Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 23.10.2017, 01:59

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
Конкурс педагогам
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа по развитию речи для 4 "Б" класса на 2016 - 2017 учебный год
Государственное краевое бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат для детей с нарушением слуха и речи»,
отделение на Казахской,71.

СОГЛАСОВАНО
Протокол метод. объединения
УТВЕРЖДАЮ
Завуч по УР
№ 1 от 31.08.2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию речи
ДЛЯ 4 «Б» КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебный план для 1 вида

Разработчик программы:
учитель начальных классов
Давыдова Е. К.


Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию речи составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, Москва: Просвещение, 2003.
На предмет «Развитие речи» отводится 136 часов по 4 часа в неделю и обеспечивается учебником Л. П. Носкова, И. В. Колтуненко Русский язык (учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида), Москва: Просвещение, 2007.
Программа предусматривает обучение языку в условиях педагогически организованного общения (коммуникативная система) ученика с окружающими его людьми (учителем, товарищем, воспитателем и др.). Используя потребность глухого ребенка в общении, педагог (учитель, воспитатель) формирует у него общепринятое средство общения — словесную речь. В процессе овладения коммуникацией (общением) школьник осваивает язык, который становится для него средством общения, обучения, познания, мышления. Обучение языку осуществляется всеми педагогами, участвующими в учебном процессе, в условиях различных видов деятельности в классе и интернате, в урочные и внеурочные часы.
Сущность работы заключается в формировании речи как средства общения. Воспитание речевого поведения, являющееся центральной задачей обучения детей в младших классах, предполагает формирование речевой активности школьника, желания и умения вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на нее на основе словесной речи. Продуктивность общения словесными средствами определяется не только пониманием школьниками того или иного слова, фразы, но и умением поль¬зоваться ими в разных условиях коммуникации.
Обучение глухих детей языку в условиях коммуникативной системы — это обучение речевой деятельности разных видов: говорения (разговорной и монологической речи), письма, чтения, слушания (в доступных пределах). Овладение каждым видом речевой деятельности требует формирования у детей потребности в речи, обеспечения мотивированности самого высказывания в каждом конкретном случае, обучения планированию высказывания, отбору средств и способов его осуществления. Дети одновременно овладевают фонетикой, лексикой, грамматикой, орфографией языка в условиях пользования речью как средством общения.
В содержание раздела «Развитие речи» входят развитие разговорной и связной (устной и письменной) речи, работа над словарным составом и грамматическим строем языка, а также формирование произношения. На одном и том же уроке развития речи учитель работает над разговорной речью, над структурой предложения и словарным составом, слухо и слухо-зрительным восприятием речи и произношением.
Сущность работы по развитию речи заключается в развитии способа общения, в воспитании речевого поведения, в формировании речевой деятельности. Организуя разные виды деятельности детей, создавая у них потребность в общении, учитель сообщает нужные в данный момент речевые формы. Многократность повторения их детьми в сходных ситуациях, в разных видах деятельности способствует усвоению речевого материала. Деятельностный характер процесса речевого развития глухих школьников сочетается с учетом индивидуальных особенностей детей (при выборе форм организации учебного процесса, отборе содержания работы класса, при использовании форм речи).
Применительно к каждой четверти указаны основные темы, общие для обучения связным высказываниям, которые конкретизируются учителем с учетом событий, происходящих в классе, городе, семье; имеющихся наблюдений и впечатлений детей; особенностей бытовой, игровой, предметной деятельности; с использованием материла, изучаемого на уроках ППО, чтения, ознакомления с окружающим миром, природоведения. Постепенно опора на личный опыт, предметно-практическую деятельность (ППД) становится меньшей. Школьники обучаются не только рассказывать, но и объяснять, сопоставлять, привлекая знания, полученные из книг, просмотренных фильмов, жизненного опыта.
Для повышения эффективности обучения глухих детей связной речи на уроках развития речи необходимо использовать различные виды ППД (зарисовку, работу с подвижными фигурками, изготовление из деталей аппликаций и макетов). Серии картинок, аппликации, сделанные школьниками, позволяют им определять содержание будущего высказывания, а на этапе составления рассказа становятся картинным планом. Опора на ППД позволяет учащимся перераспределять внимание между программой высказывания и средствами ее реализации, сосредоточиваться при рассказе (устном или письменном) на средствах выражения мыслей.
Программа предусматривает обучение школьников высказываниям как в устной, так и в письменной форме. Это важно не только для формирования разных форм речевой деятельности, но и для развития самостоятельности в высказывании, а также для более полного использования учебного времени (при устно – дактильной форме обычно имеет место очередность в высказываниях, при письме же все ученики работают одновременно). Для проверки собственных высказываний учащиеся используют дактильную форму речи.

Предметные результаты учащихся на конец учебного года

Ученик научится:
Начинать, продолжать, заканчивать беседу или изменять ее тему: Я хочу сообщить (узнать, выяснить, добавить, уточнить, возразить, поговорить о другом...); Я хочу рассказать о...; Я хочу спросить о... .
Выражать согласие, несогласие с высказыванием собеседника: Я думаю так же (иначе, по-другому); Ты прав (неправ, ошибаешься); Докажи, что...; Я (не) согласен с тобой (с Вовой, с вами).
Отвечать на вопрос кратко или развернуто с учетом ситуации или всего контекста диалога.
Выражать понимание или непонимание в ходе беседы: Я понимаю (не понимаю, мне непонятно), что это значит; Повторите, пожалуйста; Объясните, что значит...; Как сказать по-другому; Приведи(-те) примеры.
Выражать оценку, отношение к сказанному собеседником (внятность, грамотность, полнота, доказательность, точность вопроса, ответа, сообщения).
Использовать в устной или письменной форме речевые обороты: Главное заключается в том, что...; Из всего следует, что...; Основная мысль состоит в том, что...; Все это означает, что...; Из всего можно сделать вывод, что... .
Выражать в речи смысловые отношения, используя простые и сложные предложения: Я приготовил(-а) ужин. В это время пришла с работы мама. Когда я приготовил(-а) ужин, с работы пришла мама. Он пропустил урок по болезни. 0н пропустил урок потому, что был болен. Он был болен, поэтому пропустил урок. Если будешь на уроке невнимателен, то домашнее задание будет трудно выполнить. На уроке будешь невнимателен, значит, домашнее задание будет трудно выполнить. Бабушка живет в большом городе. Он находится в Сибири. Бабушка живет в большом городе, который находится в Сибири. Я занимаюсь спортом для здоровья. Я занимаюсь спортом, чтобы быть здоровым.
Строить и использовать в речи структуры с опорными словами: не только..., но и...; чем больше (чаще, лучше)..., тем...; у него... (что-либо негативное), зато... (что-то позитивное).
Объединять последовательно описываемые события в связное синтаксическое целое, используя различные связки: вдруг, неожиданно, а затем, одновременно, точно так же, после всего, несмотря на..., как только... .
Использовать в речи глаголы совершенного и несовершенного вида с учетом продолжительности, законченности или повторяемости действия.
Заменять в связном тексте повторяющиеся существительные личными местоимениями.
Описывать отдельные события, явления, предметы или сравнивать их между собой.
Составлять рассказы о выполненных действиях, по картине, на заданную тему.
Писать изложение проработанного с учителем текста по коллективно составленному плану, используя по выбору синонимические замены к отдельным предложениям, распространяя или сокращая объем прочитанного рассказа с сохранением сюжетной линии.
Составлять тексты записок, поздравительных открыток, вести записную книжку. Предлагать тему для коллективного обсуждения, аргументировать свои высказывания, выражать отношение к словам собеседника, продолжать или прерывать беседу: Давайте поговорим о...; Я хотел(-а) бы рассказать о...
Строить вопросительные предложения и отвечать на них при отсутствии вопросительного слова: Ты самостоятельно решил задачу? Да, самостоятельно. Ты провел каникулы на даче? Да, на даче.

Ученик получит возможность научиться:
Писать сочинение с элементами рассуждения.
Писать изложение самостоятельно прочитанного рассказа после коллективного анализа содержания и выбора вариативных способов выражения смысла текста.

Универсальные учебные действия.
Личностные УУД:
1. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
2. Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
3. Развитие эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
4. Развитие основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, народ и историю.
Регулятивные УУД:
1. С помощью учителя и самостоятельный учет выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
2. Выполнение учебных действий в материализованной, речевой и умственной форме.
3. Адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
1. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
2. Осуществление записи выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.
3. Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов текстов.
4. Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
1. Формулировка собственного мнения и позиции.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
3. Построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что партнёр знает, а что нет.
4. Задавание вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
5. Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Тематическое планирование.
I четверть.
Воспоминания о летних каникулах. Интересный случай. Школьная перемена. Ход урока. Семья. Новый друг (подруга). Осенняя природа. Любимое занятие.
II четверть.
Осенние каникулы. Интересный кинофильм. Школьный праздник. Дежурство в классе (в столовой, в мастерской). Мой дом. Зимняя природа. Из жизни животных.
III четверть.
Зимние каникулы. Любимая книга. Моя улица. Выходной день. Посещение магазина. Городской транспорт. Соседи. Описание животного.
IV четверть.
Весенняя природа. Увлечения. Праздники. Любимый учебный предмет. Интересное событие. Правильный поступок. Мой город. Интересная экскурсия. Планы на лето.
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: davelena1982 (18.05.2017) | Автор: Давыдова Елена Константиновна E
Просмотров: 82 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Елена Константиновна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
fara1410


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017