Ремёсла Владимирского края для учащихся школ 8 вида
Государственное казённое образовательное учреждение Владимирской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат о. Муром»
Принято на педагогическом совете Протокол №___ от_____ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________С.С.Комракова УТВЕРЖДАЮ Директор ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат о. Муром» ______________Т.Н.Горелая
Рабочая программа для детей с умственной отсталостью (лёгкой) по предмету школьного компонента «Ремёсла Владимирского края»
Составила Коробкова И.А. Рассмотрено на заседании МО учителей трудового обучения протокол №_________ от _______________ руководитель МО_________ Воробьева М.А
Пояснительная записка. Владимирская область - один из древнейших историко-художественных центров русской земли. В краю богатой и славной истории сохраняются и развиваются народные и художественные промыслы: художественная роспись, художественная обработку металла, исполнение русских игрушек, дамское рукоделие, русское деревянное зодчество. Народное декоративно – прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров, секреты которого передавались от отца к сыну. За последние годы заметно усилился интерес к произведениям народного декоративного искусства. Народное искусство имеет разные «корни» своего возникновения. Программа школьного компонента «Ремёсла Владимирского края» составлена с целью познакомить с историей и развитием народного декоративно-прикладного искусства Владимирского края. Задачи: Обучающие: • расширить представление о народных промыслах; • изучить историю зарождения разнообразных ремёсел; • определить географию размещения народных промыслов по территории края; • посетить предприятия, познакомиться с технологическим процессом производства. Коррекционные: • способствовать формированию познавательной деятельности; • формировать коммуникативные навыки. Воспитывающие: • стимулировать художественно- творческую активность учащихся; • прививать основы культуры труда; • воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство гордости достижениями народных умельцев; • способствовать сохранению исторических, культурных корней, формированию духовно- богатой личности ребенка.
Общая характеристика программы.
Предлагаемый курс «Ремёсла Владимирского края» имеет целевую направленность. Его основу составляет декоративно-прикладное наследие Владимирского области. Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами определённой местности Владимирского края. Программа включает в себя знакомство с промыслами городов Владимирской области по направлениям: • изделия лаковой миниатюры, росписи по дереву и ткани; • художественная вышивка; • ювелирные изделия и украшения, посуда и предметы сервировки стола из серебра и цветных металлов в сочетании с финифтью, эмалью, лаковой миниатюрной живописью; • резьба по дереву; • изделия из стекла и хрусталя; • плетение из лозы и соломки; • гончарные изделия; • глиняная игрушка. Содержание курса ориентировано на развитие мышления, творческой активности, познавательного интереса школьников к истории и культуре родного края. Бережное отношение к сохранению традиций, востребованность изделий несет в себе огромный воспитательный потенциал. Учащиеся на занятиях «Ремёсла Владимирского края» получают знания по истории возникновения и развитию художественных промыслов, об этапах развития и современных вариациях исконных владимирских ремёсел. Программный материал представлен экскурсиями на выставки декоративно- прикладного творчества, просмотрами видеоматериалов по изучаемой теме, а также выполнением практической работы и участии в мастер-классах. Знания, полученные учащимися, являются основой для реализации проекта: «В гостях у мастеров земли Владимирской». Изделия, выполненные на мастер-классах и практических занятиях, используются в качестве подарков и для оформления интерьера школы. Виды и формы организации учебного процесса
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие с использованием ИКТ, урок-экскурсия на выставки декоративно- прикладного творчества, урок-путешествие (просмотры видеоматериалов по теме), практическая работа под руководством педагога по закреплению определенных навыков и участии в мастер-классах; методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, исследовательский. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Класс Количество часов в четверть Итого в год 1 2 3 4 6 1 час в неделю 8 ч 8 ч. 10 ч. 8 ч. 34 часов Содержание курса включает теоретический и практический материал. Количество часов может изменяться в зависимости от количества праздничных, каникулярных дней, расписания учебных занятий в течение учебного года за счет повторения пройденного материала.
Личностные и предметные результаты освоение конкретного учебного предмета, курса Предметные результаты по предмету АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень: • знать начальные сведения о декоративно- прикладном искусстве; • знать основные виды ремесел и их географическое расположение; • знать процесс изготовления изделий, особенности различных материалов и простейшие приемы работы с ними; • понимать значение и ценность труда; понимать красоту труда и его результатов; заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе; использовать эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе; • понимать значимость художественного наследия; уметь эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе; • уметь выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе; осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь; выслушивать мнения и идеи товарищей, • учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания; • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы; выполнять общественные поручения по уборке мастерской.
Достаточный уровень:
• знать отдельные виды народных промыслов и их центры, расположенные на территории Владимирской области; • осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно практической деятельности; • экономно расходовать материалы; планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; • создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей; • самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения; • понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; • обладать способностью к самооценке.
Содержание обучения. 1 полугодие 1 четверть (8ч.) Введение. Владимирская область. Географическое положение. История образования. Природа края. Культурные ресурсы. Владимир. Владимирская вышивка- наследие русской культуры. Историей её развития. Виды орнаментации, стилевые особенности. Владимирский рожок. История возникновения и развития промысла. Область применения инструмента. Муром. Сундук- изделие корпусной мебели- ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Конструкция и разновидность. Зависимость формы от назначения. Калачи- символ гостеприимства Мурома. Рождение муромского калача. Герб города- символ богатства и справедливости. Традиции и современные технологии хлебопечения. Александров. Кузнечное дело на Руси. Развитие промысла. Герб горда Александрова. Новые технологии кузнечного мастерства. Художественная ковка. 2 четверть (8 ч.) Мстёра. Мстера- уникальный центр русской национальной культуры. Вышивка белой гладью. Расцвет промысла. Особенности техники. Художественно- стилевое направления вышивки. XVII век- зарождение иконописи. Основы стиля. Особенности цветового колорита. Лаковая миниатюра- искусство украшения деревянных предметов. Сюжеты- миниатюры. «Артель древнерусской живописи». II полугодие (18ч.) 3 четверть (10 ч.) Гусь-Хрустальный. Аким Мальцев- основатель первого стекольного завода Владимирского края. Стеклодувное искусство. Средства художественной выразительности. Герб России на изделиях из хрусталя. Музей гусевского хрусталя. Особенности материала. Меленки. Лозоплетение- ремесло славянских народов. Символы возрождения древнего искусства. Дизайн и потребительское качество современных изделий. Коровино- центр меленковского гончарного промысла. Традиционные формы меленковской посуды. Мастерская Малахова А.М. Пос. Новый, Ковровский район . История глиняных игрушек на Руси. Возникновение ковровской глиняной игрушки. Отличительные черты промысла. Особенности росписи. 4 четверть (8 ч.) Гороховец. Гороховецкая игрушка. Излюбленные образы мастеров (кони, птицы, барышни). Орнамент. Техника росписи деревянной скульптуры. Покров Пряник- традиционное русское лакомство. Секреты изготовления. Традиционные формы «медового хлеба». Вязники. Закладывание основ традиций мстерских ювелиров. Ювелирные изделия и украшения. Посуда и предметы сервировки стола из серебра и цветных металлов в сочетании с финифтью, эмалью, лаковой миниатюрной живописью. Продукция мстерских ювелиров символ уюта и процветание. Суздаль. Деревянное зодчество Суздаля. Домовая резьба. Свойство, обработка и заготовка древесины. Использование древесины в быту. История лоскутного шитья. Ситцевые мануфактуры Суздаля. Современные изделия в технике «Лоскутного шитья».
Должны владеть компетенциями:
• информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде); • социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность); • эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).
Учащиеся должны знать: • отдельные виды народных промыслов и их центры, расположенные на территории Владимирской области; • технологию изготовления изделий декоративно- прикладного творчества; • назначение, свойства и область применения различных материалов; • правила техники безопасности с материалами и инструментами.
Учащиеся должны уметь: • определять виды народных ремесел и их отличительные особенности; • осуществлять анализ изделия под руководством учителя, в групповой беседе; • выполнять различные виды ручных работ; • применять основные средства художественной выразительности при выполнении изделий; • проверять соответствие цвета изделия, ниток, фурнитуры, отделочных материалов.
Критерии и нормы оценочной деятельности
за теоретические знания «5» - ставится, если ученик усваивает теоретический материал, понимает, какие именно действия и в какой последовательности она должна выполнять поставленную задачу в рамках содержания материала, уровень сформированности знаний высокий.
«4» - ставится, если ученик, усваивает материал, может достигать поставленной цели, но не всегда последовательно и целеустремленно, уровень сформированности знаний средний.
«3» - ставится, если ученик слабо усваивает теоретический материал.
за выполнение практической работы «5» - ставится за безошибочное выполнение работы, выполненную в соответствии с планом, инструкционной картой, за отведённое на выполнение время.
«4» - ставится за работу, выполненную качественно с незначительными нарушениями, нарушен порядок работы по инструкции или по плану.
«3» - ставится за работу, выполненную с нарушениями: (значительные нарушения выполнения последовательности плана работы или порядка работы по инструкции, выполнение работы с ошибками).
Учебно-тематический план. 6 класс Количество учебных недель-34 Количество учебных часов- 34 Тема Кол-во часов теория практика I плугодие (16ч) 1 четверть (8 ч) Введение. 1 Владимирский край - центр культурного наследия России 1 1.Владимир 2 1.1.Владимирская вышивка. Наши традиции. Просмотр фильма по теме. 1 1.2.Владимирский рожок. 1 2.Муром 4 2.1.Сундуки как наиболее характерная мебель старого русского быта. 1 2.2.Экскурсия в музей экспозиция «Русская изба». 1 2.3. Калач, символ гостеприимства и символ Мурома. 1 2.4.Экскурсия на муромский хлебокомбинат. 1 3.Александров 2 3.1.Кузнечное дело на Руси. 1 2 четверть (8ч) 3.2.Экскусия в мастерскую: «Художественная ковка» 1 4.Мстера 7 4.1.Белая гладь. Традиции мстерского вышивального промысла. Иконописание. 1 4.2.-4.3.Практическое занятие: «Растительный орнамент». 2 4.4.Лаковая миниатюра 1 4.5.Экскурсия в торгово-выставочный центр (экспозиция лаковая миниатюра). 1 4.6.-4.7.Мастер-класс: «Изготовление шкатулки в технике папье- маше с декорированием » 2 II полугодие (18 ч) 3 четверть (10 ч) 5.Гусь-Хрустальный 2 5.1.Мастерство гусевских умельцев. Просмотр фильма по теме. 1 5.2.Экскурсия в торгово-выставочный центр (экспозиция хрусталя). 1 6.Меленки 2 6.1.Плетение из лозы и соломки. 1 6.2.Экскурсия (Просмотр фильма по теме). 1 7.Коровино 2 7.1.Бытовая керамика 1 7.2.Экскурсия на мастер-класс в дом народного творчества. 1 8.Ковровский район, пос. Новый 3 8.1.Глиняная сказка. 1 8.2.Практическое занятие: «Изготовление ковровской игрушки» 2 4 четверть (7 ч) 9.Гороховец 1 9.1.Деревянная плотницкая игрушка. (Просмотр фильма по теме). 1 10.Покров 2 10.1.Пряничное чудо 1 10.2.Экскурсия на предприятие «Муромский пекарь». 1 11.Вязники 2 11.1.Традиции художественной обработки металла. 11.2.Экскурсия. 12.Суздаль 2 12.1.Деревянные кружева. Посещение школьной мастерской «Столярное дело». 1 12.2.Лоскутная мозаика. 1 13.Итоговое занятие 1
Уважаемая Ирина Анатольевна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]