Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 17:21

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Работа классного руководителя по предупреждению неуспеваемости учащихся начальных классов
Работа классного руководителя по предупреждению неуспеваемости
учащихся начальных классов

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.
Учитывая особенности неуспевающих учеников, можно условно разделить их на следующие группы:
I. «Гиперактивные - очень трудные дети, которые очень часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей.»- М. Раттер.
« У такого ребёнка нет тормозов, нет должного самоконтроля. всё это вызывается ненормальной мышечной подвижностью, болезненной умственной, а также общепсихической активностью.»- В. Кащенко.
Гиперактивность- сочетание двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, аффективной возбудимости, нарушений концентрации внимания. И так, это - одно из проявлений целого комплекса нарушений.
Как работать с такими детьми? Ребёнку необходимо создать определённые условия жизни: спокойная психологическая обстановка в семье, чёткий режим дня.
Что же делать педагогу?
- стараться индивидуализировать работу;
- как можно чаще поощрять хорошее поведение и стараться игнорировать (по возможности) вызывающие поступки.
II. Слабоуспевающие дети. При работе с ними, нужно учитывать следующее:
1. При опросе слабоуспевающим детям даётся примерный план ответа,
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. В ходе проса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
III. Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться.
IV. Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться – В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.
Как вызвать у учащихся ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой». Если ученик раньше стеснялся отвечать на уроках из-за плохой речи. Благодаря таким приемам все чаще с удовольствием выходит к доске, тянет руку, отвечает. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формируются у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.
Каковы бы не были причины неуспешности ученика, от учителя на уроке требуется:
- создание благоприятной атмосферы на уроке;
- своевременно оказывать помощь;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
В своей работе постоянно ищу способы оживления урока:
- Дидактическая наглядность
- Увлечённое преподавание
- Новизна учебного материала
- Связь знаний с судьбами людей
- Проблемное обучение
- Обучение с компьютерной поддержкой
- Взаимообучение (в парах, микрогруппах)
- Личностно-ориентированный подход
- Создание ситуации успеха
- Соревнование (с товарищами по классу, самим собой)
Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
Нестандартные уроки:
• Уроки-путешествия
• Комбинированные уроки
• Уроки-соревнования
• Уроки-игры
• Уроки-конкурсы
• Уроки-путешествия. В путешествиях обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
• На уроках сказках всегда царит хорошее настроение. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, учит детей быть добрыми и справедливыми.
• Уроки загадки расширяют кругозор, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление, знакомят детей с окружающим миром. Задачи, имеющие форму загадок, так же вызывают большой интерес, активность.
Использование ИКТ
• Повышает эффективность урока
• Активизирует познавательную деятельность учащихся
• Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета)
• Повышает объём выполняемой работы на уроке
Презентация - мощное средство наглядности.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
На уроках использую дидактический занимательный материал, он способствует активизации деятельности учащихся, мотивирует на урочную работу. Выполняя упражнения, ребята творчески мыслят, развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.
а) Числовые ребусы: 100Г, па3от, 100 лб, 3котаж, 3умф, 100рож.
б) Слова наоборот: пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог.
использую упражнение «Составь слово по опорным словам».
Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее.
Радость, задумал, коряга - РАДУГА
Сияние, понедельник, поливает – СИНЕВА
Эффективно концентрирует внимание игра«Звери спрятались».
Даются на доске слова. Дети должны найти в нем названия зверей.
Возле входа, поленья, рысью, заслон, послышалось, принести грабли, принесли самые, велика банка.
Еще использую игры: «Лото», «Верно ли высказывание», «Найди ошибки» и другие.
Творческие задания помогают детям раскрыться, открыть в себе неизвестные возможности. Речь учащихся становится более образной, интересной. Дети более глубоко воспринимают художественный образ, интересуются книгами. Каждый ребенок с интересом включается в работу.
С целью снятия мышечного напряжения на уроках использую различные физкультминутки, гимнастику для глаз. Для развития мелкой моторики кисти и пальцев рук использую пальчиковую гимнастику. С целью развития артикуляционной моторики используются артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки.
При организации домашней работы проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются карточки (при необходимости), даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников. Домашнее задание учащиеся получают дозированно: первая группа решают примеры; вторая группа переписывают готовые или решают при помощи взрослого; третья группа работает по прописям. Также и по русскому языку, чтению задания для каждой группы отдельные.
Учителю при работе с неуспевающими учениками необходимо уделять внимание и внеурочной деятельности учеников.
- Включение школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей.
- Вовлечение в школьные мероприятия; здесь следует отмечать успехи и достижения в области этой деятельности.
Конечно, только учителя и воспитатели не смогут воспитать положительную учебную мотивацию.
В. А. Сухомлинский говорил: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». С этой целью проводим классные родительские собрания по теме: «Твой ребенок - третьеклассник», «Причины неуспеваемости учащихся», «Оценивание учащихся и как относятся к оценкам родители».
На этих собраниях и в личных беседах предлагали родителям: Первое – не рассматривать неудачи как личную трагедию. Главная задача – помочь ребенку. Принимать и любить его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе. Второе – вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться). Третье - ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих силах.
И в заключение хочется сказать, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, хотел учиться, учителям необходимо использовать различные формы и методы работы на уроках, создавать благоприятную среду, подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Способствовать развитию учебной мотивации.

Литература
1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
2. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитания. – М., 1986.
3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: НИЯЗ-19920311 (27.02.2017) | Автор: Гатина Ирина Николаевна E
Просмотров: 871 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Ирина Николаевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024