Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 20.08.2017, 12:40

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурс педагогам
Конкурсы для детей
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках математики в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках математики в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Подлинный смысл педагогики заключается в том,
чтобы даже человек, которому трудно то,
что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным,
испытывал высокую человеческую радость,
радость познания, радость интеллектуального труда,
радость творчества».
Сухомлинский В.А. « Трудные дети»
Объект исследования:
Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках математики в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования:
особенности использования различных методов и приемов в процессе реализации индивидуального и дифференцированного подхода на уроках математики.
Цель исследования:
теоретически обосновать и практически доказать возможность осуществления индивидуального и дифференцированного подходов на уроках математики в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность и практическая значимость:
 Создать условия для того, чтобы каждый ученик смог полностью реализовать себя, чтобы у каждого было желание учиться и познавать новое.
 Обучение должно быть разноуровневым и строиться на основе диагностики исходного уровня развития познавательных способностей и личностных особенностей учащихся.
 Располагая большим по объёму и разным по уровню сложности материалом, необходимо дифференцировать задания и подходить индивидуально в выборе методов и приёмов работы.
Гипотеза:
Эффективное использование различных технологий и развитие учащихся в условиях внутренней дифференциации, осуществляемой на основе технологии разноуровневого обучения, будет происходить более успешно, если при реализации индивидуального и дифференцированного подхода:
 процесс разноуровневого обучения будет строиться на основе диагностики исходного уровня развития познавательных способностей и личностных особенностей учащихся;
 будут рассмотрены варианты использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики;
 проанализированы возможности применения данных технологий для повышения успеваемости;
 на основе изученной литературы, будут разработаны задания для осуществления дифференцированного подхода ;
 будут созданы условия для психологической коррекции и развития данных свойств учащихся.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
 теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
 изучение и обобщение опыта других учителей по организации дифференцированного подхода.
 изучение процесса и продукта деятельности.
Теоретическая значимость заключается в изучении и обобщении психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, проведении сравнительного анализа разных подходов к реализации дифференцированного подхода на уроках математики.
Практическая значимость заключается в разработке серии разноуровневых заданий, в том числе и с использованием информационных технологий на уроках математики.
Учитель математики – это человек, который имеет дело с ребенком пять-шесть раз в неделю, преподает предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений. Учитывая, что учащиеся с проблемами интеллектуального развития склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, программа предусматривает наряду с изучением нового материала постоянное закрепление и повторение изученного небольшими порциями. Программа каждого класса начинается с повторения основного материала предыдущих лет обучения. Причем повторение предполагает расширение и углубление ранее изученных знаний.
Одним из путей оптимизации учебного процесса в специальной коррекционной школе VIII вида является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения.
К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить класс на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Педагог писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».
Наблюдение за каждым учеником позволяет выявить темп его работы на уроке, активность, наличие самоконтроля и объем правильно выполненной работы, определяется уровень каждого ученика: базовый, минимально допустимый, низкий.

Критериями деления учащихся на группы являются:
• объем имеющихся знаний;
• культура умственного труда;
• уровень познавательной активности;
• способность к абстрактному мышлению;
• умение анализировать и обобщать;
• утомляемость от интеллектуальной деятельности;
• уровень самостоятельности;
• уровень работоспособности (желание или умение учиться)
• нарушение в эмоционально-волевой сфере.
По базовому уровню обучаются дети с высокой подвижностью нервных процессов, они не требуют постоянного внимания учителя, овладевают знаниями и умениями учебной программы в полном объеме. Все задания ими выполняются самостоятельно, при выполнении новых видов работ правильно используют имеющийся опыт, со стороны учителя им требуется только незначительная активизирующая помощь. Ученики, осваивающие программу на базовом уровне, имеют высокую или достаточную мотивацию к обучению, высокий или средний темп работы и уровень активности.
Ученики, индивидуальные особенности которых позволяют усваивать материал на минимально допустимом уровне ,
характеризуются инертностью нервных процессов, быстро истощаются и на отдельных этапах урока требуют направления и
активизации деятельности. Оптимальный объем программных
требований оказывается им недоступен, они не могут сразу,
после первого объяснения учителя, усвоить новый материал –
требуется многократное повторение и объяснение учителя.
Учащиеся имеют достаточную либо сниженную мотивацию к
обучению, низкий уровень активности. Темп работы таких
учащихся, как правило, замедлен. Программа предусматривает
для них упрощения по каждому разделу в каждом классе, которые предполагают снижение уровня требований к знаниям
и умениям обучающихся. Указания относительно упрощений
даются в примечаниях программы, где содержится перечень обязательных и необязательных (допустимых) знаний и умений,
которыми должен овладеть школьник при переходе в следующий класс.
Обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, при усвоении материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки.
На уроках математики дети должны учиться решать арифметические выражения и задачи, при этом вовлекаться в продуктивную деятельность, результатом которой является развитие речи, памяти, мышления, логики и умение работать с информацией. Учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками, потому что каждый ученик в силу специфических для него условий развития обладает индивидуальными особенностями.
Как научить всех?
Обучение в каждом конкретном классе индивидуально и зависит от состава класса.

Группа Характеристика Роль учителя при обучении учащихся
1 Способны к размышлению над условием задачи, анализу предполагаемых способов решения, при необходимости отвергать, выдвигать новые способы решения. Предоставить определенную самостоятельность, ограничиваться минимальными пояснениями.
2 Правильно осознают отношения числовых групп, которые они наблюдают, но с большим трудом анализируют произведенные изменения множеств. Они осознают смысл арифметических действий, устанавливают связь между словесными формулировками задачи и арифметическими действиями, их решением. Допускают ошибки при вычислении. Помощь в осмыслении учебного материала, направляя внимание на основные существенные стороны явления (задачи, ситуации действия).
«Сколько было?», «Какое число предметов мы раскладывали»…
Ученики этой «условной» группы могут решать простые задачи с тем же успехом, что и учащиеся I группы.
3 Работу выполняют пассивно. Решение записывают долго не думая. Действия не соответствуют вопросу. Для них постановка вопроса и выбор арифметического действия – две самостоятельные задачи. Выбор вопроса и действия всегда носит случайный характер. Частые ошибки в вычислениях, ошибки при записи решения (нарушается логика записи решения), откладывают 5 палочек вместо четырех и не видят ошибки. Пользуются исключительно приемом пересчитывания. Не узнают задачи на: х. работают только с конкретным материалом. Обучать реальным действиям, работе с конкретным материалом, обращаясь к первоначальному, основному смыслу арифметических действий. Длительное обучение с выполнением реальных действий с предметами сопоставлением задач не по результатам действия, а по процессам реальных действий.

Каждодневная работа настраивает детей двигаться вперёд, достигать успехов. Часто в группах происходит движение детей из одного уровня в другой.

Свой класс я разделила на следующие группы:
1 группа – дети, систематически требующие помощи учителя.
2 группа – дети, способные работать самостоятельно и оказать помощь другим.
3 группа – дети, которые могут работать самостоятельно, но иногда им требуется помощь учителя.
В своей работе на разных этапах изучения темы использую листы самооценки: в начале урока их раздаю ученикам и в конце урока дети сами себя оценивают или на полях делают самооценку по количеству плюсов (правильно выполненных заданий).
Сильным учащимся можно уделить время; слабым учащимся можно уделить внимание и контроль. Работа эта сложная, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
3. Выделение отдельных групп в соответствии с диагностикой.
4. Разработка дифференцированных заданий
5. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
6. Контроль за результатами, где характер дифференцированных заданий может меняться.
Некоторые способы дифференциации вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети сами самостоятельно выбирают задания и выполняют их.
Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные задания.

Примеры заданий дифференцированных по уровню трудности:
Задание 1

Вычисли выражения:
1 группа:
470 – 80 + 60
2 группа:
180 : ( 270 : 3) + (680 – 125)
3 группа:
30 • 8 : ( 60 – 54)

Примеры заданий дифференцированных по степени самостоятельности:
Задание 1.
Найди периметр и площадь прямоугольника, длина которого равна 255 м, а ширина на 2 м меньше. Что больше периметр или площадь и на сколько?
Один ученик работает у доски. Коллективно разбираем условие задачи. Кто может решить задачу самостоятельно, приступает к работе. С остальными учащимися проводится подробный анализ задачи.
В своей работе я развиваю идею устного счета как метода формирования и автоматизации вычислительных навыков на уроках математики во всех классах и использую деятельностный метод обучения, который предполагает сам по себе индивидуализацию обучения.
Опытный учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала «заладился». Если хорошо проведен устный счет, с известной долей уверенности можно сказать, что ребята будут активны. Задания подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль - подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных упражнений.
Одним из путей осуществления индивидуального подхода в изучении математики является 1) метод беседы.
Рассматривая метод как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся, Ю. К. Бабанский пишет, что «метод беседы включает в себя приемы постановки вопросов в определенной логической последовательности, приемы постановки наводящих вопросов, приёмы активизации всех учеников в беседе, приемы коррекции ошибочных ответов, приемы формулирования выводов, обобщении, оценки деятельности учащихся». Такой подход наиболее эффективен в практике обучения, так как приемы, с одной стороны, конкретизируют особенности применения каждого метода на различных этапах обучения, с другой — расширяют возможности его использования.

Пример беседы, которая наиболее часто встречается в практике обучения.
Учитель предлагает:
. Найди сумму чисел 80 и 7.
. Увеличь 53 на 4.
. К какому числу надо прибавить 20, чтобы получить 28?
. Чему равна сумма чисел 25 и 14? Чему равна разность этих чисел?
Если учитель ограничивается продумыванием только содержания предлагаемых вопросов, то активность ребенка, как показывает практика, снижается. Поэтому на этапе устного счета учитель уделяет особое внимание приемам, активизирующим деятельность ученика.
Ученики с недостаточной математической подготовкой не усваивают материал за отведенное время, поэтому на каждом этапе учитель уделяет особое внимание приемам, активизирующим деятельность ученика для них составляются:
2) карточки – коррекции (алгоритмы) знаний. Слайд12
В них кратко представлен необходимый теоретический материал (алгоритм решения) и образцы решения некоторых примеров, цветом или определенными геометрическими фигурами выделены коэффициенты и математические знаки. Учащиеся эти карточки и задания получают в начале урока или по ходу урока. В течение урока оказывается консультативная помощь, если ребенок понял и выполнил выданные ему с карточкой задания, то он включается в работу класса. В конце урока учащиеся сдают на проверку свои работы. При проверке ошибки желательно не исправлять, а подчеркивать, для того чтобы на следующем уроке ребенок самостоятельно мог найти ошибки и исправить их.
Карточки – коррекции (алгоритмы) помогают осуществлять на уроке индивидуальный подход, дают учащемуся минимальный объем теоретических знаний и образцы решений, помогают развивать память, логику, внимание.
3) Использование демонстрационных карточек, перфокарт (Ученик получает индивидуальную перфокарту, содержащую одинаковые примеры с различными заданиями, выполняет задания самостоятельно), сигнальных карточек.
Учитель предлагает ребенку вопросы, связанные с нахождением значений выражений. Прочитав выражение, он показывает на одно из чисел, записанных на доске. Если ответ совпадает с указанным числом, ученик показывает зеленую карточку, если не совпадает - красную.
Например, на экране (доске) записаны числа:
43 24 48 23 87 69
Учитель предлагает увеличить на 4 число 39 и показывает на число 43. Ученик поднимает зеленую карточку. Далее учитель просит уменьшить на 5 число 29 и показывает на число 23. Ученик поднимает красную карточку. Прошу детей оценить ответ и дать исправить ошибку этому же ученику с объяснением или же дать ему другое подобное задание. Слабый ученик в это время выполняет задание при помощи карточки – памятками.

4) карточки «Найди ошибку», хорошо использовать при проведении анализа контрольных и самостоятельных работ.

Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации исследование, поиск правильного ответа.
На каждом уроке математики можно провести игру, игровое упражнение, уроки-сказки, уроки путешествия, разучить считалку, отгадать загадку, ребус, активизируя познавательную деятельность.
Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в учебе. В этом случае нужно непременно привлекать их к работе вместе со всеми (участвовать в устном счёте, решать относительно нетрудные примеры и задачи, повторять правила, делать выводы, работать у доски, выполнять задания по образцу).
Дети обладают познавательными способностями не в равной мере, важно выявить тех учащихся, которые активно работают на уроке, умеют самостоятельно выполнять задания, умеют оказать одноклассникам помощь в решении примеров и задач, и учащихся, которые отстают в усвоении знаний.
В любом классе есть ученики, которые сильны в предмете и при минимальной помощи могут работать самостоятельно. Одного из таких учеников можно назначить главным консультантом, предлагать ему задание, которое он выполняет вместе со всем классом.
По истечении определённого времени консультант объясняет ход своей работы, он по-своему объясняет товарищу логику и порядок решения трудного примера и товарищ начинает думать и работать самостоятельно.

Контрольные и самостоятельные работы составляются индивидуально(по уровням).
На основе анализа проведённых работ составляю таблицу «Характеристика обучающихся по факторам усвоения учебного материала» и слежу за динамикой развития успехов (или неудач) детей. Делаю для себя выводы о дальнейшей эффективности работы.
Исследователи-дефектологи подчеркивают, что умственную деятельность учащихся наиболее активизирует тот материал, с которым они имеют или имели дело непосредственно. Ученые отмечают, что практическая деятельность (на данном этапе обучения) используется ограниченно и только на уроке, она не бывает связана с интересами детей, выполняется механически. Учащиеся оперируют, как правило, не конкретными предметами, с которыми имеют дело в повседневной жизни, а их заменителями: шаблонами, карточками с рисунками и т. д. Очевидно, процесс овладения математикой должен проходить не только в классе. (изучение темы «Масштаб» выход на улицу, делать измерения, а в классе выполнить практическую работу, или решение экономических, экологических задач).
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.
При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
Наиболее эффективно использование мультимедийного проектора для презентаций с использованием анимации: решения задач на построение по геометрии, задач по готовым чертежам, разбора и анализа тестовых вариантов, выполнения тестов, устный счёт, что позволяет увеличить объем отрабатываемого материала и выработать устойчивые навыки решения задач.
Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
Процесс обучения с помощью компьютера можно организовать следующими способами:
• работа всем классом (коллективная): совместная работа учителя с детьми (учитель показывает, объясняет, ведет беседу); либо все ученики работают за компьютером, выполняя практические задания, решая тесты, контрольные работы. В первом случае компьютер служит наглядным пособием, во втором – предметом для отработки и проверки навыков и умений учащихся.
• Групповая работа подразумевает деление класса на группы: первая группа занимается с учителем, вторая работает за компьютером (класс может делиться и более, чем на две группы, это зависит от количества имеющихся компьютеров и от поставленных учителем целей).
• Индивидуальная работа.


Решение практических задач
В обучении детей с интеллектуальными нарушениями невозможно ориентироваться лишь на усвоение определенного набора знаний, умений, навыков. Нецелесообразно ожидать, что навыки, умения, представления об окружающем удастся сформировать у детей в полном объеме. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенок может достигать определенного уровня успешности в том или ином виде деятельности. Поэтому все время что-то изменяю, изучаю новые методы, ищу новые подходы, иногда возвращаюсь к прошлому материалу. Порой новое это хорошо забытое старое. Самое главное – вызвать у учеников интерес к предмету и побудить учащихся заниматься математикой в дальнейшем.

Источник: http://www.moi-sat.ru/publ/konfer_ko_opyt_vozmozhnosti_perspektivy/stati_po_voprosam_razvitija_korrekcionnogo_obrazovani
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: Lydmila_24-04-1971Dorkina (01.03.2017) | Автор: Людмила E
Просмотров: 176 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Людмила Владимировна!
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и отклонена от участия во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" в связи с нарушением п. 7.1. Положения Конференции «Разработки должны быть авторскими, т.е. разработанными непосредственно индивидуальным участником Конференции или творческим коллективом».
Уникальность Вашей работы (т.е. личный вклад) 18 %. Часть материала взято с сайта http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00389819_0.html (материалы курсовой работы Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, банк рефератов), остальное в статье заимствовано из других источников.
Приглашаем Вас принять участие в Конференции и других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из электронных рассылок «Моего университета».
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Kvas


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017