Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 25.06.2017, 13:20

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурс педагогам
Конкурсы для детей
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

«Применение современных педагогических технологий в системе внеклассных мероприятий по воспитанию культуры здорового и безопасного образа жизни у обуч
«Применение современных педагогических технологий в системе внеклассных мероприятий по воспитанию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с ОВЗ»

В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения безопасность и сохранение здоровья школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса. Стандарт нового поколения нацеливает на формирование знаний, установок, интересов и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знаний негативных факторов риска для безопасности жизни и здоровья.
Работая воспитателем группы в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ и понимая актуальность данной проблемы, я пришел к пониманию того, что значительными потенциальными возможностями в этом плане обладает внеклассная воспитательная работа с обучающимися. Выбрав тему по самообразованию «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей с ОВЗ старшего школьного возраста через систему внеклассных мероприятий», я понял, что одним из возможных путей повышения эффективности и результативности воспитательных занятий является использование современных педагогических технологий.
Стандартные шаблонные подходы, передающиеся из поколения в поколение, уже не интересны. Они морально устарели и перестали отображать реальное положение проблемы. Чтобы правильно учить наших детей культуре здорового и безопасного образа жизни, нам необходимо искать новые, более интересные способы передачи материала, которые позволяют формировать знания и умения учащихся, развивать положительную мотивацию учения, приводя к достаточной результативности обучающихся по данной теме.
При проведении воспитательных занятий с учащимися с недоразвитием мыслительной деятельности, кроме традиционной коррекционной технологии обучения, я применяю следующие педагогические технологии: информационно-коммуникационные, проектные, игровые, проблемного обучения, личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, здоровьесберегающие. Использование некоторых педагогических технологий в чистом виде в коррекционной школе не всегда целесообразно, поэтому применяю лишь отдельные элементы этих технологий, адаптируя их к возможностям учащихся.
Педагогических технологий достаточно много, поэтому в данной статье кратко обобщу свой опыт работы по применению некоторых из них.

Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения при проведении внеклассных мероприятий заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся с воспитателем. Такая организация работы отнимает немало времени, однако она рациональна по следующим причинам:
• Педагог имеет возможность проанализировать попытки, ход открытия правила каждым обучающимся, т.е. выявить индивидуальные особенности мыслительной деятельности;
• Каждый обучающийся убеждается в том, что его внимательность и применение имеющихся знаний обязательно приведут к успеху;
• Подсказки педагога направляют мысль ученика, помогают овладеть мыслительными операциями: сравнением, анализом, синтезом, обобщением, при этом, дети, которые овладели мыслительными операциями, упражняются в них, а другие обучатся им постепенно;
• Воспитываются ценные качества личности – самостоятельность, трудолюбие, пытливость.
Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной в виде познавательной задачи. На внеклассном занятии педагог вводит конкретную ситуацию и призывает индивидуально ее разрешить. Дается некоторое время на обдумывание, затем выслушивается 2–3 школьника с их разрешениями. После этого педагог анализирует полученные данные и объясняет, какие из решений были достаточны и/или недостаточны и почему. Например, в качестве примера можно предложить разбор ситуации - проблемы:
1. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?
2. При подготовке к походу в лес, после выяснения состава медицинской аптечки, перед учащимися может быть сформулирована проблема: что делать, если аптечки в экстремальной ситуации не оказалось рядом? Эта проблемная задача позволяет педагогу перейти к изучению природных лекарственных средств, их свойствам и применению. При этом внимание учащихся следует акцентировать на лекарственных растениях, произрастающих в данной местности.
При использовании элементов проблемного обучения в коррекционной школе необходимо соблюдать ряд условий:
- последовательный переход от простых задач к сложным;
- учет индивидуальных возможностей воспитанника, подбор вариантов задач, головоломок различной степени сложности;
- при неправильном ответе педагог должен дать ученику правильное направление решения, контролировать ход решения, но не говорить сразу же правильный ответ;
- после решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.
Данная технология обеспечивает формирование познавательной самостоятельности ученика, развитие его творческих способностей, компетентности учения.

Игровые технологии.
Игровые технологии являются одними из самых эффективных методов обучения и воспитания, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на внеклассных мероприятиях активизируют мыслительные процессы, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем, повышают мотивацию воспитанников к ведению здорового и безопасного образа жизни. Таким образом, использование в учебно-воспитательном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
На воспитательных занятиях по формированию навыков здорового и безопасного образа жизни успешно применяю различные группы игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка.
Например, предметные игры с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора, макета пешеходного перехода «зебра» использую при изучении правил дорожного движения.
В сюжетно - ролевых играх учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала. Это игры по аналогу телевизионных передач «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?». Игры - путешествия носят характер «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: пожарного, спасателя, медицинского работника и т.д. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.
Еще одна группа игр, которую использую как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, так называемые – дидактические. К ним относятся развивающие игры – кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и т. д. Можно и усложнить задание, попросив воспитанников самим составить кроссворд или ребус на заданную тему.
При проведении воспитательных занятий можно использовать и интеллектуальные игры – это игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. Например, при закреплении знаний по теме «Здоровый образ жизни» можно провести игру «Сто к одному». Каждый воспитанник может выбрать интересующую его категорию и различный уровень сложности вопроса.



Применение игровых технологий в процессе формирования навыков здорового и безопасного образа жизни в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования учащихся с ОВЗ, Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебно-воспитательной работы, применяемых в обучении.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Использование педагогических технологий неразрывно связано с применением в обучении информационных технологий.
Применение информационно-коммуникационных технологий на внеклассных мероприятиях в коррекционной школе имеют ряд достоинств:
- позволяют сделать занятия в группе более современными, разнообразными, насыщенными;
- обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий;
- делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям;
- способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
- используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями;
- позволяют вести обучение в зоне ближайшего развития ребенка;
- создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе;
- позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса;
- повышают качество педагогического труда;
- способствуют эффективности воспитательных мероприятий.
На своих занятиях использую следующие виды компьютерных технологий:
• компьютерные игры;
• обучающие программы и тренажеры;
• тесты;
• компьютерные презентации.
Компьютерные игры целесообразнее использовать на этапе закрепления знаний, умений, навыков учащихся по здоровому и безопасному образу жизни. Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учащихся согласно целям проведения этих игр, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.
Тренажеры и обучающие программы применяются для отработки навыков учащихся по определенной теме. Например, действий учащихся при пожаре, оказанию первой медицинской помощи и т.д. Физкультминутки для учащихся также можно провести с использованием компьютера. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Дети должны осознать положение своего тела и под весёлую музыку выполнить показанные движения (развитие пространственных представлений). Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Тесты незаменимы для проверки и контроля усвоения материала и диагностики уровня знаний, умений, навыков воспитанников.
Выше перечисленные виды ИКТ чаще используются на индивидуальных занятиях, а для групповых занятий более приемлемы компьютерные презентации.
Создание и применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретного класса, конкретный контингент учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития, возрастных особенностей и конкретной темы воспитательного занятия.
Использование презентаций:
- способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания;
- позволяет создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
- позволяет обеспечить методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятия;
- позволяет оптимально использовать время на внеклассных занятиях, беседах, инструктажах;
- позволяет видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию;
- позволяет воспитателю проводить показ в режиме диалога — обсуждая с классом;
- позволяет применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и.т.д.
- активизирует познавательную деятельность учащихся.
Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания, организации и проведения внеклассных мероприятий, реализации главных дидактических принципов обучения детей с недостатками интеллектуального развития.

Технология проектной и исследовательской деятельности.
Технология проектной и исследовательской деятельности является для современной специальной (коррекционной) школы VIII вида актуальной и перспективной. Проектная деятельность открывает значительные возможности для повышения качества обучения и воспитания, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.
Но тут возникает вопрос: а достаточно ли детям с нарушением интеллекта способностей, необходимых для реализации проекта? Безусловно, для детей с нарушением интеллекта, как и любой вид творческой деятельности, проект очень сложен. Не секрет, что большинство учащихся нашей школы не способны выполнить проект от начала и до конца самостоятельно. Многие этапы выполнения проектов весьма затруднительны, а некоторым и вообще недоступны. Поэтому нельзя говорить о полноценном применении проектной технологии в коррекционной школе, а лишь о применении ее отдельных элементов или адаптированного варианта проектной деятельности.
В связи с этим, метод проектов в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:
- он должен быть ориентирован на психофизические и индивидуальные возможности учащихся (разноуровневые задания, дифференциация по сложности и объему).
- деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;
- задача педагога заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.
Реализацию метода проектов в коррекционной школе может решить только хорошо организованная подготовительная работа, в основу которой следует заложить следующие положения:
- тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся;
- постепенное увеличение объема знаний и навыков;
- постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;
- для работы над проектом учащийся должен иметь определенный исходный уровень готовности (т.е. ребенку не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, притом, что эти знания и умения ему негде найти и приобрести);
- работа над проектом должна давать возможности приобретения новых знаний и умений (т.е. не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений).
Свою работу по внедрению метода проектов во внеклассную работу с учащимися начинал с выполнения информационных и творческих проектов, которые являются наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы. Результат этой работы - разработка плакатов с призывами к ЗОЖ; памяток для учащихся и родителей, пропагандирующих здоровый образ жизни; буклетов по профилактике вредных привычек; организации тематических выставок рисунков о правильном питании и о вреде пагубных привычек; безопасности жизнедеятельности.
Зная психофизические особенности детей с недостатками интеллектуального развития, для которых характерны невысокий общий образовательный уровень, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания, с одной стороны, а также чрезмерный объем работы и ее специализация в ходе выполнения проекта, которые приводят к уходу в узкую предметную область, вначале я пришел к выводу, что работа над такими проектами не пригодна для реализации в коррекционных образовательных учреждениях.
Организация проектно-исследовательской деятельности достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности не велик, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу. Этим объясняю свои первые неудачи, когда интересные темы бросались детьми в самом начале, а чаще всего в середине работы. Но, сделав из этого выводы, изменил принцип подбора темы проекта и учащихся для работы данного вида и добился определенных результатов. Перед учащимися ставлю проблему, как правило, близкую для понимания и волнующую ребенка в личном плане. Получаемый результат должен быть социально и практически значим. Наиболее эффективно данную технологию использую как краткосрочный проект.
В итоге была проведена работа по разработке следующих проектов: «Дорожные знаки посёлка», «История изобретения велосипеда», «Польза и вред шоколада», «Жевательная резинка: за и против», «Я прививки не боюсь!», «Витамины в жизни человека», «Польза и вред бытовой химии», «История пожарной техники».
При работе над проектом стараюсь выстроить работу учащихся так, чтобы они смогли максимально самостоятельно выполнять необходимые операции. Побуждаю и поддерживаю малейшую инициативу ребёнка. Оказываю помощь, создаю условия для достижения положительного результата. Использование метода проектной деятельности на внеклассных занятиях учит ребят общению, вырабатывает умение формулировать свои желания и потребности, развивает коммуникативные качества личности, помогает адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это способствует их успешной социализации после окончания школы.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая - то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия. Самым оптимальным вариантом является использование разных технологий, в различных вариантах.
Современные педагогические технологии дали положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы данных технологий позволили повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, продуктивно использовать время воспитательных занятий, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение, повысить результативность обучения.
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: Юрий-888_1961 (13.05.2017) | Автор: Базовой Юрий Антонович E
Просмотров: 438 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемый Юрий Антонович!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 1
Пользователей: 2
kalmikovasveta, 26_09_1960_B


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017