"Дети с задержкой психического развития". По данным исследований, ежегодно рождается около 7 % детей с наследственной патологией, 10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, также 5 % это дети-инвалиды, значительное число детского населения имеют не ярко выраженные нарушения развития. Существует множество мнений по поводу обучения детей с ЗПР. Ещё Я.А.Коменский говорил, что «возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека». Невольно возникает вопрос – где и как лучше обучать детей с ЗПР? В современном обществе имеется ряд основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагноза-приговора в реквизиты этих школ (как было принято ранее: школа для глухих, школа для умственно отсталых, и т.д, и т.п.), в официальные документы этих учебных заведений были внесены изменения. Сейчас они имеют следующие наименования: 1. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей). 2. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей). 3. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей). 4. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей). 5. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи). 6. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата). 7. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении – задержкой психического развития) 8. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью). Детское население с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специализированных школах, где с ними проводится большая работа по коррекции развития, её задачей является обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. В настоящее время в городе Уфа Республики Башкортостан функционируют образовательные учреждения, такие как: МБДОУ «Детский сад № 42 компенсирующего вида», в котором происходит осуществление квалифицированной коррекции отклонений в психическом развитии детей и Уфимская специальная коррекционная общеобразовательная школа №120 VII вида для детей с задержкой психического развития. В основе их функционирования лежит оптимальное сочетание содержательного и увлекательного отдыха детей с одновременным решением по разработанной для каждого возраста программе специальных обучающих, развивающих и воспитательных задач. К формам специальной развивающей социальной среды можно отнести также учреждения и центры, призванные осуществлять социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями. Этой же цели служат различные тренинговые занятия, где решаются как развивающие, так и коррекционные задачи; специальным образом организованная игровая деятельность, в ходе которой на первое место выступают полезные для вхождения ребёнка в реальное социальное общество, где необходимо обладать определенными навыками для развития у детей необходимых коммуникативных качеств. Другая форма организации специальной развивающей социальной среды, получившая в последнее время признание в работе с подростками и старшими школьниками, — это обучающая психодиагностика. В основу данной формы работы вложен принцип самопознания и саморазвития на основе анализа и использования данных, полученных с помощью психодиагностических манипуляций. Таким образом, социальная среда — это сложное разноплановое, всестороннее образование, конкретное проявление общественных отношений, сложившихся в социуме, в котором растёт и развивается конкретная личность. Для того чтобы социальная среда оказывала влияние на ребёнка целенаправленно, способствовала формированию свойств личности, необходимых для эффективного вхождения и успешного взаимодействия с ней, требуется создание особых, специальным образом ориентированных условий. Такими условиями при организации социальной реабилитации детей с отклонениями в психическом развитии и является специальная развивающая социальная среда. Используемая литература 1. Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов. – Изд. 2. – М.: СПб.: Питер, 2008. – 256 с. 2. Альджев, Д.В. Социальная педагогика: шпаргалки/Д.В. Альджев - М.: Эксмо-Пресс, 2008. - 30 с. 3. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики/Н.Ф.Басов - М.: Академия, 2007. - 253 с. 4. Белоусова, О.В. Социальный педагог в школе: учебное-методическое пособие /О.В. Белоусова - М.: Перспектива, 2008. - 53 с. 5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Василькова – М.: Академия, 2008. – 439 с. 6. Галагузов, А.Н. Социально-педагогические задачи/А.Н. Галагузов – М.: Владос, 2008. - 191 с. 7. Липский, И.А. Социальная педагогика. Диссертационные исследования (1971-2007 гг.): научно-информационное пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней / И.А. Липский - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2008 - 158 с. 8. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства/Т.В Лодкина - М.: Академия, 2008. - 208 с. 9. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В Мардахаев - М.: Гардарики, 2008. - 269 с. 10. Память сердца / под ред. Л.И.Жук. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 127 с. 11. Социальная педагогика /Под ред. И.Д. Зверевой. - Киев: Центр учебной литературы, 2008. - 336 с. 12. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» - 1). 13. Штинова, Г.Н. Социальная педагогика: учебник для вузов/ Г.Н. Штинова – М.: Владос, 2008. – 448 с. 14. http://www.nii-etno.ru/pages/11-2009/21-problemy-socializacii-v-sovremennom-obshhestve.html.
Уважаемая Римма Миннулловна! Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и отклоненаот участия во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" в связи с нарушением п. 7.1. Положения Конференции «Разработки должны быть авторскими, т.е. разработанными непосредственно индивидуальным участником Конференции или творческим коллективом». Уникальность Вашей работы (т.е. личный вклад) 27 %, остальное в статье заимствовано из других источников. Вы можете подработать статью, чтобы процент уникальности был выше. Для этого добавить конкретные примеры, сведения из своего опыта, свое отношение к проблемам и т.п. Можно дать больше информации об учреждениях для данной категории детей. Предоставленная ссылка на источник не открывается, т.к. имеет неправильный вид. Приглашаем Вас принять участие в Конференции и других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из электронных рассылок «Моего университета». С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]