Рабочая программа по математике для 6 класса 4 часа в неделю, из них 3 часа математики и 1час геометрического материала (всего 136 часов)
Составитель: учитель математики Хайбрахманова Гульшат Миргазияновна г. Ноябрьск, ЯНАО
2016-2017 уч. г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике составлена на основе базовой программы по математике для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида; авторы: М.Н.Перова, В.В.Эк, Т.В. Алышева; (Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов, Сборник №1) Под редакцией В.В. Воронковой: Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2011 год; допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: МАТЕМАТИКА 6 авторов Г.М.Капустиной и М.Н.Перовой, учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; рекомендовано Министерством образования Российской Федерации; Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2016 года; и рабочей тетради по математике для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; допущено Министерством образования и науки Российской Федерации; Москва издательство «Просвещение» 2013 года ( приказ от 03.04.2015 г. №81- од). Данный учебник по своему содержанию в полном объёме соответствует учебной программе 6 класса. Программа рассчитана на 136 часов в год (часов в неделю, из них 1 час на изучение геометрического материала). Программой предусмотрено проведение: 8 контрольных работ, организация текущих самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы: • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личных качеств; • использовать процесса обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся 6 класса и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Специальная задача коррекция речи и мышления школьников с ограниченными возможностями является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное и эстетическое воспитание.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, и опираются на вычислительные умения и навыки учащихся, полученных на уроках математики 5 класса, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание обучения математике имеет предметно - практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся. В рабочей программе сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса, предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. …испытывают значительные затруднения при усвоении программного материала, поэтому для них необходима дифференциация учебных требований. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоя¬тельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. Самостоятельное составление и преоб¬разование задач помогает усвоению ее структурных компонентов и общих приемов работы над задачей. Для организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики и во внеурочное время возможно использование рабочих тетрадей на печатной основе в целях усиления коррекционной и практической направленности обучения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса.
Учащиеся должны знать: • Десятичный состав чисел в пределах 1000000 • Разряды и классы • Основное свойство обыкновенных дробей • Зависимость между расстоянием, скоростью и временем • Различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве • Свойства граней и ребер куба и бруса
Учащиеся должны уметь: • Устно складывать и вычитать круглые числа • Читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1000000. • Чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы; вписывать в нее числа; сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее • Округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000000 • Складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10000, выполнять деление с остатком • Выполнять проверку арифметических действий • Выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы • Сравнивать смешанные числа • Заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами • Складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями • Решать простые задачи составные задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел • Чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые, на заданном расстоянии • Чертить высоту в треугольнике • Выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса
ПРИМЕЧАНИЯ. Обязательно: • Уметь читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше- меньше) числа в пределах 1000000 • Округлять числа до заданного разряда • Складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10000 • Выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 • Письменно складывать, вычитать числа, полученные при измерении, единицами стоимости, длины, массы • Читать, записывать под диктовку обыкновенные дроби смешанные числа, знать виды обыкновенных дробей, сравнивать с единицей • Узнавать случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве
Содержание тем учебного предмета по математике в 6 классе Тема \ количество часов \ количество проверочных работ \ количество контрольных работ 1 Раздел1. Тысяча (27 \10\2) Геометрический материал (9\ 1 \ 0 ) Нумерация. Нумерация чисел в пределах 1 000 . Получение единиц, де¬сятков, сотен тысяч в пределах 1 000. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000.Получение четырехзначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись под диктовку, изображение на каль¬куляторе. Разряды: единицы, десятки, сотни. тысяча; нумераци¬онная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел. Округление чисел до единиц, десятков, сотен. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, тысячи в числе. Числа простые и составные. Обозначение римскими цифрами чисел ХШ-ХХ. Преобразование чисел, полученных при измерении величин до 1000. Сложение и вычитание, умножение и деление чисел до 1000. В итоге работы над темой дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: уметь образовывать числа из десятков и отдельных единиц и правильно назвать числа в пределах 1 000 и уметь определять количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, тысячи в числе. знать порядок следования чисел при счёте и уметь практически выполнять счёт предметов по одному и используя группировку предметов в десятки; уметь сравнивать числа, используя разные знания по нумерации; знать различие между устным и письменным сложением и вычитаемым чисел в пределах 1 000, уметь выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания; усвоить понятие числового выражения, находить значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения; закреплять умения решать и составлять простые и составные задачи в два- три действии; понимать конкретный смысл действий умножения и деления, знать название компонентов и результата каждого из этих действий; уметь решать простейшие задачи на умножение и деление; знать переместительное свойство умножения и уметь применять его при вычислениях. Знать, как связаны между собой компоненты и результаты действий умножения и деления; знать правила о порядке выполнения арифметических действий в выражениях без скобок и со скобками; уметь применять эти правила при нахождении значений выражений; уметь умножать и делить на 1; знать приёмы умножения и деления с числами 10, 100; Геометрический материал. Взаимное положение прямых на плоскости. Уровень, отвес. Различие треугольников по длинам сторон. Периметр многоугольника. Круг. Окружность. В итоге работы над темой дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: Взаимное положение прямых на плоскости ( прямые пересекающиеся, перпендикулярные, параллельные); Знать применение уровня и отвеса для определения вертикального и горизонтального направлений; Знать периметр многоугольника, обозначение Р; Уметь различать и строить треугольники с помощью циркуля и линейки, находить его периметр по длинам сторон ; Уметь различать круг и окружность, строить окружность по радиусу и по диаметру.
2 Раздел 2 Нумерация многозначных чисел (миллион) (15 \ 7 \2) Геометрический материал.(5\ 3 \0) Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, де¬сятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи). Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись под диктовку, изображение на каль¬куляторе. Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумераци¬онная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел. Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные. Обозначение римскими цифрами чисел ХШ-ХХ. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. В итоге работы над темой дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: уметь образовывать числа из разрядов и отдельных единиц и правильно назвать числа в пределах 1 000 000 и уметь определять количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен тысяч в числе. знать порядок следования чисел при счёте и уметь практически выполнять счёт предметов по одному и используя группировку предметов в десятки; уметь сравнивать многозначные числа, используя разные знания по нумерации; уметь округлять чисел до единиц, десятков, сотен тысяч; знать различие между устным и письменным сложением и вычитаемым чисел в пределах 10 000(легкие случаи)., уметь выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания; усвоить понятие числового выражения, находить значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения; закреплять умения решать и составлять простые и составные задачи в два- три действии: усвоить сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. Геометрический материал Взаимное положение прямых на плоскости. Высота треугольника. Построение треугольника по трём сторонам. В итоге работы над темой дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: Знать взаимное положение прямых на плоскости ( прямые пересекающиеся, перпендикулярные, параллельные); Уметь строить высоту треугольника; Знать алгоритм построения треугольника по трём сторонам с помощью циркуля и линейки, находить его периметр по длинам сторон. 3 Раздел 3 Обыкновенные дроби 19\ 6 \ 1) Геометрический материал ( 7 \ 0 \ 0) Обыкновенные дроби. Образование смешанного числа. Сравнение смешанных чисел. Основное свойство дроби. Преобразование обыкновенных дробей. Нахождение части от числа. Нахождение нескольких частей от числа. Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел. В итоге работы над темой дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: Знать обыкновенные дроби, образование смешанного числа Уметь сравнивать смешанные числа; Знать основное свойство дроби, уметь выполнять преобразования обыкновенных дробей, Знать нахождение части от числа и нескольких частей от числа, Уметь выполнять сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; Уметь выполнять сложение и вычитание смешанных чисел. Геометрический материал Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. Уровень и отвес. Параллельные прямые. Построение параллельных прямых. Куб, брус, шар. В итоге работы над темой дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: Знать взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное Уметь использовать уровень и отвес для определения направлений: вертикальное, горизонтальное, наклонное Знать параллельные прямые, уметь выполнять построение параллельных прямых, знаки ║ и ┴ Знать куб, брус, шар - геометрические тела, элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства 4 Раздел 4 Умножение и деление многозначных чисел ( 16 \ 9 \ 1 ) Геометрический материал ( 5 \ 3 \ 0 ) Скорость. Время. Расстояние. Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. Деление с остатком В итоге работы над темой дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: Знать компоненты задачи на движения; скорость , время, расстояние, уметь решать простые и составные арифметические задачи. Знать приёмы умножения многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки, уметь решать простые и составные арифметические задачи. Знать приёмы деления многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки, уметь решать простые и составные арифметические задачи. Знать приёмы деления с остатком, уметь выполнять проверку действия. уметь решать простые и составные арифметические задачи. Геометрический материал. Куб, брус - геометрические тела. Масштаб. В итоге работы над темой дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: знать геометрические тела: куб, и брус, элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства; знать построение фигур, используя масштаб увеличения и масштаб уменьшения размеров. знать построение треугольника по трём сторонам; 5 Раздел 5 Повторение ( 25\ 8 \ 2 ) Геометрический материал ( 8 \ 2 \ 0 ) Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение чисел из разрядных слагаемых. Разложение числа на разрядные слагаемые. Округление чисел до десятков, сотен тысяч. Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10 000. Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. Составные задачи на встречное движение двух тел. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы. Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. В итоге работы над темой дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: Знать нумерацию чисел в пределах 1 000 000, уметь применять при сравнении многозначных чисел; Знать получение чисел из разрядных слагаемых, уметь выполнять разложение числа на разрядные слагаемые; Знать округление чисел до десятков, сотен тысяч, уметь применять при устном и письменном сложении и вычитании чисел в пределах 10 000. Знать умножение и деление многозначных чисел на однозначное число, уметь применять при решении составных задач на встречное движение двух тел; Знать сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; Уметь решать простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. Знать приёмы устного и письменного сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы Геометрический материал. Различие треугольников по видам углов. Взаимное положение прямых на плоскости. Высота треугольника. Куб. Брус. Масштаб. В итоге работы над темой дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: Уметь чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии; Знать взаимное положение прямых на плоскости ( прямые пересекающиеся, перпендикулярные, параллельные); Уметь строить высоту треугольника; Знать алгоритм построения треугольника по трём сторонам с помощью циркуля и линейки, находить его периметр по длинам сторон. Знать взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное Уметь использовать уровень и отвес для определения направлений: вертикальное, горизонтальное, наклонное Знать параллельные прямые, уметь выполнять построение параллельных прямых, запись со знаком ║ Знать куб, брус, шар - геометрические тела, элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства.
Учебно-тематический план по математике для 6 класса.
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов 1 Раздел1 Тысяча Геометрический материал. 27 9 1 Взаимное положение прямых на плоскости. Знаки ║ и ┴ 1 2-4 Нумерация. 3 5 Взаимное положение прямых на плоскости. Знаки ║ и ┴ 1 6-7 Простые и составные числа. 2 8 Округление чисел до десятков, сотен. 1 9 Различие треугольников по длинам сторон и углов. 1 10 Округление чисел до десятков, сотен. 1 11-12 Арифметические действия с целыми числами. 2 13 Различие треугольников по длинам сторон и углов. 1 14-15 Арифметические действия с целыми числами. 2 1 16 Контрольная работа №1 1 17 Периметр многоугольника 1 18-20 Арифметические действия с целыми числами. 3 21 Периметр многоугольника. 1 22 Простые арифметические задачи. 1 23-24 Преобразование чисел, полученных при измерении величин. Сложение и вычитание. 2 25 Круг. Окружность. 1 26 Преобразование чисел, полученных при измерении величин. Сложение и вычитание. 1 27-28 Простые арифметические задачи. 2 29 Круг. Окружность. 1 30-31 Преобразование чисел, полученных при измерении величин. Сложение и вычитание. 2 32 Контрольная работа №2 1 1 33 Круг. Окружность. 1 34-35 Преобразование чисел, полученных при измерении величин. Сложение и вычитание. 2 36 Простые арифметические задачи. 1 2 Раздел 2 Нумерация многозначных чисел (миллион) Геометрический материал. 15 5 1 Взаимное положение прямых на плоскости. 1 2 Нумерация чисел в пределах 1 000 000 1 3 Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000000. 1 5 Разложение чисел на разрядные слагаемые. 1 6 Высота треугольника. 1 7 Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен тысяч в том числе. 1 8 Округление чисел до единиц тысяч. 1 9 Сравнение чисел из классов тысяч и единиц. 1 10 Построение треугольника по трём сторонам. Высота треугольника. 1 11 Римская нумерация. 1 12-13 Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000. 2 14 Построение треугольника по трём сторонам. Высота треугольника. 1 15 Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000. 1 16 Проверка арифметических действий. 1 17 Контрольная работа №3 1 1 18 Построение треугольника по трём сторонам. Высота треугольника. 1 19-20 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. 2 3 Раздел 3. Обыкновенные дроби Геометрический материал 19 7 1 Обыкновенные дроби. 1 2 Параллельные прямые. Построение параллельных прямых. 1 3 Образование смешанного числа. 1 4 Сравнение смешанных чисел. 1 1 5 Контрольная работа №4 1 6 Построение параллельных прямых 1 7 Основное свойство дроби. 1 8 Нахождение части от числа. 1 9 Нахождение нескольких частей от числа. 1 10 Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. 1 11 Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. 1 12-13 Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. 2 14 Уровень и отвес. 1 15 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. 1 16 Сравнение смешанных чисел. 1 17 Сложение смешанных чисел. 1 18 Куб, брус, шар. 1 19-20 Вычитание смешанных чисел. 2 21 Сложение и вычитание смешанных чисел. 1 22 Куб, брус. 1 23 Сложение и вычитание смешанных чисел. 1 24 Контрольная работа №5 1 1 25 Сложение и вычитание смешанных чисел. 1 26 Куб, брус. 1 4 Раздел 4. Умножение и деление многозначных чисел Геометрический материал 16 5 1-3 Скорость. Время. Расстояние 3 4 Брус. 1 5-6 Скорость. Время. Расстояние 2 7 Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. 1 8 Брус 1 9-11 Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. 3 12 Масштаб. 1 13 Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. 1 14 Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. 1 15 Масштаб. 1 16 Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. 1 17 Контрольная работа №6 1 1 18 Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. 1 19 Масштаб. 1 20 Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. 1 21 Деление с остатком 1 5 Раздел 5 Повторение – Геометрический материал - 25 8 1 Нумерация чисел в пределах 1 000 000. 1 2 Получение чисел из разрядных слагаемых 1 3 Разложение числа на разрядные слагаемые. 1 4 Взаимное положение прямых на плоскости. 1 5 Округление чисел до десятков, сотен тысяч. 1 6-7 Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10 000. 2 8 Различие треугольников по видам углов. 1 9 Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10 000. 1 10-11 Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. 2 12 Различие треугольников по видам углов. 1 13 Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. 1 14 Контрольная работа №7 1 1 15 Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. 1 16 Высота треугольника. 1 17-18 Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число 2 19 Составные задачи на встречное движение двух тел. 1 20 Высота треугольника. 1 21-23 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. 3 24 Куб. Брус. 1 25-26 Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. 2 27 Контрольная работа №8 1 1 28 Масштаб. 1 29-31 Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы 3 32 Масштаб. 1 33 Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы 1 Итого: 136 8
Уважаемая Гульшат Миргазияновна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна