Место и роль использования игровой технологии в учебно-образовательном процессе обучающихся с ОВЗ.
Место и роль использования игровой технологии в учебно-образовательном процессе обучающихся с ОВЗ. Игра является механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта ребенка. «В играх ученики начальной школы реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои основные духовные потребности. Именно это открывает взрослым широкие возможности для использования мощнейшего потенциала игры в целях оптимизации процесса образования школьников» Ш.Амонашвили. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН и д.р.; ролевые игры, (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические, предметные или дидактические игры, конструкторские, компьютерные); сюжетно-ролевые игры, деловые игры, имитационные, организационно- коммуникативные; комплексные игры - коллективно-творческие дела, досуговая деятельность и др. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности . Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного вкуса. Обучение детей с ОВЗ должно проводиться таким образом, чтобы у них пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В учебно-образовательном процессе обучающиеся с ОВЗ должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности, творческие силы, активизировать сохранные возможности. Для этого необходимо, чтобы в образовательном процессе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого обучающегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность их за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.
Дидактические игры для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке. Игра-лото «Состав слова». Цель. Как можно быстрее заполнить свою карту фишками. Оборудование:15 карт с написанными словами (10), из разных однокоренных групп (снегурочка, водный, снежок, носок, летать и др.), фишки (кружочки), корни слов: -снег-, -вод-, -лет-, -зуб- и т.д. Описание: игрокам раздаются по 2-3 карты и фишки, ведущий вытаскивает по одному «корню» и зачитывает, а игроки, находят на картах слова с этим конем и закрывают фишкой. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова. Составь ребус. Цель. Зашифровать и отгадать слово. Оборудование: карточки с пятью написанными словами для шифровки (уточка, кормушка и др.), чистый листок бумаги, карандаш. Описание: игрокам раздаются несколько слов (5), написанных на карточках. Задание: зашифровать слова (превратить их в ребусы) за 5 минут, поменяться листками с нарисованными ребусами. Выигрывает тот, кто получает наибольшее количество баллов (не более 10) за шифровку и расшифровку ребусов. Игра-ходилка «В гостях у сказки». Цель. Добраться до конца игры первым. Оборудование: игровое поле с клетками, кубик, игровые фишки по числу игроков, карточки с написанными названиями сказок. Описание: игроки по очереди кидают кубик и перемещаются на такое количество клеточек, которое показал кубик. Правило: при попадании на зеленую клетку надо назвать героев, встречающихся в сказке, название которой достанется игроку, при попадании на красную клетку – вспомнить и рассказать начало сказки, при попадании на оранжевую клетку – назвать положительных героев сказки, при попадании на чёрную клетку – пропустить ход, при попадании на жёлтую клетку – дополнительный ход.
Уважаемая Татьяна Дмитриевна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]