Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 26.07.2017, 07:49

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурс педагогам
Конкурсы для детей
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Использование театрализованных игр в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы).
Галина Андреевна Моисеева,
учитель-дефектолог
МАОУ «Юговская средняя школа».

Использование театрализованных игр в обучении детей
с ограниченными возможностями здоровья как средство реализации индивидуальных возможностей каждого ребёнка и социальной адаптации (из опыта работы).

Современная педагогика из дидактической постепенно стала развивающей. Что я понимаю под этим? Прежде всего, то, что не только психологи нашей школы, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. В этом плане не могу переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи создаю такие условия, в которых каждый обучающийся может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
У нормально развивающихся детей выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне констатировать, что понятие «выразительной речи» носит интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Но совершенно другая картина видна у обучающихся с ОВЗ по программе «Особый ребёнок», где дети обучаются по адаптированным основным образовательным программам VIII вида. Дети, поступающие в специальный коррекционный класс и обучающиеся по индивидуальным программам разные не только по своим личностным характеристикам, но и по умственному и по физическому развитию. Большинство детей, с которыми я работаю по программе «Особый ребёнок», приходят в школу без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдают все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечаются ограниченность и бедность словаря. Следует отметить и другую проблему, с которой я сталкиваюсь: дети не умеют вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. У них нет потребности в общении, не сформированы слуховое внимание и восприятие. Некоторые из них страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления на очень низком уровне. Часть детей пассивна, не выражает каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна. Почти у всех детей отмечаются в той или иной степени выраженности аутичные черты характера.
В специальном коррекционном классе, в котором я работаю 4 ученика, обучающиеся по программе «Особый ребёнок» и у всех детей основной логопедический диагноз - это общее недоразвитие речи (I и II уровня). Речь таких детей отличается грубыми нарушениями произношения и лексико-грамматического строя речи, неразвитая, нечистая, монотонная. Дети отвечали на вопрос одним словом, которое повторяли из вопроса взрослого. У них были грубо нарушены: слоговая структура речи, темп, ритм и плавность. Это создавало большие проблемы на уроках. Также все учащиеся не могли смотреть на себя в зеркало и уже тем более выполнять какие-то движения языком или мимические упражнения перед зеркалом. Грубо нарушена мелкая и общая моторика.
Занимаясь с детьми с глубокой умственной отсталостью, главной целью в своей работе я ставлю развитие всех психических процессов, в том числе и творческих способностей средствами театрального искусства. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе, социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра: театральная деятельность формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, помогает раскрепоститься, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир ребёнка. В процессе изучения методической литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей, я пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Реализуя этот проект, я поставила перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.
1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы работы я стремлюсь научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них.
2. Развитие эмоциональной сферы детей через игру, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.).
3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.
4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка. В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.
5.Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. 6. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.
7. Включение родителей, законных представителей детей с особыми потребностями в жизнь класса и школы.
8. Развитие компенсаторных возможностей у детей. В своей работе я стремлюсь использовать любые способности и возможности детей. Я не делю детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя мою поддержку и поддержку других детей, испытывает радость и желание участвовать в новых играх и следующих постановках.
Реализация данного проекта была рассчитана на три года, 2015 – 2016 год был заключительным. Какие же у меня получились результаты? Можно проследить в следующей таблице:
Результаты использования театрализованных игр в обучении детей
с ограниченными возможностями здоровья за 3 года обучения.
Год обучения 1-й год 2-й год 3-й год
Задачи -Формировать у детей
живой интерес к
театрализованной игре;
- желание участвовать в действии и
использовать все
окружающее
пространство;
- побуждать детей к
активному общению,
- развивать речь и умение строить диалог. - Учить детей играть друг с другом,
- элементарным навыкам взаимодействия с людьми;
- развивать внимание;
- воспитывать культуре поведения в общественных местах;
- формировать трудовые навыки, навыки личной гигиены и самообслуживания;
- воспитывать желание общаться друг с другом. - Вызывать у детей радостный эмоциональный
настрой;
- развивать элементарные
навыки мимики и
жестикуляции;
- учить детей интонационно
выразительно проговаривать
фразы;
- учить сочетать движение и речь;
- развивать воображение.
Методы и приёмы Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.
Отгадывание загадок. Игровые упражнения.
Создание игровой мотивации. Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа.
Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».
Игра на интонирование вежливых слов. Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака).
Беседы по содержанию сказок. Работа над выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости). Подготовка к драматизации.
Результаты обучения Знания и умения детей об окружающем мире значительно расширились и углубились;
развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление;
активизировалась собственная речь.
Наступило желание общаться с одноклассниками. Активнее и успешнее сформировались навыки невербального общения;
обогатился словарный запас;
совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений.
Развилась эмоционально-волевая сфера;
скорректировалось поведение;
сформировалась самостоятельность и активность;
дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках и не стесняются друг друга.

Итоги Занятия позволили ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа.
Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Дети исполняют танцы, поют песни, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях, пытаются озвучить какой-либо персонаж.
Формируется уважительное отношение друг к другу. Сформировано умение распознавать эмоциональное состояние человека, могут его передать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой,
- стали активными в игровой деятельности со сверстниками, находят адекватные способы взаимодействия,
- дети стали участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дало им возможность глубже познать окружающий мир. Театрализованная деятельность позволила сформировать опыт некоторых социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и примера.
Общий результат: Как показывают мои наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно повлияло на многие факторы в их развитии, помогли мне развивать ребенка. Благодаря этой деятельности у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети начали общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – поют, двигаются в такт с музыкой. Пассивные дети преодолели свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными. Делаю вывод, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.
Помимо этого, я смогла решить следующие проблемы: ребята научились согласовывать свои действия с действиями своего партнера; слушают не перебивая; говорят, обращаясь к партнеру, уважительно относятся друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми. Все обучающиеся принимали активное участие в мероприятиях и концертах не только школьных, но и районных.
Таким образом, для себя делаю вывод, что через театрализованную деятельность происходит развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в школьной среде. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Появляется способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. Считаю, что цели и задачи, реализованного проекта мной решены, это подтверждается результатами диагностик (в приложении).
Планирую:
1. Продолжить работу по реализации данного проекта с другими детьми, а для тех детей, которые участвовали в проекте продолжу работу в этом направлении.
2. Разнообразить методы и приемы обучения детей с учетом индивидуальных особенностей детей, по их индивидуальным маршрутам.
3. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.
4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
5. Привлекать родителей, законных представителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).
Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
Данный опыт работы был представлен на педагогическом совете, посвящённом работе с детьми, имеющими особенности в развитии. Готова представить опыт по работе с «Особыми детьми» на уровне района.
Закончить описание опыта хочу словами:
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша!
Проникнется и мудростью, и
добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
Жизненной тропой!

Литература:
1. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО - Аспект пресс.
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ “Сферы”, 2001 - 128 с.
3. Первые шаги в мир творчества. Опыт кружковой работы в детском саду. Пермь: Издат-во ПОИПКРО, 2000 - 100с.
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: ufymuf (15.01.2017) | Автор: Галина Андреевна Моисеева E
Просмотров: 98 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Галина Андреевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017