Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 25.06.2017, 13:31

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурс педагогам
Конкурсы для детей
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» муниципального образования город Ноябрьск, а также с учетом базовой программы по социально - бытовой ориентировке (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1 – 224 с. ISBN 978-5-691-01605-9 (сб. 1) и следующими нормативными правовыми документами:
1. Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
2. Годовым учебным графиком муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2017 учебный год (приказ от 31.08.2016 г. № 253 - од);
3. Учебным планом муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2017 учебный год (приказ от 31.08.2016 г. № 259 - од);
4. Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов, коррекционных курсов в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» муниципального образования город Ноябрьск (приказ от 17.02.2015г. № 38-од);

В связи с отсутствием учебника (учебно – методического комплекта) по предмету для подготовки к урокам используются методические пособия для учителя:
1. Девяткова Т.А. Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т.А Девяткова, Л.Л.Кочетова, А.Г Петрикова, Н.М Платонова, А.М.Щербакова; под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А. Львова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.
3. Гладкая В.В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006г.
4. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г. Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).
5. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 5 класс. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.
Для учащихся:
1. З.Н. Миронюк, Н.А. Ивершина Социально-бытовая ориентировка. 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных) школ – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014г.

Программой предусмотрено проведение 8 практических работ: в I четверти – 1; во II четверти - 2; в III четверти - 2; в IV четверти – 3.
В учебном плане МКОУ «С(К)ОШ» на изучение предмета Основы социальной жизни в 5 классе отведен 1 час в неделю (34 учебные недели), что составляет 34 часа в год.
Цель изучения предмета практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Поставленные задачи определяются особенностями возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уровнем их знаний и умений.
Учебный предмет Основы социальной жизни способствует развитию и совершенствованию у обучающихся навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях.
При обучении основам социальной жизни используются следующие принципы: принцип индивидуального и дифференцированного подхода, принцип доступности обучения, принципы коррекционно-развивающей, воспитывающей направленности.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении в последующих классах (6-9 кл.), при сообщении нового материала использовать опыт обучающихся, как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
На уроках по предмету «Основы социальной жизни» предполагается использование межпредметных связей. Знания по русскому языку, чтению
применяются при чтении инструкций, справочной литературы, заполнении квитанций, бланков, записи рецептов, составлении памяток, текстов письма, заявлений и др. Без математики невозможно отмерить необходимое количество жидкости, продуктов, подсчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет семьи, оплатить коммунальные услуги. Знания, полученные на уроках мир природы и человека, необходимы для измерения температуры воды при стирке, приготовлении ванны, проветривании помещений, при уходе за комнатными растениями, обучении навыкам личной гигиены.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных, игровых, элементов проектного обучения.

Типы уроков по предмету Основы социальной жизни:
1. Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок формирования и закрепления знаний, умений (практический урок). Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок). Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
4. Урок контроля, оценки и коррекции знаний (проверочная работа, тест). Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками.
5. Комбинированный урок.
Методы и приемы обучения применяемые на уроках, зависят от темы и содержания конкретного занятия и подбираются в соответствии с психологическими, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
• Словесный (рассказ, устное изложение материала, беседа, объяснение, работа с текстом, объяснительное чтение);
• Наглядный (наблюдение, демонстрация, экскурсии);
• Практический (устные и письменные упражнения, практические работы).

Контроль за результатами освоения обучающимися программы по учебному предмету «Основы социальной жизни» осуществляется по пятибалльной системе через устный и письменный опросы, выполнение тестовых заданий, учащимися по изученной теме, разделу, выполнение практических работ, упражнений.
Виды и формы контроля:
• Текущий (беседы по вопросам, составление плана, соблюдение последовательности и точности выполнения работы, решение ситуационных задач и др.)
• Тематический (проверочные работы по разделам учебной программы)
• Итоговый
Промежуточная аттестация осуществляется через выполнение тестовых заданий.
Выполнение национально-регионального компонента (НРК) будет осуществляться за счет включения в содержание уроков сведений о жизни и быте народов Севера, природе нашего края, дополняющих изучаемую тему и составляет в 5 классе 5 часов в год, из них в I четверти – , во II четверти – 2 часа, в III четверти 2 часа, в IV четверти 1 час.

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе

Раздел Основные требования к знаниям и умениям учащихся

ВВЕДЕНИЕ Учащиеся должны иметь представление о предмете Основы социальной жизни его значении.
Учащиеся должны знать:
правила поведения в кабинете; правила ОТ и ТБ,
санитарно-гигиенические требования на занятиях.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила поведения в кабинете, правила ОТ и ТБ, санитарно-гигиенические требования на занятиях
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ Учащиеся должны иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека.
Учащиеся должны знать:
последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила соблюдения гигиены тела; периодичность и правила чистки зубов;
периодичность и правила чистки ушей; правила содержания личных вещей; правила освещения помещения; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.
Учащиеся должны уметь:
совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности; ухаживать за телом; соблюдать правила содержания личных вещей; беречь зрение.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ Учащиеся должны знать:
виды медицинской помощи.
способы измерения температуры тела.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться термометром.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ Учащиеся должны иметь представление об особенностях разных видов одежды;
роли одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека.
Учащиеся должны знать:
виды одежды, головных уборов; правила ухода за одеждой; основные виды магазинов одежды, их назначение; правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов.
Учащиеся должны уметь:
различать одежду в зависимости от пола и возраста, назначения, способа ношения, сезона, вида тканей; подбирать головной убор по сезону; сушить мокрую одежду; чистить одежду; подготавливать одежду к хранению; различать обувь в зависимости от назначения; подбирать крем и чистить кожаную обувь; чистить замшевую и текстильную обувь; сушить мокрую обувь; чистить обувь; подготавливать обувь к хранению.

ЖИЛИЩЕ Учащиеся должны знать:
виды жилых помещений в городе и деревне; виды жилых комнат, нежилых помещений;
виды коммунальных удобств в городе и сельской местности.
виды нагревательных приборов; назначение кухонных принадлежностей, посуды, белья;
правила ухода за кухонными принадлежностями, кухонным бельем; правила пользования и ухода за посудой;
санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой.
Учащиеся должны уметь:
Соблюдать правила техники безопасности пользования нагревательными и электробытовыми приборами;
мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;
пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.
ПИТАНИЕ Учащиеся должны иметь представление о значении продуктов питания для здоровья человека, питательных веществах, содержащихся в основных продуктах питания; влиянии правильного питания на здоровье человека; о значении первых, вторых и третьих блюд в питании; стоимости основных продуктов питания; о значении хлебобулочных изделий в питании; вторичном использовании черствого хлеба.
Учащиеся должны знать:
назначение магазинов по продаже продуктов питания; основные отделы в продуктовых магазинах; назначение кухонных принадлежностей и посуды, правила пользования; правила хранения хлебобулочных изделий; виды бутербродов; правила пользования ножом; санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи; правила заваривания чая, кофе; правила сервировки стола к завтраку; правила поведения за столом.
Учащиеся должны уметь:
приготовить по рецепту блюдо из черствого хлеба; резать ножом продукты для бутербродов; строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами; пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности; заварить чай, кофе; накрывать стол с учетом конкретного меню; правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу.

ТРАНСПОРТ Учащиеся должны знать:
виды городского транспорта; правила поведения в городском транспорте.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила поведения в городском транспорте, оплачивать проезд.
СЕМЬЯ Учащиеся должны иметь представление:
о понятии «семья»; составе семьи.
Учащиеся должны знать:
состав своей семьи, имена, отчества родителей и близких родственников;
место работы, должность родителей.
ПОВТОРЕНИЕ Учащиеся должны знать
учебный материал 5 класса по всем разделам программы
Учащиеся должны уметь:
выполнить тестовое задание.

Содержание тем учебного предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе

Тема / количество часов/ практических работ / экскурсий
ВВЕДЕНИЕ / 1 / - / -
Содержание и значение предмета Основы социальной жизни. Правила поведения, ОТ и ТБ, санитарно-гигиенические требования на занятиях.
Учащиеся должны иметь представление о предмете Основы социальной жизни его значении.
Учащиеся должны знать:
правила поведения в кабинете; правила ОТ и ТБ,
санитарно-гигиенические требования на занятиях.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила поведения в кабинете, правила ОТ и ТБ, санитарно-гигиенические требования на занятиях
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ / 5 / - / -
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение.
Личные вещи для совершения туалета правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.
Гигиена тела. Уход за телом.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером.
Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач.
Учащиеся должны иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека.
Учащиеся должны знать:
последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила соблюдения гигиены тела; периодичность и правила чистки зубов;
периодичность и правила чистки ушей; правила содержания личных вещей; правила освещения помещения; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.
Учащиеся должны уметь:
совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности; ухаживать за телом; соблюдать правила содержания личных вещей; беречь зрение.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / 2 / 1/ -
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Практическая работа. Измерение температуры тела.
Учащиеся должны знать:
виды медицинской помощи.
способы измерения температуры тела.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться термометром.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ / 6 /2 / 1
Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения, способа, сезона, вида тканей.
НРК. Одежда, головные уборы коренных народов Севера.
Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение.
Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека.
Значение опрятного вида человека. Уход за одеждой. Практическая работа. Чистка одежды щеткой, подготовка к хранению.
Магазины по продаже различных видов одежды. Экскурсия в магазин «Одежда»
Обувь. Виды обуви. Хранение обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов.
Чистка обуви. Сушка обуви. Практическая работа. Чистка и сушка обуви.
Учащиеся должны иметь представление об особенностях разных видов одежды;
роли одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека.
Учащиеся должны знать:
виды одежды, головных уборов; правила ухода за одеждой; основные виды магазинов одежды, их назначение; правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов.
Учащиеся должны уметь:
различать одежду в зависимости от пола и возраста, назначения, способа ношения, сезона, вида тканей; подбирать головной убор по сезону; сушить мокрую одежду; чистить одежду; подготавливать одежду к хранению; различать обувь в зависимости от назначения; подбирать крем и чистить кожаную обувь; чистить замшевую и текстильную обувь; сушить мокрую обувь; чистить обувь; подготавливать обувь к хранению.

ЖИЛИЩЕ / 5 / 1/ -
НРК. Жилище коренных народов Севера.
Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды жилья: собственное и государственное. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах.
Планировка жилища. Виды жилых комнат. Виды нежилых помещений. Назначение жилых комнат и нежилых помещений.
Кухня. Нагревательные и электробытовые приборы на кухне. Правила техники безопасности пользования электробытовыми приборами. Кухонная мебель: названия, назначение.
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Правила ухода и хранения.
Практическая работа. Чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды.
Учащиеся должны знать:
виды жилых помещений в городе и деревне; виды жилых комнат, нежилых помещений;
виды коммунальных удобств в городе и сельской местности.
виды нагревательных приборов; назначение кухонных принадлежностей, посуды, белья;
правила ухода за кухонными принадлежностями, кухонным бельем; правила пользования и ухода за посудой;
санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой.
Учащиеся должны уметь:
Соблюдать правила техники безопасности пользования нагревательными и электробытовыми приборами;
мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;
пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.

ПИТАНИЕ / 12 / 4 / 1
НРК. Основная пища коренных народов Севера.
Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания.
Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах.
Виды продуктов питания. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине. Экскурсия в магазин «Продукты»
НРК. Место приготовления пищи в чуме.
Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи.
Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение. Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки.
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба.
Практическая работа. Приготовление блюда из черствого хлеба.
Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе.
Практическая работа. Приготовление бутербродов.
Напитки для завтрака. Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе. Практическая работа. Заваривание чая.
Посуда для завтрака. Сервировка стола. Практическая работа. Сервировка стола к завтраку.
Правила этикета за столом.
Учащиеся должны иметь представление о значении продуктов питания для здоровья человека, питательных веществах, содержащихся в основных продуктах питания; влиянии правильного питания на здоровье человека; о значении первых, вторых и третьих блюд в питании; стоимости основных продуктов питания; о значении хлебобулочных изделий в питании; вторичном использовании черствого хлеба.
Учащиеся должны знать:
назначение магазинов по продаже продуктов питания; основные отделы в продуктовых магазинах; назначение кухонных принадлежностей и посуды, правила пользования; правила хранения хлебобулочных изделий; виды бутербродов; правила пользования ножом; санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи; правила заваривания чая, кофе; правила сервировки стола к завтраку; правила поведения за столом.
Учащиеся должны уметь:
приготовить по рецепту блюдо из черствого хлеба; резать ножом продукты для бутербродов; строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами; пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности; заварить чай, кофе; накрывать стол с учетом конкретного меню; правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу.
ТРАНСПОРТ 1 /- / -
НРК. Транспорт народов Севера.
Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.
Учащиеся должны знать:
виды городского транспорта; правила поведения в городском транспорте.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила поведения в городском транспорте, оплачивать проезд.
СЕМЬЯ 1 /- / -
Родственные отношения в семье. Состав семьи.
Учащиеся должны иметь представление:
о понятии «семья»; составе семьи.
Учащиеся должны знать:
состав своей семьи, имена, отчества родителей и близких родственников;
место работы, должность родителей.
ПОВТОРЕНИЕ 1 /- / -
Повторение изученного материала за учебный год (тестирование).
Учащиеся должны знать
учебный материал 5 класса по всем разделам программы
Учащиеся должны уметь:
выполнить тестовое задание.

Источник: https://cloud.mail.ru/public/Dc9H/GLsyQV48W
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: vfhbz (26.03.2017) | Автор: Кораблева Ольга Викторовна E
Просмотров: 81 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
Уважаемая Ольга Викторовна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт,возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

2  
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017