Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 14:14

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Статьи по вопросам развития коррекционного образования

Формирование коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через совместные занятия учителя-логопеда с родителями на музык
В современной психолого-педагогической литературе нет устоявшегося термина для обозначения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Наиболее емкое и корректное понятие – дети с ограниченными возможностями здоровья.
У детей, имеющих отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребенок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.
Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ОВЗ, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий.
Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.
В самой природе искусства лежат его психотерапевтические и развивающие возможности. Лечиться искусством человечество пыталось с древнейших времен. Язык, который использует терапия искусством, называется первичным языком. Он универсален, так как это язык чувств, символичный и понятный всем, кто хочет его понять. Когда мы смеемся, радуемся или плачем, страдаем, нам не нужен переводчик.
О влиянии искусства на жизнь и здоровье людей было известно давно. Наши предки значительно шире и смелее, чем мы (цивилизованное человечество) использовали музыку, танец и другие виды искусства для лечения людей от различных недугов, для эмоционального настроя человека на различные действия, требующие силы, отваги, энергии.
Результат использования арттерапии достигался за счет «отвлечения» пациента от переживаний и проблем, связанных с болезнью. Это направление применялось артпедагогами в медицинских учреждениях и впоследствии стало называться «терапия отвлекающими впечатлениями», т.е. посредством танца, музыки, изобразительного искусства, литературы.
Арттерапия основывается на эмоциональном восприятии человеком окружающей действительности, а формирование эмоций – важнейшее условие становление личности человека. Они являются основой для формирования главной функции речи – общения.
У детей с нарушением интеллекта эмоциональный фон значительно снижен, поэтому необходимо формировать его на специально организованных занятиях.
Среди различных видов искусства самым сильным средством воздействия на человека является музыка. Восприятие музыки – сложный внутренний процесс, его механизм сродни механизму восприятия речи.
Когда маленькие дети впервые слышат музыку, они затихают и только через 30-40 секунд начинают отвлекаться. В следующий раз такая заинтересованность продлится еще меньше, а затем и вовсе пропадет. Это ориентировочная реакция ребенка на новизну. Чтобы она постепенно переросла в интерес к музыке, необходимо восприятие музыки превратить в игру. Такие игры сродни играм с красками или цветным тестом в раннем возрасте, когда еще нет как таковой продуктивной деятельности, но есть познавательный интерес и эмоционально-положительное отношение ко всему, что с ней связано. Данная особенность характерна для всех малышей, независимо от того, развиваются ли они в пределах возрастной нормы или имеют отставания в развитии. Эмоционально-двигательный этап в развитии восприятия музыки необходим каждому маленькому ребенку. Только «наигравшись» музыкой, малыш поднимается на следующую, более высокую ступень в ее восприятии. Отношение к музыке, эмоции, с ней связанные, в дальнейшем во многом будут зависеть от опыта музыкальных впечатлений, полученных ребенком на самых ранних этапах развития, в том числе на этапе эмоционально-двигательного восприятия.
Музыка должна быть интересной для малыша, достаточно разнообразной по характеру, ладу, тембру, темпу, яркой, запоминающейся. Необходимо избегать громких звуков, резких динамических, темповых контрастов, незаконченных музыкальных фраз, навязчивых долгих ритмов. С музыкой необходимо связывать только положительные эмоциональные переживания ребенка.
Сколько радости доставляет детям игра на детских музыкальных инструментах! Они вызывают у детей большой интерес, привлекают своим внешним видом, формой, звучанием. Этот вид деятельности открывает перед детьми новый мир звуков, помогает познавать окружающую действительность с помощью выразительных свойств звука.
Прекрасно развивают восприятие музыки, вносят в общение элементы новизны и праздника игры с различными атрибутами («салютики», султанчики, цветные ленты, шарфы и т.д.) и звучащими игрушками (колокольчики, бубны и т.д.). Цель использования нарядной атрибутики и музыкальных игрушек – подчеркнуть характерные особенности произведения, привлечь внимание ребенка к музыке. Такой подход позволяет включать не только слуховое, но и зрительное восприятие малыша. Кроме того, создается особое настроение, вносится разнообразие в игру, которая становится более привлекательной для малыша и длится дольше.
Занятия с особыми детьми рекомендуется проводить совместно с родителями. И этому есть несколько причин.
С самого рождения особого малыша окружают заботливые и любящие взрослые, в тесном непосредственном общении с которыми происходит его развитие. Взрослый является основным источником информации для ребенка, посредником между ним и окружающим миром. Под его влиянием малыш усваивает культурные нормы и правила поведения, накапливает опыт социальных отношений. Между ребенком и близким родным взрослым формируется эмоциональная связь, которая присуща только им. Благодаря этой эмоциональной связи родитель может помочь своему ребенку гораздо эффективнее, чем любой педагог, и, конечно, необходимо это использовать на коррекционно-музыкальных занятиях.
В силу тяжести своего дефекта ребенок не может самостоятельно выполнить инструкцию педагога, ему необходима помощь взрослого. И, конечно, желательно, чтобы этот взрослый был близким человеком (мамой, папой, бабушкой). Кроме того, не всегда родители до конца понимают, как им воспринимать своего ребенка, как общаться с ним, и совместные занятия помогают и родителям и ребенку сблизиться друг с другом, научиться лучше понимать друг друга.
Очень важной особенностью работы с детьми этого возраста является исключение насилия в обучении ребенка танцевальным движениям, играм, хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Много раз приходилось наблюдать, как мама (бабушка) заставляет ребенка выполнять то или иное движение, которое предлагается педагогом. Она, например, берет ножку малыша и начинает ставить ее на пятку. Или рукой ребенка с погремушкой стучит по его ладошке, выполняя упражнение с погремушкой. Или, наклоняясь близко к лицу ребенка, начинает демонстрировать ему, как нужно выполнять руками «фонарики». Нет! Действовать необходимо по-другому!
Педагог приглашает родителей потанцевать (попеть, поиграть) недалеко от детей, и малыши наблюдают за действиями взрослых, которые воодушевленно танцуют (поют, играют), выражая при этом радость. Дети, наблюдая за родителями, запоминают все, что они делают, но воспроизводят эти же движения не сразу, а спустя некоторое время, пока в коре головного мозга произойдет обработка и усвоение увиденного.
Многократность повторения одного и того же материала, будь то сказка, песенка, потешка, пляска и т.д. – еще одна особенность в работе с особыми детьми. Если взрослые устают от повторений, то малыш чувствует себя вполне комфортно, повторяя знакомую песенку, пляску. Исполнение понятного, доступного, очень хорошо усвоенного ребенком музыкально-художественного материала вызывает у малыша чувство полного удовлетворения, укрепляет веру в свои силы и возможности.
Важно подчеркнуть, что игра на детских музыкальных инструментах активизирует внимание, волю детей, помогает преодолеть скованность, застенчивость, робость, развивает чувство уверенности в себе, самостоятельность.
В совместном музицировании воспитываются коммуникативные качества, а также выдержка, целеустремленность, настойчивость. В процессе игры на музыкальных инструментах развивается координация движений, мелкая мускулатура пальцев рук, формируются такие качества, как усидчивость, работоспособность.
И самое главное! Игра на музыкальных инструментах не требует от детей каких-то особых музыкальных способностей, этот вид деятельности дает положительные результаты для всех детей без исключения.
Категория: Статьи по вопросам развития коррекционного образования | Добавил: yulechka (25.01.2017) | Автор: Прокофьева Юлия Александровна E
Просмотров: 951 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Юлия Александровна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024