Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 01:57

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа "Специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете" (второй, слабослышащий класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете» для слабослышащего второго класса разработана на основе примерного содержания уроков в слуховом кабинете специального (коррекционного) образовательного учреждения II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей) (Королевская Т.К. Развитие слухового восприятии слабослышащих детей/ Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 154 с).
Цель программы обучения:
- развитие способности слабослышащего ученика понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих;
- построение системы коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия и формирования произношения.
Задачи:
1. Интенсивное развитие слухового восприятия слабослышащих школьников.
2. Создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи (как с помощью индивидуальных слуховых аппаратов, так и без них).
3. Усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии устной речи.
4. Обогащение и уточнение представлений о речевых и неречевых звуках.
5. Совершенствование навыков общения слабослышащих школьников.
Данная программа включает в себя важные направления работы по развитию восприятия у слабослышащих детей неречевых звучаний и звуков речи с использованием различных типов электроакустической аппаратуры как коллективного, так и индивидуального пользования, что позволяет осуществлять адекватную электроакустическую коррекцию даже при значительных потерях слуха, подбирать режим работы слухового аппарата в соответствии с состоянием слуховой функции, индивидуальными особенностями ребенка.
Программой предусмотрено осуществление целенаправленной работы по формированию ритмико-интонационной структуры как важнейшей характеристики звучащей речи. На специальных фронтальных занятиях у неслышащих школьников развивается восприятие (слуховое и слухо-зрительное) и воспроизведение основных интонационных структур (пауза, темп, громкость, ритмическая и мелодическая структура речи), умение говорить в нормальном темпе, изменять его, произносить слова и фразы слитно и делить фразы паузами на смысловые синтагмы, выделять словесное ударение, интонационный центр во фразах, представляющих различные интонационные структуры. Развитие ритмико-интонационной структуры речи осуществляется при использовании комплексного подхода с применением двигательного моделирования интонационных структур, специальных упражнений под музыкальное сопровождение. Речевой материал для специальной работы включает слова, словосочетания, фразы, слоги, слогосочетания, отдельные звуки. При подборе речевого материала важно учитывать его необходимость детям в общении (материалу разговорной речи отдается предпочтение), использование знакомого по содержанию и грамматическому оформлению речевого материала, соответствующего фонетическим задачам занятия при соблюдении единства требований в работе над произношением в данном классе.
Практическое применение программы способствует формированию устной речи неслышащих школьников, базирующейся на создании единой системы слухо-зрительно-кинестетических связей в условиях интенсивной работы по развитию слухового восприятия. В этих условиях у учеников формируется принципиально новая полисенсорная основа восприятия устной речи (с помощью слуховой аппаратуры), формирование более внятной и естественной речи, что важно для активизации устной речи, для устной коммуникации неслышащих со слышащими.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос и письменный (тестирование).

Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
Воспринимать на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры или индивидуальных слуховых аппаратов речевой материал (слова, словосочетания, фразы).
Воспринимать на слух речевой материал.
Воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами тексты (из 4-8 предложений), содержание которых близко опыту обучающихся, а также описательного характера или сказки.
Воспринимать на слух и воспроизводить движениями, отхлопыванием, игрой на музыкальных инструментах и игрушках четырех и более сложный ритм.
Определять характер музыкального произведения при восприятии на слух музыкальных пьес для фортепиано и других музыкальных инструментов.
Опознавать на слух песни (аудиозапись).
Воспринимать на слух и воспроизводить движениями, игрой на музыкальных инструментах различный темп музыки.
Соблюдать интонацию при произнесении всего речевого материала.
Определять при восприятии на слух голоса птиц, животных.
Определять по характеру звучания разные шумы (бытовые, характеризующие явления природы, технику…).

Учебно-тематический план


п/п
Наименование тем Общее количество часов Теоретические и практические занятия Контрольные занятия
1. Темп и характер речи 1 1
2 Поручения 1 1
3 Ритм слогосочетаний 1 1
4 Количество слогов в словах и их последовательность 1 1
5 Долгота и краткость звучания 1 1
6 Музыкальные ритмы 1 1
7 Звонки 1 1
8 Голоса птиц 1 1
9 Песня «Пусть всегда будет солнце» 1 1
10 Двух-, трехсложные ритмы 1 1
11 Двух-, четырехсложные ритмы 1 1
12 Безударное О 1 1
13 Стихотворение Н. Юрковой «Снежный ком» 1 1
14 Бытовые шумы 1 1
15 Песня «В лесу родилась елочка» 1 1
16 Диалог «Новый год» 1 1
17 Темп и характер речи 1 1
18 Направление звука 1 1
19 Сила и длительность звучания 1 1
20 Сила и краткость звучания. 1 1
21 Слитное и прерывистое звучание 1 1
22 Ритм словосочетаний 1 1
23 Высота голоса 1 1
24 Нотирование словосочетания 1 1
25 Песня «Спят усталые игрушки» 1 1
26 Трехсложные ритмы 1 1
27 Направление звука. Темп речи 1 1
28 Начало и конец словосочетаний 1 1
29 Ритм слогосочетаний 1 1
30 Нотирование словосочетаний 1 1
31 Диалог «Весна» 1 1
32 Голоса домашних животных 1 1
33 Песня «Облака» 1 1
34 Итоговый тест 1 1
Всего 34 33 1

Содержание программы предметы
Тема 1. Темп и характер речи.
Выработка умения двигательной реакции на слышимый звук (барабан, дудка, свисток). Определение темпа и характера речи (громко, тихо, медленно, быстро). Различение имен и фамилий учащихся класса.
Тема 2. Поручения.
Определение темпа и характера речи. Восприятие поручений и инструкций на слух
Тема 3. Ритм слогосочетаний.
Определение источника звучания (барабан – дудка, гармоника – бубен, металлофон – свисток). Различение и восприятие ритма слогосочетаний (та, тата, па, папа и др.)
Тема 4. Количество слогов в словах и их последовательность.
Определение числа звуковых сигналов и воспроизведение соответствующего количества сигналов на инструменте. Определение количества слогов в словах, установление их последовательности. Различение вопросов обиходно-разговорного характера.
Тема 5. Долгота и краткость звучания.
Определение долготы и краткости звучания. Определение количества слогов в словах, установление их последовательности. Различение на слух слогов, слов, коротких фраз.
Темы 6. Музыкальные ритмы.
Различение музыкальных ритмов (марш, полька, вальс). Определение и воспроизведение ритма двух-, трехсложных слов по теме «Учебные принадлежности». Различение целевых установок.
Тема 7. Звонки.
Различение на слух звонков (школьного, телефонного, в дверь, будильника). Воспроизведение речевого материала (слогов, слов, фраз) в темпе, приближенном к нормальному. Различение на слух фраз из диалога.
Тема 8. Голоса птиц.
Различение на слух голосов птиц (кукушка, дятел, синица). Восприятие и воспроизведение слогоритмической структуры речи на материале текста песни «Пусть всегда будет солнце». Восприятие песни «Пусть всегда будет солнце».
Тема 9. Песня «Пусть всегда будет солнце».
Нотирование текста песни «Пусть всегда будет солнце» (словесное ударение, паузы). Определение характера музыкального произведения.
Тема 10. Двух-, трехсложные ритмы.
Восприятие и воспроизведение двух-, трехсложных ритмов. Определение темпа и характера речи (громко, тихо, быстро, медленно). Различение знакомого по звучанию материала по теме «Учебные вещи».
Тема11. Двух-, четырехсложные ритмы.
Восприятие и воспроизведение двух-, четырехсложных ритмов. Различение и воспроизведение ударения в двух-, трехсложных словах. Диалог «В магазине».
Тема 12. Безударное «О».
Определение источника звучания (труба, гитара, пианино, баян, металлофон). Усвоение норм орфоэпии (безударное «О»). Различение поручений с предлогами в, на.
Тема 13. Стихотворение Н. Юрковой «Снежный ком»
Различение музыкальных мелодий (вальс, марш, полька). Слогоритмическая структура речи стихотворения.
Тема 14. Бытовые шумы.
Восприятие шумов (пылесос, тиканье часов, воды и т.п.) Усвоение норм орфоэпии (звонкие согласные в конце слова). Нотирование стихотворения с голоса учителя «Снежный ком»
Тема 15. Песня «В лесу родилась елочка».
Восприятие мелодии песни «В лесу родилась елочка». Различение количества предложений в тексте и их последовательность. Нотирование первого куплета песни.
Тема 16. Диалог «Новый год».
Восприятие и воспроизведение ритма. Подбор слов к заданному ритму. Нормы орфоэпии (безударное «О» и звонкие согласные на конце слов. Диалог «Новый год».
Тема 17. Темп и характер речи.
Восприятие музыкальных инструментов (скрипка – баян, дудка – свисток, баян – бубен). Темп и характер речи (быстро, медленно, громко, тихо, весело, грустно). Выполнение поручений.
Тема18. Направление звука.
Различение направления звука (справа, слева, спереди, сзади). Ритм простых слогосочетаний. Различение поручений с предлогами на, в.
Тема 19. Сила и длительность звучания.
Восприятие и воспроизведение силы и длительности звучания (долго – кратко, громко – тихо). Определять начало и конец словосочетаний по теме «Столовая» (школьная столовая, ем кашу, вкусный суп, рисовая каша, горячий чай, холодный компот). Составление предложений по теме «На кухне».
Тема 20. Сила и краткость звучания.
Восприятие и воспроизведение силы и краткости звучания. Определение количества слогов в словах, входящих в словосочетания. Восприятие шумов транспорта (трамвай, гудки автомашин, гул самолета).
Тема 21. Слитное и прерывистое звучание.
Восприятие и воспроизведение слитного и прерывистого звучания. Определение и воспроизведение ритма словосочетаний по теме «Овощи и фрукты». Выполнение поручений с предлогами над, под, около.
Тема 22. Ритм словосочетаний.
Определение характера музыкальный ритмов (марш, полька, вальс, быстро, медленно, плавно). Ритм словосочетаний по теме «Столовая, продукты питания». Различение целевых установок.
Тема 23. Высота голоса.
Различение мужского и женского пения. Определение высоты голоса (низкий, высокий, мужской, женский голос). Отгадывание загадок по теме «Учебные принадлежности».
Тема 24. Нотирование словосочетания.
Направление и сила звука. Нотирование словосочетания с голоса учителя. Выполнение поручений.
Тема 25. Песня «Спят усталые игрушки».
Различение и воспроизведение трехсложных ритмов. Восприятие мелодии песни «Спят усталые игрушки». Нотирование куплета песни «Спят усталые игрушки».
Тема 26. Трехсложные ритмы.
Направление, сила и длительность звучания. Нотирование словосочетаний с голоса учителя. Выполнение поручений с предлогами в, на, над, под, около.
Тема27. Направление звука. Темп речи.
Направление звука (справа, слева, спереди, сзади). Темп речи. Восприятие незнакомого текста.
Тема 28. Начало и конец словосочетаний.
Сила и длительность звучания неречевых и речевых сигналов. Начало и конец словосочетаний по теме «Признаки весны». Восприятие предложений, не связанных между собой.
Тема 29. Ритм слогосочетаний.
Слитное и прерывистое звучание речевых и неречевых сигналов. Воспроизведение ритма слогосочетаний. Различение поручений с предлогами в, на, около.
Тема 30. Нотирование словосочетаний.
Характер музыкальных ритмов (плавная музыка, быстрая музыка, вальс, полька). Нотирование словосочетаний по теме «Учебные вещи».
Тема 31. Диалог «Весна».
Трехсложные ритмы неречевых звучаний. Нотирование простых фраз по теме «Весна». Восприятие и воспроизведение диалога.
Тема 32. Голоса домашних животных.
Различение голосов домашних животных. Ритм словосочетаний по теме «Домашние животные». Восприятие загадок.
Тема 33. Песня «Облака».
Различение ритмов неречевых звучаний. Восприятие мелодии песни «Облака» Нотирование куплета песни «Облака».
Тема 34. Итоговый тест за год.

Средства контроля
1. Устные опросы (ежеурочно).
- Ты слышал звук?
- Ты слышал голос?
- Что слышал? Повтори.
- Что звучало?
- Как звучал ….?
- Говори громко (тихо).
- Говори долго (кратко).
- Отхлопай долгий (краткий) звук.
- Назови музыкальные инструменты.
- Подбери таблички к инструментам.
- Играй слитно (раздельно).
- Наденьте (снимите) наушники.
- Включите (выключите) микрофон.
- Если слышишь, подними руку.
- Сколько раз звучал барабан?
- Нарисуй схему.
- Сколько слогов в слове?
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?

2. Контрольная работа (тестирование).
1)Подпиши название музыкальных инструментов.

____________ _______________ _____________
2) Определи направление звука?
1. ___________________
2.____________________
3._____________________
(слева, справа, спереди, сзади)
3) Расставь цифры по порядку. Какой музыкальный ритм сейчас ты слышишь?
Вальс •
Марш •
Полька •
4) Сколько слогов в словах: мяч •, бубен •, барабан •, репа •, морковь •?
5) Найди схему к словам и фразам:

ложка кошка кошка сидит

тарелка собака собака лежит

нож

6) Определи начало и конец словосочетаний:
Школьная столовая вкусная каша бутерброд с маслом.
7) Дополни диалог. Расставь ударение. Обозначь «безударное о».
- Как тебя зōвýт?
- Меня _______ ___________.
- В каком классе ты учишься?
- Я учусь ___________ .
8) Расставь ударение в словах, выдели безударное «О». Прочитай слова и словосочетания, соблюдая нормы орфоэпии.
Лето, тепло, молоко, бабочка, ясно, солнце.

Учебно-методические средства обучения
Литература
1. Королевская Т.К. Развитие слухового восприятии слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида [пособие для учителя: в 2ч.: ч.1] / Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 153 с.
2. Кузьмичева Е.П. Развитие устной речи у глухих школьников [инструктивно-методические материалы] / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.Ю. Шевцова. – М.: НЦ ЭНАС, 2001. – 135 с.
3. Пфафенродт А.Н. Произношение [учебное пособие для 2 класса С(К)ОУ II вида] / А.Н. Пфафенродт, М.Е. Кочанова. - М.: Просвещение, 1994. – 238 с.

Дидактические материалы
1. Набор табличек с речевым материалом
2. Наборы «Лото»
3. Папки с иллюстрациями и речевым материалом «Работа над текстом», «Музыка», «Музыкальные инструменты», «Работа над ритмом», «Работа над песней», «Неречевые звучания», «Овощи – фрукты», «Продукты», «Игрушки», «Учебные вещи», «Животные», «Серии сюжетных картинок»

Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса
1. Чиркина Г.В. Произношение. Мир звуков. [Электронная версия альбома-пособия] / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская.
Сайты интернет-ресурсов:
1. http://festival.1september.ru
2. http://adalin.mospsy.ru/1_01_00/1_01_04c.shtml - игры для развития фонематического слуха
3. http://www.kindereducation.com/logos3-5.html - речевые игры
4. http://www.babyroom.narod.ru/index.html - картинки, игры
5. http://www.ourkids.ru/Logopedia/LogopediaMain.shtml
6. http://www.logoped-sfera.ru/ - журнал "Логопед" электронная версия

Оборудование
1. Компьютер
2. Музыкальные игрушки: барабан, свисток, металлофон, гармошка, бубен, дудочка, маракасы.
3. CD-диски с записями бытовых шумов, голосов животных и птиц, музыкальных произведений (вальс, марш), детских песен, сказов.
4. DVD «Караоке. Детские песни»
5. Телевизор с DVD-плеером
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: Klimova (20.03.2017) | Автор: Климова Елена Анатольевна E
Просмотров: 1820 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Елена Анатольевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024