Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 26.06.2017, 04:58

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурс педагогам
Конкурсы для детей
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Проблемы работы с родителями особенных детей в условиях инклюзивного образования
Проблемы работы с родителями особенных детей в условиях инклюзивного образования
Самое сложное в работе с детьми –
это работа с их родителями».
(школьная мудрость)

Главная цель социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь родителям справиться с трудной задачей воспитания особенного ребенка, воздействовать на семью, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса.
Недавно глава Минобрнауки, Ольга Васильева, заявила, что школы должны разработать документ, который бы регламентировал их взаимодействие с родителями школьников. По словам министра, с ними нужно работать мягко, но твердо. Она подчеркнула, что сегодня в школы пришли дети, родители которых жили в достаточно тяжелое время начала 90-х. В этот период наблюдались определенные недостатки в образовании, теперь же они сами выросли и стали родителями.
В регламент работы с родителями обучающихся с ОВЗ, разработанный нашей школой, кроме прав родителей (с ними-то как раз все понятно) в том числе прописаны обязанности родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ. Вот некоторые из них:
- проявлять уважение к работникам школы, ценить их труд и профессионализм, стремиться к взаимодействию с учителями в предъявлении ребенку единых педагогических требований;
- уважать честь и достоинство обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
- доброжелательно принимать информацию педагогов о проблемах, возникающих с ребенком. Обязательно и своевременно приходить в школу по приглашению педагогов и (или) администрации;
- контролировать посещаемость ребенком занятий, успеваемость, качество подготовки домашнего задания;
- своевременно и постоянно посещать родительские собрания, в том числе и общие, в полном объеме выполнять решения родительских собраний;
- своевременно информировать школу о текущей болезни ребенка или о его возможном отсутствии в предусмотренное графиком проведения занятий время.
- выполнять рекомендации медицинских работников, педагогов, специалистов (логопеда, психолога, дефектолога), педагогического совета, психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-медико-педагогического консилиума, комиссии по делам несовершеннолетних;
- повышать уровень собственной педагогической культуры в вопросах семейной педагогики;
- при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Казалось бы, что все это прописные истины, однако родителям детей с ОВЗ постоянно нужно напоминать об этом, а в некоторых случаях и «твердо» требовать.
На практике, родители детей с ОВЗ прекрасно знают свои права (в том числе о праве не предоставлять заключения ПМПК даже об умственной отсталости своего ребенка), но подчас требуют от образовательного учреждения невозможного, например, обучить ребенка с умственной отсталостью на уровень стандарта. В стремлении таких родителей обучать их в общеобразовательной школе не всегда правильный выход для таких ребят, а отчасти это и неоправданный риск. Огромной проблемой является обучение умственно отсталых детей в общеобразовательном классе. И хотя механизмы такого обучения прописаны во ФГОС, но на практике реализовать такое обучение крайне трудно.
Безусловно, очень важна готовность учительского коллектива принять любого школьника, но не менее важно, например, наличие пандуса для колясочников, отдельного стола для ребенка с РАС, особой мебели, приспособлений, и даже лифта. А если у школы нет лишних кабинетов, то их ниоткуда не взять, если у общеобразовательной школы еще нет опытных тьюторов и финансирования на них, то их тоже просто так ниоткуда не возьмешь! Так в нашей школе и даже области нет специалистов должного уровня для работы с детьми с РАС, а дети с таким диагнозом есть. Мы по крупицам собираем методики работы с детьми с ОВЗ, обучаемся на курсах, вебинарах и семинарах. Однако, именно понимание проблем инклюзивного образования и тесное содружество школы и семьи является гарантией результативности коррекционно-развивающего обучения. Достижение коррекционного эффекта только со стороны педагогов недостаточно для динамики в развитии ребенка. Необходимо полное взаимопонимание школы и семьи.
У детей с ОВЗ очень высока степень зависимости от семьи, а у родителей, как правило, повышена тревожность, занижена самооценка, как следствие повышена агрессивность и созависимость. Достаточно частым и печальным следствием появления в семье особенного ребенка является развод родителей. Изоляция детей с ОВЗ и их семей усугубляется и материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.
В нашей школе родители воспринимаются как партнёры и соучастники процесса. Чаще это образованные, думающие, творческие, настрадавшиеся люди. Их знания, опыт очень ценятся и помогают сотрудниками школы. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в образовательный процесс их ребенка.
Именно поэтому специалистами ресурсного центра МБОУ СОШ №7 было принято решение создать «Объединение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ». В рамках работы этого объединения проводятся творческие мероприятия, персональные выставки детей и взрослых, семинары, встречи, круглые столы, организуется конкретная помощь: материальная, педагогическая, юридическая.
Совместные праздники «День матери», «Рождество», «Масленица» - уже стали традиционными в нашей школе. Они способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Участники этих мероприятий получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Школьная акция «В борьбе за здоровье все средства хороши!», была направленная на сбор природных и иных материалов для создания сенсорного инструментария. Благодаря помощи именно родителей детей с ОВЗ был создан сенсорный инструментарий: вязаные подушки, набитые каштанами и шишками, коврики, мешочки с секретами и др. Дети с удовольствием приходят в ресурсный центр школы расслабиться на созданном с их помощью оборудовании.
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психологического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтоб выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны социальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья, считают, что отсутствует дополнительная литература, достаточная информация.
Однако, осознанный выбор родителей в пользу обучения детей с ОВЗ и инвалидов в массовой школе предполагает принятие ими на себя дополнительных обязательств по созданию и обеспечению определенных условий воспитания и развития детей в семье. Именно на них ложится ответственность за постоянный, активный и плодотворный контакт с педагогами и специалистами, выполнение всех заданий и рекомендаций по созданию развивающей микросоциальной бытовой среды, среды конструктивного общения.
Часто родители приходят на занятия и ждут четких указаний и рекомендаций, чтобы потом, примеряя их на свой собственный опыт, оценить свои действия, как верные или неверные. В объединении мы предлагаем пройти путь совместного поиска, в ходе которого каждая семья сможет увидеть и найти наиболее оптимальные для себя варианты взаимодействия и поддержки. Так, у наших родители возникли проблемы из-за сложности посещения их детьми музыкальной школы. В результате наша школа заключила договор с музыкальной школой, и теперь дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются вокалом и хоровой деятельностью в привычной обстановке родного учреждения, а созданный вокальный ансамбль «Капитошка» с успехом выступает на школьных мероприятиях и концертах.
Хотелось бы отметить огромное значение реализации в школе программы духовно-нравственного сопровождения инклюзивного образовательного процесса «Чтобы входящие видели свет». Ведь родителям крайне сложно помочь своему ребенку, если они сами находятся в ситуации стресса или эмоционального напряжения. Заботясь о собственном эмоциональном благополучии, усиливая родительскую позицию, создавая ресурсы в семейной системе, семья тем самым создает комфортное пространство для развития ребенка.
По инициативе наших родителей в городе создан клуб родителей и детей – инвалидов «Вера, Надежда, Любовь». Сейчас клуб посещают 35 человек, которые духовно наставляются иереем Романом. Клуб и объединение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, созданное в школе, помогают решать юридические, образовательные и досуговые проблемы.
Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями, но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с воспитателями, дефектологом, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы. При работе с такими семьями мы решаем следующие задачи: формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров; развитие детско-родительских отношений; совершенствование коммуникативных форм поведения; формирование навыков адекватного общения с окружающим миром. Во время индивидуальных консультаций мы предоставляем родителям информацию о возможностях психологической разгрузки и снижении уровня эмоциональных переживаний, связанных с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ. Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты.
В МБОУ СОШ № 7 создана служба примирения. Миссия школьной службы примирения (медиации):
• создается альтернативный путь разрешения конфликтов;
• конфликт превращается в конструктивный процесс;
• приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения;
• улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых;
• развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.
Сотрудники помогают родителям принять ситуацию и ребенка такими, какие они есть. Часто оказывается, что в основе заявляемых проблем лежит внутренний страх, неуверенность, поэтому работа проводится очень деликатно. В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке. При работе с такими родителями мы стараемся нейтрализовать проблему, гармонизируя детско-родительские отношения. Как показывает наш опыт - наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это помощь их родителям, и всегда призываем к этому всех работников нашего учреждения.
Важным результатом работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, является то, что родители готовы вместе с ребенком создавать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья, успешно справившись с проблемой, стала более сплоченной, родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: shmak-svetlana39@ (06.03.2017) | Автор: Шмакова Светлана Викторовна E
Просмотров: 76 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Светлана Викторовна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017