Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 24.11.2017, 06:25

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
Конкурс педагогам
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для учащегося с умственной отсталостью,вариант 2.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная образовательная программа составлена на основании Федерального Государственного Образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и отвечает индивидуальным особенностям обучающегося с глубокой степенью умственной отсталости .
Цель программы: формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Задачи программы:
- Формировать представления о себе;
- Формировать навыки самообслуживания и жизнеобеспечения;
- Формировать доступные представления об окружающем мире и ориентации в среде;
- Формировать коммуникативные умения:- обучение предметно- практической и доступной трудовой деятельности;
-Формировать элементарные математические представления необходимые в повседневной жизни (навыки устного счета, работа с геометрическим материалом и т.д.)
- Обучить доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям учащегося.
Содержание обучения определяется по индивидуальной программе с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.
Общие сведения о ребенке:
Психолого-педагогическая характеристика.

Работать самостоятельно не может. Не усидчива, быстро утомляется. Пространственные и временные представления не сформированы. Внимание крайне неустойчивое, кратковременное отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена-память развита на низком уровне.
Основные цвета знает плохо, цветовые оттенки не воспринимает. Не знает числовой ряд. В контакт с учителем вступает, учебные навыки на низком уровне. Связная речь не сформирована, отсутствует фразовая речь. Словарный запас ограничен. Словесную инструкцию слышит, но не всегда выполняет. Мелкая моторика развита слабо , умеет раскрашивать цветными карандашами, красками.
Запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. взрослого. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью. Интерес к какому либо предмету или к какой-либо деятельности проявляет, но носит кратковременный, неустойчивый характер.
Наблюдается повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.
Сформированность речи на уровне высказывания звукокомплексами.
Девочка зависит от помощи окружающих при одевании, раздевании, совершении гигиенических процедур и др. Навык самообслуживания не развит, нуждается в помощи. У ребенка формируется положительное отношение к школе,учителям; проявляеся динамика в мотивации учебной деятельности.
Приоритетные коррекционные задачи
1. Базовые учебные действия;
2. Предметно-практические действия;
3. Необходимость привития навыков самообслуживания;
4. Коррекция процессов познавательной деятельности.
Индивидуальный учебный план (ИУП) является нормативным документом, который определяет индивидуальный набор учебных предметов из образовательных областей и коррекционных мероприятий с указанием объема учебной нагрузки, рекомендуемой ПМПК и индивидуальной программой реабилитации инвалида для каждого конкретного обучающегося.
ИУП учитывает разнообразие образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся.
Организация образовательного процесса для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями осуществляется в соответствии с существующими инструктивно-методическими документами:
1. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 № 3 «О дополнении инструктивного письма Министерства образования России от 04.09. 1997 г. № 48 и письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»
2. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях приказ МО НиМП Забайкальского края от 04.05.2014 №520.
3.Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 года№1599 «Об утверждении ФГОС обучающихся начального общего образования с УО».
4. Приказ Министерства образования и молодежной политики Забайкальского края от 23.03.2016 г. «Рекомендации обучения детей-инвалидов на дому »

В ИУП включены часы:

Речь и альтернативная коммуникация 2 часа
Математические представления 2 часа
Окружающий природный мир 1 час
Домоводство 1 час
Окружающий социальный мир 2 часа
- для изучения предметов с классом -3 часа (инклюзия: физкультура, изо)
- для занятий внеурочной деятельностью — 1 час.
-коррекционные курсы-5 часов.
Освоение индивидуального учебного плана отражается в комплексной динамике развития учащегося
Содержание обучения определяется по индивидуальной программе с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.
Содержание занятий направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений о себе;
- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
- формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
- формирование коммуникативных умений;
- обучение предметно- практической и доступной трудовой деятельности;
- обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников.
Приглашается в школу для участия в общешкольных мероприятиях.
Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не может быть единых требований к результаты обучения так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы с данной группой учащихся, направленной на личностное развитие каждого учащегося, его потенциальных возможностей и способностей.
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей, осуществляются учителем через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, направленных на развитие базовых учебных действий и жизненных компетенций учащихся.
. Основываясь на рекомендациях ПМПК, учитывая индивидуальные особенности обучающегося Ешиевой Даримы, 8 ч. отводится на обязательную нагрузку (к оплате учителя) и содержат следующие образовательные области:
« Язык и речевая практика» представлена курсом речь и альтернативная коммуникация- 2 часа; Данный курс направлен на формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Образовательная область « Математика» представлена курсом- математические представления -2час; Данный предмет представляет собой формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Окружающий природный мир -1ч. Целью обучения является формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Окружающий социальный мир - 1ч. Курс направлен на формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Домоводство — 2ч. Данный курс способствует повышению самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. В основной школе приоритетным в обучении детей с ТМНР и глубокой умственной отсталостью является развитие жизненных компетенций. Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в профессиональной трудной деятельности. Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно –бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

«Корекционно-развивающие занятия» проводятся учителем-дефектологом – 2 раза в неделю. Учитывая психофизическое состояние ребенка и его возможности, занятия проводятся индивидуально по 20 минут.

Основные задачи реализации содержания:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности, нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений неадекватного поведения (неадекватные крик и смех, аффективные вспышки, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другие проявления). Дополнительная помощь в освоении отдельных предметно-практических действий, в формировании представлений, в формировании и закреплении базовых моделей социального взаимодействия, развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала,учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося.

Коррекционно-развивающие занятия направлены:
• на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся сУО, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий;
• на индивидуальную коррекционную реабилитацию деятельности, недоступную без специально организованной помощи со стороны специалистов;
• на развитие индивидуальных способностей обучающихся, активизацию потенциальных психофизических ресурсов.

Коррекционные курсы представлены:

1.Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт. Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное
восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
2.Предметно-практические действия
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
3.Двигательное развитие
Цель - работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному
использованию двигательных навыков .
4.Альтернативная и дополнительная коммуникация
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение
выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Основные требования к результатам реализации программы

ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
.
• Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
• Потребность в коммуникации.
• Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
• Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
• использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом; использование доступных жестов для передачи сообщений;
• пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
• общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
• Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
• Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
• Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
• Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:
• Узнавание и различение напечатанных букв.
• Написание печатных букв, слов.

МАТЕМАТИКА
Математические представления
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
• Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
• Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
• Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
• Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время
по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
• Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
• Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.
• Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.
• Умение обозначать арифметические действия знаками.
• Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
• Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.
• Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
• Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
• Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса,телефона и др.окружающий природный мир
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
• Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
• Расширение представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности, полезных ископаемых).
• Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
• Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
• Интерес к объектам живой природы.
• Расширение представлений о животном и растительном мире (грибах, ягодах, птицах, рыбах и т.д.).
• Заботливое и бережное отношение к растениям и животным, умение ухаживать за ними.
• Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
• Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
• Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д

Домоводство
1) Умение решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
• Умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться, принимать пищу и пить, ходить в туалет и выполнять гигиенические процедуры.
• Умение сообщать о своих потребностях.
• Умение следить за своим внешним видом.

Развитие речи и окружающий природный мир

• Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
• Иметь интерес к объектам и явлениям неживой природы.
• Иметь представления об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности, полезных ископаемых).
• Иметь представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
• Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).
• Иметь представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
• Проявлять интерес к объектам живой природы.
• Иметь представления о животном и растительном мире (грибах, ягодах, птицах, рыбах и т.д.)
Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Обучение Даримы осуществляется индивидуально, в соответствии со справкой ВК ГУЗ. Уход и присмотр во внеурочное время осуществляют родители. В квартире у ребенка отдельная комната, в которой имеется все необходимое для ухода и обучения: игрушки, стол, кресло, оборудован спортивный уголок, телевизор, компьютер.
Во время учебных занятий и коррекционно-развивающих курсов в школе Дарима находится в сопровождении тьютора. Посещает столовую1 раз в день.

Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
Учитель индивидуального обучения.
Логопед.
Психолог.
Тьютор.
Учитель- дефектолог.
Законный представитель обучающегося.
Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
ЦЕЛЬ: Создание оптимальных условий для конструктивного взаимодействия специалистов МОУ «АСОШ №4» и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
ЗАДАЧИ:
Психологическая поддержка семьи
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИОП
обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИОП и результатах ее освоения
организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях

1. Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
2. Коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.
3. Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.
4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.

Ожидаемый результат:
- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).
- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;

- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым школой;
- Рост удовлетворенности родителей работой педагогов школы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

1. Психологическая работа

Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ способствует процессу их эффективной адаптации.
Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Законом Российской Федерации «Об образовании» на них возложена обязанность по созданию всех необходимых условий для того, чтобы дети своевременно получали образование и профессиональную подготовку.
Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют стремление к их обретению.
Цель психологического сопровождения родителей обучающихся: создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).
Задачи психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся:
• создание условий для социально-психологической адаптации детей (создание сплоченного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
• повышение уровня психологической готовности родителей и детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
• выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся;
• формирование комфортной образовательной среды;
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;
• создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями;
• развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с родителями.
Работа школьного психолога с родителями включает несколько направлений:
- создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка (ситуация сотрудничества с учетом соблюдения принципа невмешательства в семейную ситуацию);
- просвещение и консультирование по актуальным проблемам детей (классные собрания, встречи);
- консультирование по вопросам детско-родительского общения по запросу родителей;
- психологическая поддержка родителей.
В любом из этих направлений необходимы совместные действия психолога и родителей.

2.Правовое просвещение родителей.

В рамках работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, возникла настоятельная необходимость организации семинаров для родителей по правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий возникла особенно остро. На базе школы организована консультативная работа с привлечением инспектора ПДН. Он должен помочь родителям, имеющим детей с ОВЗ, сориентироваться в нашем непростом мире, научить их грамотно использовать юридические нормы и положения. Целью работы по данному направлению является защита прав и интересов детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.
Родители познакомятся: с Федеральным законом РФ «О социальной защите детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Российской Федерации», узнают о специализированных учреждениях Забайкальского края, получат интересную и полезную информацию от врача-психиатра, социального педагога, тьютора.
Работа с родителями в данном направлении осуществляется через работу родительского клуба, заседания Опекунского совета и Совета профилактики, общешкольного родительского всеобуча и в рамках индивидуальных консультаций по запросу в течение всего учебного года.

3.Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми.

Реабилитация, социализация, будет проходить наиболее плодотворно и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий проводимых специалистами образовательной организации и родителями. Поэтому целью данного направления работы является необходимость повышения у родителей компетентности в вопросах проведения специальных коррекционно - педагогических занятий с детьми.
Для того, чтобы родители стали активными сторонниками и участниками образовательного процесса, у них необходимо сформировать:
- представления о специфике работы с детьми;
- понимание задач специальной коррекционной работы и понимание необходимости взаимодействия со специалистами различного профиля для их решения.
Для оптимитизации сотрудничества образовательной организации и родителей в области коррекционно-педагогических занятий с детьми используются следующие формы работ:
- заседания родительского клуба,
- родительские собрания (где родители получают теоретические знания),
-индивидуальное консультирование родителей,
-открытые уроки,
- викторины, праздники в рамках родительского клуба (где родители делятся друг с другом и с педагогами своим опытом, проявляют своё творчество, участвуют в совместной деятельности «педагог – родитель – дети»).
Повышение компетентности родителей в области коррекционно-педагогических знаний, становление их полноправными участниками образовательной и воспитательной работы – ожидаемый результат выполнения работы по данному направлению программы.

4.Воспитание в семье и досуговая деятельность.

Образовательная организация должна стать центром поддержки, где человеку помогут: справиться со своей бедой, расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми, найти выход из создавшегося положения - сделают всё возможное, чтобы ребёнок и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.
Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.
-Досуговая программа – это составляющая часть образовательной программы.
-Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.
Чем интереснее будет досуг, тем ближе будут взаимоотношения родителей, детей и учителей.
Задачи:
- формирование культуры свободного времени;
- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение;
- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
- реализация индивидуальных способностей, коммуникативной деятельности и социализации;
- формирование положительных жизненных ценностей и социально значимых норм;

5. Включение родителей в деятельность образовательной организации.
Направления досуговых мероприятий:
- познавательные;
- общеразвивающие;
- патриотические;
- оздоровительные;
- праздничные;
- развлекательные.
В основе сотрудничества, взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы:
- взаимного доверия и уважения;
- поддержки и помощи;
- терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Перечень необходимых технических и дидактических средств.
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся требуют специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области "Язык и речевая практика" предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации, включая электронные, в т.ч. компьютерные устройства и соответствующее программное обеспечение.
Освоение предметной области "Математика" предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде предметов различной формы, величины, цвета; изображений предметов, людей, объектов природы, цифр; оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам; программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений; калькуляторы и другие средства.
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области "Окружающий мир" происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, Интернет-ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании организации, а также теплицы, сенсорный сад и другие объекты на прилегающей к организации территории.
Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения предметной области "Окружающий мир" происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. Организация должна располагать необходимыми материалами и оборудованием, позволяющим обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Содержательная область предполагает использование широкого спектра демонстративного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с жизнью общества.
С учетом того, что подготовка обучающихся к трудовой деятельности в рамках предметной области "Технология" начинается с формирования у них элементарных действий с материалами и предметами, для обучения необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки, заготовки, различные инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование и прочие предметы. По мере накопления опыта предметно-практической деятельности диапазон формируемых действий постепенно расширяется, увеличивается время их выполнения и меняются их качественные характеристики. Постепенно формируемые действия переходят в разряд трудовых операций.
Материально-техническое обеспечение коррекционных курсов включает технические средства, в том числе электронные, специальное программное обеспечение, предназначенное для коррекции и развития движения, коммуникации, познавательной деятельности, сенсомоторных действий. Для обеспечения занятий по сенсорному развитию необходимы наборы средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Для формирования предметно-практических действий необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и прочие предметы. Двигательное развитие происходит с использованием разнообразного спортивного, а также ортопедического и лечебно-физкультурного оборудования и инвентаря
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Для оценки достижения возможных предметных результатов освоения СИПР используются формы письменной и устной проверки знаний по каждому учебному предмету с фиксацией результатов в «Оценочном листе»
Задания разрабатываются дифференцированно с учетом особых образовательных потребностей. Вариативность заданий заключается в варьировании сложности и объема стимульного материала, способа предъявления, объема помощи при выполнении задания.
Основой оценки служит анализ качества выполнения проверочных заданий.
Оценка достижения возможных предметных результатов освоения СИПР производится учителем, по предметной области «Язык и речевая практика» оценка производится учителем и учителем-логопедом.
Оценка достижений предметных результатов производится путем установления среднего арифметического из двух оценок – знаниевой (что знает) и практической (что умеет) составляющих. В спорных случаях приоритетной является оценка за практические учебные умения.
Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной обучающей помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной стимулирующей помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной по операциональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в полугодие.
На основании сравнения показателей за первое и второе полугодие учитель делает вывод о динамике усвоения СИПР каждым обучающимся с УО по следующей шкале:
0- отрицательная динамика
1- нет динамики;
2- — незначительная,
3- волнообразная;
4-5 - положительная;
Аналогичная оценка динамики производится ежегодно в мае относительно текущей оценки и данных входящей оценки личностного развития (октябрь 1 класса).
Оценка достижений возможных предметных результатов переводится в отметку, которая проставляется в классный журнал по каждому учебному предмету.
Отметка выставляется по двухуровневому принципу: «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Отметке «удовлетворительно» соответствует шкальная оценка от 1 до 5. Отметке «неудовлетворительно» соответствует шкальная оценка 0 по обеим составляющим предметных результатов.
Ежегодно на обсуждении динамики развития учащихся по двум составляющим: личностные результаты и предметные результаты специалисты ПМПк делают вывод об уровне развития ребенка по следующей шкале:
1 уровень развития -критический.
2 уровень развития — недостаточный
3 уровень развития- достаточный.
4 уровень развития -оптимальный.
Оценка достижений личностных результатов производится путем фиксации в «Оценочном листе» фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по каждому критерию, по следующей шкале: (Приложение 2)
0 – не владеет, помощь не принимает.
1 – владеет при развернутой поэтапной помощи педагога.
2 – владеет совместно с педагогом с незначительной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – владеет частично, способен к переносу.
4 – владеет знанием/ навыком с незначительной стимулирующей помощью
5 – владеет знанием/ навыком, самостоятелен.
Оценка достижений личностных результатов производится путем установления среднего арифметического балла.
2. Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год.
3.На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:
0 - отрицательная (регресс).
1 - отсутствие динамики;
2 - незначительная;
3 - волнообразная
4-5 - положительная;
4. Аналогичная оценка динамики производится ежегодно в мае относительно текущей оценки и данных входящей оценки личностного развития.
5. Оценка достижений и оценка динамики оформляется классным руководителем в форме характеристики личностного развития ребенка один раз в год.

Источник: http://nsportal.ru/sites/default/files/2017/01/12/sipr_uo_variant_2.docx
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: hpolina1981 (05.04.2017) | Автор: Полина Олеговна E
Просмотров: 143 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
Уважаемая Полина Олеговна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

2  
Здравствуйте! Заявку и оплату за участие я отправила в апреле.Прошу отправить сертификат на электронную почту.В заявке указан адрес электронной почты.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017