Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 14:30

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Лаборатория социального проектирования как одна из форм успешной социализации детей с ОВЗ
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.
Успешная адаптация наших выпускников по большей части определёна тем, как они умеют организовать свою жизнедеятельность. Жизнь сегодня актуально рассматривать в виде проекта. Именно поэтому ценится то, умеет ли человек ставить цели и определять перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать, удалось ли задуманное. Данные требования можно реализовать в школах нашего типа, применяя проектную технологию.
Метод проектов, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Но метод проекта в коррекционной школе имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.
В нашей школе работа по проектной деятельности ведётся четвёртый год - это внеурочная работа. Перед тем, как привлечь обучающихся к участию в проектной деятельности для учителей социальным педагогом был разработан и реализован в 2013/2014, 2014/2015 учебных годах проект «Организация проектной деятельности в коррекционной школе VIII вида».
Цель проекта – это формирование знаний у педагогов о научной основе проектной технологии как одной из инновационных педагогических технологий и подготовка к организации проектной деятельности в образовательном процессе.
В результате реализации данного проекта педагоги школы владеют информацией об организации проектной деятельности, методике подготовки обучающихся к реализации проекта.
После получения педагогами необходимых теоретических знаний, обучающиеся школы были вовлечены в активную деятельность по разработке и созданию проектов.
Цель работы над проектами в нашей школе — включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Значимость этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать вид деятельности по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. По сути, выполнение любого изделия на уроке трудового обучения и на занятии кружка это уже исследовательская деятельность, так как школьники решают проблемы различного характера: выбор объекта труда, его анализ и обоснование данного выбора, разработка его конструкции и технологии изготовления сначала на уровне идей, а затем воплощение идеи в виде графического документа (творческого проекта) или компьютерной презентации выполненной с помощью учителя. Таким образом, ребята под руководством учителя учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания в различных областях, приобретать навыки практической работы и опыт решения реальных задач.
По продолжительности обучающимися выполняются краткосрочные и долгосрочные проекты, по виду деятельности – информационные (например, реферат по истории изучаемого объекта), практико-ориентированные (изготовление изделий из бумаги, дерева, бисера, вышивка), творческие и социальные проекты. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми.
При выборе темы проекта обучающиеся учатся анализировать не только свои потребности, но и школы, города, края. Тематика проектов подбирается только с учетом личных интересов и способностей обучающихся. Учащиеся получают возможность углубить свои знания и умения, используя разнообразные источники информации, причем самостоятельно. В качестве информационного методического обеспечения могут использовать учебную, справочную, научно-популярную литературу, источники из Интернета.
Проект может состоять из отдельных частей, например, истории исследуемого объекта, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработки технологического процесса. Варианты проектов могут быть различными. Необязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена родителями, учителем. Проект могут выполнить вместе несколько учениц, при этом необходимо разделить его на части, которые выполняет каждая.
Так в процессе выполнения любого проектного изделия учащиеся с нарушениями развития в сотрудничестве с учителями и одноклассниками совместно вырабатывают цели, планируют предстоящую работу, анализируют её ход и оценивают результаты деятельности. При этом происходит формирование навыков работы в команде, формируются навыки самоконтроля и культуры труда, оказания помощи друг другу, совместного решения проблемы, что является необходимым условием для социальной адаптации в обществе.
При работе над проектом выделяем следующие этапы:
1. Подготовительный а) определение темы;
б) выбор рабочей группы;
2. Планирование
а) анализ проблемы;
б) определение источников;
в) определение формы проекта;
г) определение критериев оценки;
д) распределение ролей (обязанностей)
3. Исследование
а) уточнение информации;
б) поиск альтернатив;
в) выбор оптимального варианта решения проблемы
4. Выполнение а) реализация намеченного;
б) подготовка выступления
5. Защита проекта (предоставление отчёта)
а) объяснение результатов;
б) публичное выступление
6. Оценка результатов (рефлексия)
а) анализ выполнения проекта;
б) причины успехов и неудач
Проектная работа имеет определённую структуру:
- Титульный лист
- Введение (анализ литературы, цели, задачи, проблемы)
- Основная (содержательная) часть по этапам (в соответствии с задачами)
- Предполагаемый результат
- Заключение (результаты работы)
- Приложения (графики, схемы, иллюстрации, фотоматериалы, таблицы и т.д.)
В качестве продукта проектно – исследовательской деятельности может быть: мультимедийный продукт, серия иллюстраций, сказка, сборник материалов, сценарий, изготовление игры, памятки и т. д.
Защита проектов обучающихся делятся на 2 категории: проекты учеников начальных классов и старших классов. Защиту проектов оценивает комиссия, состоящая из заместителя директора и руководителей ШМО. Оценивание проходит на основе разработанных критериев, с которыми ранее были ознакомлены участники и руководители проектов.
Критерии оценивания проектов:
- Актуальность, значимость выбранной темы
- Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения
- Соответствие требованиям оформления проекта
- Качество подачи материала
- Защита проекта
- Умение взаимодействовать с различными людьми (социальными группами) в процессе реализации проекта
- Значимость проекта для социальной адаптации обучающихся
- Практическая значимость проектного продукта для ОУ
Продолжением работы по организации проектной деятельности в школе стало создание школьной проектной лаборатории (ШПЛ) в 2015 году. Школьная проектная лаборатория - это добровольное объединение учителей, занимающихся изучением и овладением технологией проектирования и её внедрением в учебно-воспитательный процесс школы. Она объединяет учителей-предметников, классных руководителей начального и среднего звена школы.
Целью деятельности лаборатории является создание условий для социализации, адаптации, самовыражения обучающихся и педагогов в образовательном пространстве.
Задачи:
• Развитие конструктивного взаимодействия между обучающимися и педагогами для решения познавательных, исследовательских, творческих проблем (обучения и воспитания).
• Формирование навыков проектирования у учащихся.
• Воспитание у обучающихся активной жизненной позиции. Участие в решении актуальных вопросов социума.
В состав лаборатории входят руководитель и педагоги школы. Руководство осуществляет педагог, с учётом уровня его профессионализма и методической готовности. В нашей школе – это социальный педагог высшей категории. Руководитель планирует работу по проектной деятельности, организует и проводит теоретические занятия, осуществляет индивидуальное консультирование педагогов, привлекает к экспертизе проектной деятельности педагогов, имеющих опыт работы с методом проектов, мотивирует учителей школы к освоению технологии. Члены ШПЛ пропагандируют наработанные идеи по технологии через все виды организационных мероприятий: выступления с докладами, мастер-классы, участие в конференциях и конкурсах и т.д.
В своей деятельности школьная проектная лаборатория подотчётна методическому совету школы. Для отслеживания результативности работы ШПЛ, было разработано Положение о ШПЛ и критерии результативности его работы.
Результатом работы ШПЛ стало проведение школьных конкурсов проектов по безопасному поведению, по воспитанию толерантности, а также разработка и реализация общешкольных проектов по краеведению.
В конкурсе проектов принимают участие обучающиеся с более высокой познавательной активностью, из категории успешных обучающихся.
В течение 4-х лет были представлены различные темы проектов:
по правовому воспитанию был проведён конкурс проектов «Обязан и имею право»:
- создание стенда и изготовление буклета «Обязан и имею право»;
- создание презентации «Наши права» и игры «Азбука права»;
- разработка занятия «Права и обязанности школьника» и памятки для учащихся 5-9 классов «Обязанности школьника»;
- разработка стенгазеты «Декларация прав ребёнка»;
- создание книги «О твоих правах в рисунках и стихах»;
по патриотическому воспитанию был проведён конкурс проектов «Герои Отечества»:
- создание реферата о герое Вов Зое Космодемьянской;
- создание книги о герое Вов Г.А. Шадрине;
- создание презентации «Герои Отечества: 28 панфиловцев»;
- создание газеты «Спасибо за жизнь»;
- создание викторины «Герои Сталинградской битвы»;
- создание стенгазеты «Подвиг Александра Матросова».
были проекты по безопасному поведению был проведён конкурс проектов «Школа БезОпасности»:
- создание речевого сборника стихов, чистоговорок, загадок «Весёлая азбука дорожного движения»;
- создание буклета «Правила безопасности школьника»;
- создание инструктажа в рисунках «Если случился пожар»;
- лепка светофора и выставка рисунков «Моя улица» учащимися класса «Особый ребёнок»;
- создание книги «Безопасное поведение на улице»;
- написание писем водителям «Дорога БезОпасности»;
- изготовление закладок учащимися 6 класса для малышей «Вместе с друзьями за безопасность на дорогах»;
- создание памятки-плаката «Если дома я один».
проекты по толерантному воспитанию был проведён конкурс проектов «Толерантность – дорога к миру»:
- создание обучающимися 5-9 классов дидактического и наглядного материала для обучающихся классов «Особый ребёнок»:
Также были разработаны и реализованы общешкольные проекты по краеведению «Жизнь и быт народов Прикамья», «Странички прошлого родного города».
При выступлении ученики творчески подходят к презентации своего проекта: рассказывают стихи, поют частушки, пишут мини сочинения, демонстрируют опыты по теме своего проекта.
Лучшие учебные проекты в 2015 году принимали участие в межмуниципальной детской научной конференции «Сохраним природу – сохраним жизнь!»: проекты учениц 9 класса «Экологически чистая квартира» и проект «Будь природе другом».
Так же педагоги и учащиеся со своими проектами принимают участие во Всероссийских конкурсах и конференциях по проектной деятельности.
Так на образовательном портале «Мой университет» на Факультете проектной деятельности и фандрайзинга наши педагоги:
в 2015 году принимали участие во Всероссийской научно-методической конференции «Проектная деятельность в современном образовании»,
в 2016 году педагоги принимали участие во Всероссийской научно-методической конференции «Организация проектной деятельности в образовании в рамках ФГОС», в Круглом столе «ФГОС и проектная деятельность. Проблемы и пути их решения», во Всероссийском конкурсе по проектной деятельности «Опорная площадка: потребности и проблемы», а также во всероссийском конкурсе мини-проектов «Фотоиндустрия – моменты лета».
в 2017 году педагоги принимали участие в Международной научно-методической конференции «Проектная деятельность на службе ФГОС», а также во Всероссийском конкурсе мини-проектов «Фотоколлаж: Достопримечательности нашего города».
Таким образом, работа ШПЛ способствует:
• созданию проектной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья;
• созданию условий для социализации, адаптации, самовыражения обучающихся и педагогов в образовательном пространстве.
Педагоги:
• повышают свой профессиональный уровень и компетентность в области проектной технологии;
• развивают конструктивное взаимодействие с обучающимися для решения познавательных, исследовательских, творческих проблем (обучения и воспитания);
• владеют информацией об организации проектной деятельности учащихся, методике подготовки учащихся к реализации проекта;
• умеют грамотно структурировать и оформлять проектную работу;
• владеют всеми необходимыми навыками по презентации и защите результатов проекта;
• сами выбирают способ организации проектной деятельности, сроки ее реализации;
• участвуют в конкурсах и конференциях по проектной деятельности.
Обучающиеся:
• учатся самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
• учатся предвидеть мини проблемы, которые предстоит при этом решить;
• учатся ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
• получают навыки обработки информации, делового общения в группе, публичного выступления;
• получают навыки проектирования;
• участвуют в решении актуальных вопросов социума.
Проектная деятельность способствует развитию у обучающихся самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Хочется сразу оговориться, что теория – это идеал, к которому мы стремимся и который стараемся адаптировать под конкретного учащегося, группу учащихся или класс. И метод проектов позволяет нам это успешно делать.
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: ketrin (06.04.2017) | Автор: Немчанина Екатерина Сергеевна E
Просмотров: 1095 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Екатерина Сергеевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности,перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024