Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 25.06.2017, 13:21

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурс педагогам
Конкурсы для детей
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Проект "Экоуголок на грядке"
1. Название мероприятия – «Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ»
2. Проект «Экоуголок на грядке» в рамках программы «Экомастерская»
3. Инициативная группа, дети обучающиеся в школах YII –YIII направления (от10 до 15 лет)
4. Автор: Смаева Серафима Набиевна – социальный работник отделения социальной помощи семье и детям и профилактики безнадзорности.
5. должность – социальный работник ОСПСиДиПБ,
6. КЦСОН г. Сарапула
7. Удмуртская республика г. Сарапул, ул. Дальняя 41«А»

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Комплексный центр социального обслуживания населения города Сарапула»

«Экоуголок на грядке»
Социально - экологический проект в рамках программы
«Экомастерская»

(срок реализации проекта на 5 лет)

автор проекта: социальный работник Смаева Серафима Набиевна - руководитель кружка «ЭКОмастерская»

РОССИЯ, Удмуртия, г. Сарапул,
2017

Содержание

1. Введение 4
2. История отделения ОСПСиДиПБ 5
3. Географическое положение микрорайона «Элеконд» 7
4. Описание участка 7
5. Описание проекта 8
6. Рабочая гипотеза 8
7. Организация практической работы 8
8. Методы и оборудования 9
9. Инициативная группа 9
10. Посетители с ограниченными физическими возможностями 10
11. Материалы и инструменты 10
12. Дальнейшее развитие проекта 10
13. Заключение 11
14. Литература

Аннотация

Данный проект является частью программы «Экомастерская», которая работает в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В Комплексном центре социального обслуживания населения города Сарапула, а именно в осуществляемых в «Отделении социальной помощи семье и детям и профилактики безнадзорности», программа по экологии занимает важное место, помогая детям самоопределиться в окружающем мире, расширяя их познания в области географии, биологии и основ безопасности жизнедеятельности.
Программа «Экомастерская» включает в себя цикл комплексных познавательных экскурсий в природу, учебно-познавательные игры по экологии, цикл специальных занятий по основам экологии, простейшие экологические практикумы, индивидуальные экологические проекты, ведение фенологических наблюдений , празднование русских календарных обрядовых праздников, работу в столярной мастерской ( изготовление птичьих кормушек, гнездовий, ящиков для посадки рассады и т.п. ).
Таким образом, эта программа тесно связана с задачами реабилитации детей, помогает им осознать себя необходимой, деятельной частью окружающего мира, повысить свой собственный социальный статус.
Ведущая идея проекта – адаптация детей с ограниченными возможностями (воспитанники ОСПСиДиПБ) через приобщение к живой природе, понимание гармонии окружающего мира посредством создания своего маленького «мирка».

Введение

"Я убеждён, что, если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживёте дольше..."
Владимир Солоухин
Человек не может представить свою жизнь без растений, поэтому очень важно научить ребенка с раннего детства понимать, беречь и создавать живую красоту своими руками.
На прилегающей территории учреждения КЦСОН можно создать оригинальные фитокомпозиции из древесных, кустарниковых, травянистых целебных растений, радующих глаз, оздоровливающих среду обитания детского организма, улучшающих экологическую обстановку вокруг учреждения.
Настало время рационально использовать и воспроизводить лекарственные растения, чтобы не оскудели их запасы. Следует шире практиковать разведение целебных растений
в садах и огородах, создавая для них условия, близкие к природным, чтобы они накапливали максимум биологически активных веществ. Многим растениям надо вернуть, былую славу как лечебным средствам.
Так как некоторые воспитанники, имеют возможность приходить на полустационарное занятие на базе ОСПСиДиПБ, они и их родители хотят видеть кабинет, для реализации программы «Экомастенрская» - красивее и уютнее. Для этого мы должны украсить ее и украсить с пользой. Каждый воспитанник может и должен ( по своей возможности) внести свою частичку труда в украшение прилегающей территории.
Мы решили, что сможем благоустроить свой двор путем организации лекарственных клумб на территории КЦСОН. Эти клумбы должны сочетаться с уже плодоносящими лекарственными кустарниками и деревьями.

Цель проекта – организация учебно-опытного, коллекционного и производственно - рекреационного участка по выращиванию лекарственных растений для своего фитобара.


Основными задачами работы на таких участках являются:
-стимулировать у воспитанников интерес к лекарственным и красивоцветущим растениям;
-разработать паспорт на каждое лекарственное растение;
-составить план работы;
-изучить варианты оформления клумб лекарственных растений;
-вырастить рассаду;
-разбить клумбы;
-высадить рассаду, посеять семена;
-организовать уход за клумбами в течение летних месяцев;
-срезать, высушить по требуемой технологии;
- проанализировать выполненную работу
-организовать исследовательскую работу

2. История отделения СПСиДиПБ

Наше Отделение по социальной помощи семьям и детям и профилактики безнадзорности при КЦСОН города Сарапула начала работать в 2015году. В данное время отделение оказывает услуги, более100 детям -инвалидам и более 50 неблагополучным семьям.
Наше отделение состоит: заведующая - Чернозипунникова Ирина Рамзиловна, специалист – Ижболдина К.А., психолог – Хазеев А.Ф. и четыре социальных работника.
Социальные работники оказывают в основном в стационарную форму услуги по ФЗ№442 от 28.12.2013г. Но есть возможность проведения полустационарных форм занятий на базе своего отделения, где мы и решили организовать эту «Экомастерскую».

Цель работы мастерской: интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе овладения элементарными приемами работы с живыми природными материалами, как способа адаптации к окружающему миру.

Задачи:
Обучающие:
- знакомить воспитанников с элементарными основами ботаники, биологии и экологии;
-знакомить с правилами работы с природными материалами: семена, черенки, гербарий, способами сушек лекарственных растений;
-обучать различным приемам растениеводства;
- формировать умениям следовать устным инструкциям по охране труда;
- использовать полученные результаты для исследовательских работ;
- уметь вести экологический мониторинг в окружающем пространстве

Развивающие:
-развивать трудолюбие, внимание, память, наблюдательность, мышление;
-развивать художественно-творческий вкус;
- развивать живой интерес к окружающему миру, природе , экологии;
Воспитательные:
-воспитать бережного отношения к природе;
-способствовать коммуникативным способностям воспитанников;
-формировать культуру труда, совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности.

Принципы работы «экомастерской»:

- доступность( простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- практической применимости (использование выращенных растений, семян, плодов и цветов);
- наглядности, ощущаемости, иллюстративности;
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме);
- научности (наличие методологической базы);
- индивидуальное трудовое участие (возможность отслеживания результата труда)
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- исследовательский.

3. Географическое положение г. Сарапула и микрорайона «Элеконд»

Физико-географическое положение: город Сарапул расположен в юго-восточной части Удмуртской Республики, на правом крутом берегу Камы.
Площадь города 4,8 тыс. га из них под лесами занято 1,1 тыс. га.
Город занимает выгодное экономико-географическое положение.
Климат - умеренно-континентальный с продолжительно умеренно-холодной зимой, и достаточно тёплым летом и хорошо выраженными переходными временами года. Город Сарапул с стотысячным населением подразделяется на микрорайоны, а наш микрорайон находится на юго-западе от старого города. Через наш микрорайон проходит федеральная трасса, связывающая Удмуртию с Башкортостаном, Татарией и с Пермским краем через реку Кама. Трасса проходит в 500 метрах от здания КЦСОН, а РЖД - 1000м.

4. Описание участка КЦСОН

Территория КЦСОН на наш взгляд, соответствует всем требованиям экологической аттестации. Здание, в котором располагается КЦСОН, находится в дали от всех больших дорог, а именно в спальном районе микрорайона «Элеконд».
Общая площадь территории занимает 2гектара, где растут деревья и кустарники декоративного происхождения возраст примерно от 50 лет. Здание, занимаемое сейчас, располагался детский сад. По распоряжению администрации учреждения территория подразделена на участки по отделениям, где в летний период времени есть возможность, и необходимость в облагораживании данной части участка. Поэтому наше отделение тоже имеет на всевозможные творческие фантазии на своем участке. Данный участок находится прями под нашими окнами кабинета, где работает «экомастерская», площадь ее примерно 2,5 сотки вместе с деревьями и кустарниками.

5.ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Совместно с руководителем отделения и со старшими воспитанниками, спланировали ландшафтный дизайн лечебного огорода в классическом стиле в виде солнца, олицетворяющего свет, тепло, энергию. К обязательным растениям, без которых трудно представить полный энергетический микроклимат на участке относятся подсолнух (в центре клумбы), на солнечных лучах растут лекарственные травы. В композиции лечебного парка учитывали сходство требований растений к условиям произрастания. При выборе растений ориентировались по агротехническим требованиям и значимости сборов в фиточаях. Мы постарались создать ту, коллекцию лечебных трав, которые входят в специальные сборы фиточая. (Приложение №1)

6. Рабочая гипотеза

Эмоциональное восприятие окружающего ландшафта, организация живописного фона для быта существенно поднимают общую значимость экологического воспитания,
проект поможет детям проявить себя ,обрести уверенность в собственных силах, благоустроив свой двор, принять участие в жизни своего отделения.
Реализация проекта по озеленению и цветочно-декоративного оформления территории КЦСОН поможет решению задачи формирования и развития экологической культуры участников педагогического процесса способствовать пропаганде природоохранных знаний не только среди воспитанников и их родителей, но и среди населения.


7. ОРГАНИЗАЦИЯ практической РАБОТЫ

Работу начали в феврале месяце этого года, а в марте работа уже кипела.
Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели её с различных сторон: экологической,
биологической, социальной и медицинской.
С этой целью юные экологи в лице инициативной группы с руководителем начали планировать дизайн коллекционного участка по выращиванию лекарственных растений на своем огороде.
Рассаду посеяли и выращиваем на подоконниках. Для посева семена приобретались родителями, в основном со своего огорода, самая малая часть - с магазина. Ящики для рассады смастерили в местной мастерской из подручных материалов, где-то использовали бросовые пластиковые материалы.

8. Методы и оборудование
Изучение и анализ учебно-методической литературы В.П. Александрова и др. «Изучаем экологию города» пособие учителю по организации практических занятий, Москва 2009 год.
Теоретическую часть работы изучали по учебникам экологии, книги по истории и культуре г. Сарапула.
Подготовительный теоретический этап перед полевыми работами помог ориентироваться в теме и качественно выполнить исследовательскую часть работы сравнить полученные результаты с научной теорией.

Оборудование: компас, рулетка, фотоаппарат, планшетка, линейка, циркуль, карандаши секундомер, атлас-определитель, нивелир, мешки для мусора, топографическая карта города, лопата, почвенный нож, совок пластмассовый, весы, лупа, дневник.

9. Инициативная группа

Инициативная группа детей состоит из наших воспитанников в возрасте с 11 -16 лет и все они учатся в местных школах №4(YIIформы школа) и №5 (YIII формы школа). И есть у нас помощники, которые состоят на учете, как неблагополучные, из разных классов и из разных школ города.

10. Посетители с ограниченными физическими возможностями передвижения
Для этой категории посетителей важна, прежде всего, комфортность передвижения. Ширина дорожки, по которой передвигаются инвалиды-колясочники, должна составлять 1,5 м и более (для обеспечения разъезда колясок). Следует избегать сильных уклонов – предельный уклон следует принимать в 4–6% (4–6 см на 1 погонный метр). В случае необходимости устройства пандуса (очевидно, что лестницы для инвалидной коляски почти непреодолимы) за 5–10 м до него следует поставить предупреждающий знак, например: «Осторожно! Впереди пандус длиной 6 м!». Почему следует указать длину пандуса и, может быть, дополнительно его характеристику: «крутой», «пологий»? Потому что только при этом условии инвалид – колясочник, если он следует один, без сопровождающего, сможет рассчитать свои силы, особенно на подъеме по пандусу.

11.. Материалы и инструменты

1. Семена
2. Удобрения
3. Почвосмесь
4. Ящики под рассаду
5. Лопата
6. Грабли
7. Маркер
8. Лейка
9. Ручка
10. Тетрадь
11. Фотоаппарат


12. Дальнейшее развитие проекта

Основная практическая часть работы начнется в июне месяце. С наступлением теплых дней начнем пересадку рассады лекарственных растений с подоконников в открытый грунт. Уход за все летнее время произведут воспитанники (инициативная группа) и мы надеемся на помощь детям из неблагополучных семей, которые находятся у нас на учете.
За весь летний сезон нам предстоит собирать гербарий из растений и из цветов и семян, которые в последствии нам пригодятся для работы в зимнее время года. А лекарственные растения мы будем сушить по необходимой технологии, а зимой заваривать чаи после занятий и подкреплять здоровье.
Деревья по периметру и клумбы периодически будут обновляться. Работа над проектом будет продолжена ближайшие пять лет.

13. Заключение

Создание таких уголков, по-нашему, необходимо и в нашем городе. Если город не может создать ботанический сад, "Сад Приключений", то нужно это начинать хотя бы с прилегающих территорий. Естественно само учреждение такой проект профинансировать не может, поэтому нужна финансовая поддержка со стороны городских властей, а также помощь спонсоров. Ведь, чтобы добиться чего-то большого, нужно начинать с малого.
От личного участия каждого из нас кем бы он не был, в движении за мир и за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент в природе.

Список литературы

1. В.П. Александрова, А.Н. Гесейнов, Е.А. Инфантьева, И.В. Болгова, И.А. Шапошникова. Изучаем Экологию города: пособие учителю по организации практических занятий. М., 2009 г. 400с.
2. Биологический энциклопедический словарь М., «Оникс» 2007. «Советская энциклопедия», 1989 г. 846 с.
3. Атлас Удмуртской Республики географический М., «Издательство ДИК» 2000 г. 32 с.
4. Научный отчет УдГУ. «Полное описание особо-охраняемых природных территорий города Сарапула». УдГУ, Ижевск, 1999 г.- 177 с.
5. www/lcaducation/ ru\file_urloads\44\
6.www.eco.nw.ru/lib/data/14/5/04/05/14.

Приложение №1

Эскиз плана посадок лекарственного огорода
1. Подсолнечник;
2. Шалфей;
3. Мелисса;
4. Пустырник;
5. Эхинацея;
6. Солодка голая;
7. Мята перечная;
8. Синюха голубая;
9. Анис;
10. Валерьяна;
11. Монарда;
12. Иссоп;
13. Тархун;
14. Рута пахучая;
15. Левзея сафлоровидная;
16. Девясил;
17. Плодово-ягодные кусты.
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: val84s87g (23.04.2017) | Автор: Серафима E
Просмотров: 51 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Серафима Набиевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
26_09_1960_B


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017