Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 07:35

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Проектирование современного урока на основе деятельностного типа
Проектирование современного урока на основе
деятельностного типа
Дьяконова Лариса Ивановна
Современный урок –
урок действенный, имеющий непосредственное
отношение к интересам личности ребёнка,
его родителей, общества, государства.

Мы все знаем, что каждый ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель готов по-разному. Всем нам пришлось задуматься над вопросом: как учить детей с ОВЗ, чтобы они не только овладели навыками чтения, счёта, пересказа, грамотного письма, но и стали успешными в жизни. А успешными могут быть люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие принимать самостоятельные решения в новой ситуации. Чтобы принять такие решения, человеку необходимо обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отведена в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты ? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Эти и другие вопросы задают себе учителя, столкнувшись с введением ФГОС обучающихся с ОВЗ.
В основу нового образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, принцип которого можно выразить словами китайской мудрости: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
В данном случае мы рассматриваем понятие «деятельность» в самом широком смысле:
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное, - организовать деятельность детей.
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 2) выделяется содержательная область («могу»)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2)зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Сравнительный анализ структуры урока

Этапы урока
по традиционному обучению Этапы урока согласно
системно - деятельностному подходу

1.
Организационный момент
Самоопределение к деятельности

2.
Повторение ранее изученного материала Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3.
Проблемное изложение знаний Выявление причин затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения

5.
Первичное закрепление во
внешней речи
А) Реализация построенного проекта.

Б) Первичное закрепление во внешней речи.

6.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7.
Включение в систему знаний и повторение

8.
Итог урока
Рефлексия учебной деятельности.

Этапы урока и их содержание.
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
«Хочу, потому что смогу».
1–2 минуты.
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг с другом, с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
4–5 минут.
Учитель предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового.
Ученики выполняют соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения. Возникновение проблемной ситуации.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4–5 минут.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения, предоставляет «конфликтный» учебный материал, создает готовность к предстоящей деятельности. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение учебной задачи (устная задача) и обсуждение проекта ее решения. 7–8 минут.
Способы: диалог, групповая или парная работа.
Организовать коммуникативное взаимодействие с целью поиска и построения способа решения учебной задачи (цели); Конкретизация способа; Применение способа
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога. При проектировании урока старайтесь отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
4–5 минут. Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
Первичное закрепление можно организовать, используя задания учебника, рабочей тетради. На данном этапе лучше использовать такую форму работы, как работа в парах. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
4–5 мин. Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2–3 типовых заданий); выполняется письменно. Важно, чтобы на этом этапе была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается), у ученика возникло желание закрепить удачный результат. Методы: самоконтроль, самооценка.
Можно задать вопросы:
- У кого возникли трудности? С чем они связаны?
- Что удалось?
- У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы (или другие поощрительные знаки, принятые в классе: улыбающуюся рожицу, солнышко и т.д.).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7–8 минут. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
2–3 минуты.
Возможные вопросы:
- Чему научились?
- Где эти знания можно применить?
- Каким способом вы учились?
-Какие получили результаты?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем еще надо поработать?
Применять рефлексию можно и нужно на различных этапах учебной деятельности, не только при подведении итогов урока.
Какие приемы учитель может применять, чтобы урок стал по-настоящему деятельностным, я расскажу вам в своем выступлении на конкретных примерах.

Источник: https://yadi.sk/i/12itmyTN3HTXdU
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: Diakonova (28.04.2017) | Автор: Лариса Ивановна Дьяконва E
Просмотров: 859 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Лариса Ивановна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024