысь…» «Сидел воробей…»
«7 котят»
«Слоны»
«Сова»
«Гусаки» «Просыпайся»
«На санках»
«Спереди пятачок»
«Купила бабуся»
«Непоседа Васенька»
«Самолет построим»


Слон, собака, сливы,
гусь,
киска,
свинья, поросенок, лиса Буква «С»,
бусы,
сапоги,
сани,
самолет, ананас, снеговик, солнце, сердце, парусник, василек, снежинка, лист,
сова,
оса,
апельсин Игра «Разведчики»
( узнавание букв из наждачной бумаги с закрытыми глазами)
Игра «Найди правильную букву»
Игра «Допиши букву»,
Игра «На что похожа буква в жизни?»
«На какую букву похожа?»
«Кто издает такой звук?» Сова,
ослик «Ходьба по кочкам», «Произнеси звук по дорожке»,
«Постучи пальчиками»,
«Сон,сон…»
«Здравствуйте,
до свидания, пальчики»
«Апельсин»
«Тик-так»
«В гости к пальчику»
«Засолка капусты»
«Идут 4 братца», «С веток ягоды снимаю»
«Осенние листья»
Пересказ рассказа об осени по мнемотаблице «Прогулка в осеннем лесу» 1.по дорожкам в тетради или в альбоме на выдохе «пропеть» звук
2. «песенка водички» по символам
3. «Пройди по кочкам в сапогах» с одетыми на указательный и средний пальцы пробками от пузырьков Выкладывание буквы из семян на накатан-ной дощечке или крышке;
из спичек и палочек на столе;
лепка буквы из пластилина
рисование мелом, маркером на доске,
палочкой на песке, земле;
рисование на песке,
показ буквы на пальцах, туловищем (телогимнастика)

Таблица включает 8 разделов, соответствующих содержанию работы по автоматизации звуков. Рассмотрим каждый из разделов. Остановимся на работе по автоматизации звуков «С» и «СЬ».
1 раздел: подбор словесного материала
В этот раздел включаются чистоговорки, пословицы, загадки, загадки – шутки, стихи на автоматизацию конкретного звука. Желательно подбирать стихи только на автоматизируемый звук без смешения с мягким или с оппозиционным звуками.
Например: автоматизация мягкого звука «СЬ». Очень удачным является стихотворение «Васенька» или «Семь котят».


«Васенька» (сь)

Непоседа Васенька не сидит на месте,
Непоседа Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки.
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

«Киска, брысь!» (с – сь)
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку (дорогу) не садись.
Наша (вот) Сонечка пойдет – через киску упадет.

«Киска и миска» (с)
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пустая миска.

2 раздел: обведение по трафаретам (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Ребенку предлагается обвести определенную картинку простым карандашом в тетради или в альбоме, если она крупная. Обязательное условие – ребенок проговаривает звук многократно, пока не обведет его полностью (это Васенька, это Васенька…)
Например: к стихотворению «Васенька» обвести киску и затем раскрасить цветными карандашами. К стихотворению «Слоны» лучше предложить обвести слонов в альбоме, так как рисунок получается крупным.

3 раздел: печатание в тетрадях рисунка с заданным звуком (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Например: обведение рисунка по точкам, которые проставляет взрослый (киски или Васеньки, миски с киселем, скамейки или снежинки, если стихи учатся зимой или слив, если летом и т.д.) Можно предложить рисунок по желанию ребенка. Обязательное условие – ребенок проговаривает звук многократно, пока не обведет его полностью (это миска, это миска….) Отличие этого раздела от предыдущего в том, что более мелкий рисунок повторяется до конца строки и ребенок автоматизирует звук столько раз, сколько изображений поместится на строке.

4раздел: узнавание тактильное, узнавание в реальности (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
Важным для запоминания буквы и звука является установление как можно больше условных связей. Если ребенок находит в окружающем пространстве предметы, похожие на букву, и узнает в жизни звуки, сходные с изучаемым, то он быстро и надолго запомнит зрительный образ буквы и сохранит ее звукоподражание.

Например:
- На что похожа буква «С»? (на месяц, банан, половинку бублика, серп, лодку,……)
- Кто в жизни издает такой звук? (водичка, ветер, насос…..)
Одновременно логопед закрепляет звук «С», спрашивая:
- Какая буква похожа на месяц? («С»)
- Какой звук издает насос? Как свистит ветер? (С-С-С)
Очень нравится детям игра «Разведчики».
Цель игры: учить узнавать букву, вырезанную из наждачной бумаги и приклеенную на картон, с закрытыми глазами (можно завязать шарфиком или платком), используя только пальцы рук. В этой игре дети сами контролируют узнавание и называние буквы.
Игры «Найди правильную букву» и «Допиши букву» помогут в профилактике нарушений письменной речи. Детям предлагается найти правильно написанную букву среди предложенных букв. Или дописать элементы буквы на доске мелом, маркером или фломастером или карандашом на предложенном листе бумаги. Одновременно логопед может закреплять произнесение поставленного звука: - Какую букву ты дописал? («С») – Какую букву ты нашел правильно написанную? («С»)
5раздел: рисование петлями в альбомах (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)
Данная работа строится на основе опыта работы педагогов г. Калининграда.
Детям предлагается образец рисунка, выполненного петлями, а они должны срисовать его в альбом. Помимо тренировки руки к письму (петлями), дети автоматизируют звук:
- На какой звук начинается слово сова?
–Какой первый звук в слове сова? («С»)
6.Пальчиковая гимнастика (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Первоначально на этапе автоматизации изолированного звука можно использовать «ходьбу» двумя пальцами по дорожкам или кочкам, нарисованным на альбомном листе. Ребенок «наступает» на кочку и произносит звук «С» многократно.
Далее автоматизация проходит по плану: проговаривает слоги со звуком «С» прямые и обратные с использованием этих же кочек.
Можно обвести ладошку и произносить звук или слог при постукивании каждым пальцем по нарисованному пальцу.
Если звук автоматизирован в слогах, то следующим этапом будет разучивание гимнастики для пальчиков с заданным звуком.
Например: «Сон, сон, пересон»
Сон, сон, пересон, (сжимание – разжимание пальцев из кулака)
Сели в лодку пять персон: сом, севрюга, три селедки (сгибание пальцев в кулак)
Вылезайте все из лодки! (сжимание – разжимание пальцев из кулака)
7.Дыхательная гимнастика Тренировать выдох и одновременно автоматизировать звук можно, используя те же дорожки в альбоме. Ребенку предлагается «пропеть» песенку «С» как можно дольше на выдохе и одновременно проводить пальцем по дорожке. С каждым разом добиваясь более длительного выдоха.
Далее логопед может предлагать «пропеть» слоги на выдохе, отмечая ориентиром длительность выдоха.
8.Воспроизведение буквы (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)
Этот раздел предполагает усвоение зрительного образа буквы, используя различную практическую деятельность. Выкладывание буквы из семян или плодов на накатанной пластилиновой дощечке или крышке по образцу и без него. Ребенок выкладывает букву из спичек и палочек на столе и сравнивает с образцом. Усложнением будет нахождение правильно и неправильно выложенной буквы.
Лепка буквы из пластилина и расположение ее на доске также помогают запомнить букву. Дети любят
рисовать мелом или маркером на магнитной доске в помещении, палочкой на песке, земле во время прогулок.
Нравится детям показывать букву на пальцах, с помощью туловища (тело гимнастика) как настоящие акробаты.

Таким образом, предложенная система работы апробирована в течение 15-ти лет, дает хорошие результаты в работе по автоматизации звуков и предупреждении нарушений письменной речи. Усвоение материала проходит увлеченно и интересно в активной деятельности детей и игре. Данный опыт работы может быть полезен воспитателям, учителям – логопедам, учителям начальной школы, а также родителям.

Источник: https://cloud.mail.ru/public/KNqP/S9NeV2orX
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: Зоя_Николаевна (15.05.2017) | Автор: Марина Георгиевна Жирова E
Просмотров: 111 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
Здравствуйте, Марина Георгиевна! Просим Вас заполнить Согласие на обработку персональных данных, т.к. Ваша работа загружена коллегой.
Форму Согласия можно найти на странице мероприятия в разделе  СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ СОАВТОРОВ
ВАЖНО! Без согласия на обработку и использование персональных данных материалы не рассматриваются (в случае наличия соавторов или загрузки материала другим лицом).
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

2  
Согласие отправлено

Спасибо!

Здравствуйте, Марина Георгиевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С Наступающим!
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
HerlindaSl


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017