Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 05:28

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и техники речи для обучающихся с нарушением слуха 1 класс вариант 1.2.
Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии требованиям и рекомендациям примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся вариант 1.2. Одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Одним из условий обучения устной речи является развитие речевого слуха, который формируется в процессе специальной слуховой тренировки при использовании звукоусиливающей аппаратуры.
Работа по развитию устной речи (ее восприятия и воспроизведения) строится дифференцированно на основе выявленных в комплексном обследовании возможностей и резервов в развитии слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи, произносительных навыков, с учетом уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей учащихся.
Специальная работа по развитию речевого слуха предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать не только на слух, но и слухо-зрительно, речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал.
Цель: формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно - рефлекторных связей восприятия устной речи.
Задачи обучения:
1. Интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у глухих и слабослышащих учащихся;
2. Усиление слухового компонента в слухо – зрительном восприятии устной речи;
3. Обогащение представлений о звуках окружающей действительности;
4.Ориентация глухих и слабослышащих детей с использованием полисенсорной основы восприятия окружающей среды;
5. Применение звукоусиливающей аппаратуры, адекватной слуховым возможностям учащихся;
6. Использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения;
7. Совершенствование навыка обобщения на слухо-зрительной основе восприятия и продуцирования речи.
Организация работы по программе.
Развитие слухового восприятия у учащихся школы I вида требует организации специальной дефектологической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения I вида предусмотрены часы дефектологических занятий.
Работа по развитию речевого слуха происходит в 3 этапа:
1 этап-первоначальный период
(подготовительный - I классы).
На занятиях происходит обучение учащихся различению и опознаванию речевого материала на слух: слов, словосочетаний, фраз, текстов. Основные способы восприятия слухо – зрительный и слуховой. Дактильная форма речи используется как вспомогательное средство при незнании учащимися состава слова. Широко используется таблички с печатным текстом.
2 этап - Основной период
(II- IY классы).
На занятиях основной речевой материал воспринимается слухо - зрительно. Дактильная форма речи используется как вспомогательное средство. Ученики учатся не только опознавать на слух довольно большой объем знакомого по звучанию речевого материала.
Основной формой обучения являются фронтальные занятия. На занятиях используются различные виды деятельности (выполнение поручений, составление аппликаций, работа с фигурками, рассыпным текстом, слуховые диктанты), способствующие уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух, и поддержанию у учащихся интереса к занятиям.
Систематический курс развития слухового восприятия в 1 классе рассчитан на 66 часов, по 1 ч в неделю. Продолжительность урока в 1 классе - 40 минут.
На занятиях глухие школьники учатся вслушиваться в речевой образ (речь взрослого, товарищей), узнавать на слух знакомые по звучанию слова и фразы, узнавать отдельные элементы в словах, впервые предлагаемых на слух, по которым смогут воспроизвести слова приближенно или точно.
Количество часов указанных в программе постоянное и не может варьироваться в зависимости от степени снижения слуха и усвоения материала детьми
Структура коррекционного занятия:
Структурно каждое занятие дефектолога включает 3 части:
- организационную - направленную на формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти).
- основную - включающую в себя основное содержание предстоящего занятия (упражнения для развития остаточных слуховых возможностей; упражнения для развития высоты и силы голоса; упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; упражнения над слитностью произнесения; работа над ритмами; работа над темпом; работа над интонационной стороной речи; работа над словом и фразой; работа над текстом; обогащение и активизация словарного запаса).
Не обязательно присутствие всех видов деятельности на каждом занятии. Их количество, чередование и последовательность зависит от этапа работы, целей конкретного занятия и от работоспособности ребенка.
- завершающую - предназначенную для поощрения деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы:
Восполнение недостающих компонентов слуха происходит за счёт специальной организации восприятия. Недостающий слух восполняется путём использования звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов, усиливается работа зрительного анализатора и формирования зрительных образов слов. В обучении применяется метод чтения с губ, глобальное чтение, дактильная и жестовая речь, а также естественные экспрессивные средства, выполняющие функции передачи эмоций: мимика, жесты.
Важно приучить глухих школьников воспринимать на слух речевой материал в разных комбинациях. Это поможет научить их вслушиваться в образец, моделировать высказывание.
Структурное содержание курса:
Содержание специального обучения слуховому восприятию включает ряд разделов: работа над структурой слова; работа над фразой; работа над различением на слух фраз, словосочетаний, слов, незнакомых по звучанию;
работа над речевым дыханием; работа по восприятию и различению (3-4х. сложных) ритмов; работа над внятностью произношения отдельных слов, фраз, текстов; работа над составлением предложений по вопросам и картинкам; работа над выразительностью речи; работа над орфоэпическими нормами произношения.
Работа по развитию речевого дыхания направлена на формирование и развитие у учеников навыка правильного пользования речевым дыханием; воспроизведения слитно на одном выдохе слова и коротких фразы, членения фразы на синтагмы.
Работа над голосом предполагает формирование и развитие у учеников навыка пользования голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте.
Работа над звуками и их сочетаниями направлена на формирование и развитие у учеников навыков правильного воспроизведения звукового состава речи.
Работа по восприятию и различению ритмов. Используются графические изображения для различения и воспроизведения двусложных, трехсложных ритмов. Так же используем музыкальные и шумовые инструменты для воспроизведения ритмического рисунка.
Работа над выразительностью речи. Проговаривание чистоговорок. Слитное произношение слов, послоговое (по частям) с относительным соблюдением звукового состава слова. Произнесение небольших фраз на одном выдохе.
Работа над орфоэпическими нормами произношения. Составление транскрибирование слова, фонетический разбор, словесное ударение, безударные гласные в корне слова. Работа с парными согласными (по звонкости – глухости, мягкости - твердости).
Работа над составлением предложений по вопросам и картинкам. Описание предмета. Вставь в предложение пропущенное слово. Дописывание окончаний в словах предложения. Составь предложения по данному началу. Составления предложения, используя данные слова. Соотношение картинок с предложениями. Вписывание слов в предложения в нужной форме.
Основное содержание программы.

Примерные темы: «Моя семья», «Осень», «Овощи и фрукты», «Наша школа» «Дикие и домашние животные», «Столовая и чайная посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Весна», «Части тела», «Зимние забавы детей», «Одежда и головные уборы». Различать и распознавать слова при выборе из двух типа: дом-собака; при выборе из трех типа: дом-собака-тетрадь; при выборе из четырех типа: дом-собака-тетрадь-мяч. Фразы, связанные с организацией занятий, с математическими представлениями.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса:
Предметными результатами изучения курса «Развития слухового восприятия» является сформированность перечисленных ниже умений.
Обучающиеся должны уметь:
-различать и распознавать слова при выборе из двух, трех, четырех, пяти;
- различать и опознавать на слух простые слова;
- пользоваться голосом нормальной высоты и силы;
- воспринимать на слух фразы, словосочетания и слова, знакомые по звучанию;
- различать и опознавать на слух предложения с однородными членами;
-соотношение табличек слов с предметом;
- читать и отвечать на вопросы.
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: zakharchenkonatasha (06.02.2017) | Автор: Захарченко Наталья Александровна E
Просмотров: 1237 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Наталья Александровна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024