Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма обучающихся 3 кл (VIII вида)
Согласовано на заседании ШМО Утверждено: приказ № 98 учителей начальной школы от «29» августа2016 г. « 26» _августа 2016 г. Директор МОУ «Увинская СОШ №4» _________________О.В.Бушмакина Принято на заседании педагогического совета Протокол № 10 «_« 26» _августа 2016 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Увинская средняя общеобразовательная школа №4»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
групповых логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных выраженной недостаточностью всех средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи
обучающихся 3 класса (VIII в.)
Составитель: Вахрушева Татьяна Николаевна, учитель-логопед Ф.И.О., должность _МОУ «Увинская СОШ №4» место работы
Пояснительная записка Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных выраженной недостаточностью всех средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи обучающихся 3 класса (VIII вида), разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48) в соответствии требований: • инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; • инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе» Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., 1996; • требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с лёгкой умственной отсталостью; • программы формирования универсальных (базовых) учебных действий; • тематического планирования по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей с умственной отсталостью Р.И. Лалаевой, Н.Н. Яковлевой. Коррекционно-логопедическая работа предполагает формирование целостной функциональной системы, которая позволит обучающимся с умственной отсталостью овладеть навыками учебной деятельности, преодолеть недостатки психологической готовности к полноценному овладению чтением и письмом. Цель программы: Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных выраженной недостаточностью всех средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи. Задачи: 1. Развивать фонематическое восприятие и представления. 2. Развивать звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 3. Повышать уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря. 4. Формировать грамматический строй речи. 5. Формировать навык построения связных высказываний. 6. Развивать неречевые процессы: словесно-логическое мышление, зрительную и речеслуховую память, устойчивость внимания. Общая характеристика программы коррекционно-логопедических занятий Рабочая программа групповых логопедических занятий с обучающимися 3 е класса (VIII вида) направлена на преодоление нарушений устной и письменной речи и усвоение образовательной программы по русскому языку и чтению, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, коммуникацию и социальную адаптацию. Данная программа разработана в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой по письму (грамматике и правописанию), структурой речевого дефекта обучающихся и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи. Описание места коррекционно-логопедических занятий в учебном плане Программа рассчитана на 120 часов (4 часа в неделю), в том числе на контрольные диктанты отводится 12 часов. На обследование устной и письменной речи обучающихся в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 8 часов (всего 16 часов). Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей и усвоения ими программного материала. Организация учебного процесса: групповые занятия в форме уроков. На занятиях используется групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи; развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Используемые методы обучения: • объяснительно-иллюстративный; • проблемно-поисковый; - активные методы; - метод личностно-ориентированного подхода; • метод самоконтроля; • метод самостоятельной деятельности учащихся. Используемые технологии: • игровые; • проблемного обучения; - интерактивные; - ИКТ; • здоровьесберегающие. Формы контроля уровня достижений обучающихся: текущий контроль (проверочные диктанты, контрольные диктанты); итоговый контроль (итоговый контрольный диктант). Планируемые результаты освоения коррекционного курса: Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) коррекционного курса, разработанного на основе АООП, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: Минимальный уровень: • различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; • деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; • обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; • выделение из текста предложений на заданную тему; • участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. Достаточный уровень: • различение звуков и букв; характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; • списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; • запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); • дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); • составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); • деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; • самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа. Содержание программы: I. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов (16 час) Дифференциация гласных и согласных звуков; понятий «звук» и «буква». Соотнесение звуков с буквами. Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Развитие фонематического восприятия, представлений. Дифференциация понятий «слог» и «слово». Закрепление навыка слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Закрепление понятий «ударение», «ударная гласная», «ударный слог», «безударная гласная». Орфоэпические нормы произношения слов. Смыслоразличительная роль ударения. Закрепление навыка выделения ударного гласного звука, ударного слога в словах; безударного гласного, требующего проверки. Закрепление навыка переноса слов. II. Орфография (32 час) Закрепление навыка употребления на письме буквы «Ь» после мягких согласных на конце; в середине слов; навыка переноса слов с Ь в середине слова. Закрепление навыка правописания буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в словах. Работа с деформированными предложениями. Закрепление навыка правописания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов. Развитие фонематического восприятия и представлений. Развитие неречевых процессов. Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения. Закрепление навыка правописания разделительного Ь в словах, переноса слов с разделительным Ь знаком. Работа с деформированными предложениями. Формирование графомоторных навыков. Дифференциация разделительных Ь и Ъ знаков. Закрепление навыков правописания разделительных Ъ и Ь в словах. III. Слово (66 час) Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. Развитие внимания, восприятия. Употребление существительных в косвенных падежах. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной и письменной речи. Знакомство со словами-действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Подбор действия к предмету. Развитие навыков согласования и управления. Знакомство со словами, признаками предметов. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию Предлоги. Закрепление знаний о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога при составлении предложений. Работа над деформированными предложениями. Закрепление норм орфографии: правописание предлогов со словами. IV. Предложение (2 часа) Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов в предложении. Работа со схемами предложения. Работа над деформированными предложениями. IV. Повторение изученного материала за учебный год (4 часа) Закрепление навыков переноса слов; обозначения мягкости согласных посредством гласных II ряда и мягкого знака; правописания слов с Ь и разделительным Ь; парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слов; навыков грамматического оформления предложений.
Учебно-тематический план № раздела Тема раздела Всего часов I Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов 16 час II Орфография 32 час III Слово 66 час IV Предложение 2 часа VI Повторение изученного материала за учебный год 4 часа Итого 120 час
Календарно-тематическое планирование групповых коррекционно-логопедических занятий обучающихся 3 класса (VIII в.)
№ урока Тема раздела, урока Кол-во час Сроки изучения учебного материала Элементы содержания коррекционной работы Основные виды коррекционной деятельности 1 – 4
5 – 6
7–10
11-12
13-14
15-16
1. Звукобуквенный анализ и синтез слов.
2. Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных.
3. Ударение. Ударный слог. Ударная и безударная гласная.
4. Перенос слов.
5. Контрольный диктант № 1. Тема: « Звукобуквенный и слоговой анализ слов. Ударение».
6.Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда. 4
2
4
2
2
2 Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Развитие фонематического восприятия, представлений.
Закрепление понятия «слог», слогообразующей роли гласных. Дифференциация понятий «слог» и «слово». Закрепление навыка слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного внимания, памяти).
Закрепление понятия «ударение», «ударный слог», «ударная гласная», «безударная гласная». Орфоэпические нормы произношения слов. Смыслоразличительная роль ударения. Закрепление навыка выделения ударного гласного звука в слове; определения безударного гласного в словах, требующего проверки.
Закрепление навыка переноса слов.
Закрепление способов обозначения мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда. Обогащение словаря; развитие связной речи. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного внимания, памяти, словесно-логического мышления), графомоторных навыков. Практические упражнения по выполнению звукобуквенного анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.
Практические упражнения по выполнению слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Составление схем слов; подбор схем к словам. Упражнения по развитию чувства ритма (группировка слов по количеству слогов, наращивание слогов в слове и др.).
Наблюдение за смыслоразличительной и фонетической ролью ударения. Практические упражнения в выделении ударного гласного звука в словах. Определение безударного гласного в слове, требующего проверки; проверка безударного гласного ударением (путём подбора проверочных слов).
Практические упражнения по закреплению навыка переноса слов.
Практические упражнения по устранению трудностей в различении твёрдых и мягких согласных в устной речи и на слух; упражнения по формированию умения выбирать нужную гласную букву для обозначения твёрдости-мягкости стоящего впереди согласного на письме. Упражнения по формированию фонематического восприятия, звукослогового анализа и синтеза, навыков словообразования и словоизменения. 17-20
21-24
25-28
29-32
33-36
37-38
39-42
43-46
47-48
1.Обозначение мягкости согласных на письме посредством Ь. Ь на конце слова.
8.Разделительный Ь знак. Перенос слов с разделительным Ь знаком.
9.Разделительный Ъ знак. Правописание слов с разделительным Ъ знаком.
7.Контрольный диктант №3. Тема: «Разделительные Ъ и Ь знаки». 4
4
4
4
4
2
4
4
2 Закрепление навыка употребления на письме буквы «Ь» после мягких согласных на конце; в середине слов; навыка переноса слов с Ь в середине слова. Обогащение словаря; развитие связной речи.
Закрепление навыка правописания буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в словах. Работа с деформированными предложениями.
Закрепление навыка правописания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов. Развитие фонематического восприятия и представлений. Развитие неречевых процессов.
Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения. Закрепление навыка правописания разделительного Ь в словах, переноса слов с разделительным Ь знаком. Работа с деформированными предложениями. Формирование графомоторных навыков.
Дифференциация разделительных Ь и Ъ знаков. Закрепление навыков правописания разделительных Ъ и Ь в словах.
Наблюдение за смыслоразличительной ролью Ь на конце и в середине слова. Практические упражнения по закреплению навыка правописания Ь на конце и в середине слова. Игры на развитие неречевых процессов (слухового и зрительного внимания, памяти, словесно-логического мышления).
Практические упражнения по закреплению навыка правописания буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт, щн в словах.
Практические упражнения по закреплению навыка правописания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов. Обсуждение алгоритма действий для решения орфографических задач и использование его в практической деятельности. Работа с орфографическим словарём.
Практические упражнения по закреплению навыка правописания разделительного Ь в словах. Упражнения по различению Ь в функции смягчения и разделения, переноса слов с разделительным Ь знаком.
Практические упражнения по дифференциации и закреплению навыков правописания разделительного Ь и Ъ знаков в словах. Работа по алгоритму.
1.Слова-предметы. Заглавная буква в именах собственных.
2. Образование мн. числа существительных. Практическое употребление существительных в форме И.п. мн. ч.
3.Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода.
3. Практическое употребление имён существительных в форме ед. и мн. числа именительного падежа.
4. Практическое употребление имён существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей.
5. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей.
6. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа.
7. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа.
8. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа.
9. Слова-действия.
10.Слова-признаки.
11. Согласование прилагательных с существительными в числе.
12. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. 13. Контрольный диктант № 4. Тема: «Слова-предметы, слова-признаки и действия предметов».
14.Предлоги. Предлоги В – НА 15. Предлоги НА - НАД. 16. Предлоги К – ОТ. 17. Предлоги В – ИЗ. 18. Предлоги ОТ - ИЗ 19. Предлоги С – СО. 20. Предлоги В – У.
21. Контрольный диктант №5. Тема: «Предлоги». 2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
2
4
4
4
4
4 4
4
2 Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. Развитие внимания, восприятия.
Словоизменение. Грамматическая категория числа. Группировка и классификация предметных картинок. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Составление рассказа.
Знакомство с понятием рода. Дифференциация существительных разного рода. Обогащение словаря. Словоизменение существительных по родам.
Знакомство с падежными формами имён существительных. Обучение детей постановке вопросов «КТО? ЧТО?» к словам. Закрепление знания о живых и неживых предметах. Развитие связной речи.
Закрепление знаний о предметах. Обучение постановке вопросов «КОГО? ЧТО?» к словам. Формирование навыка построения связного высказывания.
Закрепление умения употреблять существительные в форме ед. и мн. ч. винительного и родительного падежей. Обучение постановке вопросов «КОГО? ЧЕГО?», «КОГО? ЧТО?» к словам. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи.
Обучение постановке вопросов «КОМУ? ЧЕМУ?» к словам. Обогащение словаря по темам «Профессии», «Рабочие инструменты». Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Обучение ответам на вопросы и самостоятельной постановке вопросов «КЕМ? ЧЕМ?» к словам. Уточнение и обогащение словаря по теме «Дикие животные».
Обучение постановке вопросов «О КОМ? О ЧЕМ?» к словам. Формирование предложно-падежных конструкций. Закрепление норм орфографии: правописание предлогов со словами.
Знакомство со словами-действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Подбор действия к предмету. Развитие навыков согласования и управления. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи.
Знакомство со словами, признаками предметов. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Формирование умений постановки вопроса к словам-признакам предметов.
Обогащение словаря признаков предметов. Формирование умений согласования прилагательных с существительными в числе.
Закрепление знаний детей о словах-признаках. Работа с синонимами. Развитие навыков словоизменения. Формирование умений согласования прилагательных в роде и числе.
Закрепление знаний о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога при составлении предложений. Работа над деформированными предложениями. Закрепление норм орфографии: правописание предлогов со словами.
Практическое употребление слов, обозначающих названия предметов. Упражнения по закреплению навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.
Практические упражнения по формированию навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Составление рассказа-описания двух предметов.
Практическое употребление существительных различного рода; упражнения на согласование местоимений ОН, ОНА, ОНО с существительными, устранение аграмматизма в речи.
Практические упражнения в употреблении имён существительных в форме ед. и мн. числа именительного падежа. Работа над деформированными предложениями; текстом.
Практические упражнения в употреблении имён существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей. Составление предложений по опорам; подбор недостающих слов в предложении.
Практические упражнения в употреблении существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей. Составление словосочетаний, предложений. Работа с деформированным текстом. Игры на развитие высших психических процессов.
Практические упражнения в употреблении существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. Подбор недостающих слов в предложении. Работа с пословицами и поговорками.
Практические упражнения в употреблении существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа. Игры «Зоопарк», «Путаница».
Практические упражнения в употреблении существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. Игра «Доскажи словечко». Работа с деформированными предложениями.
Практическое употребление слов, обозначающих действия предметов. Составление словосочетаний. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой. Развитие словесно-логического мышления.
Практические упражнения по согласованию прилагательных с существительными в числе. Игра «Один – много».
Практические упражнения по словоизменению прилагательных, согласованию прилагательных с существительными в роде и числе. Игра «Скажи по-другому». Составление словосочетаний и предложений.
Практические упражнения по употребления предлогов в устной и письменной речи; формированию предложно-падежных конструкций. Игры на развитие временно-пространственных представлений, словесно-логического мышления, памяти. 115-116 Состав предложения. 2 Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов в предложении. Работа со схемами предложения. Работа над деформированными предложениями. Практическое знакомство с построением простого предложения. Наблюдение за интонацией завершения предложения. Определение границ предложений в тексте. Соотнесение предложений с графическими схемами. 117-118
119-120 1. Повторение изученного материала за учебный год.
2. Итоговый контрольный диктант за учебный год. 2
2 Закрепление правописания слов с Ь и разделительными Ь и Ъ знаками; парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слов; навыков грамматического оформления предложений.
Информационно-методическое обеспечение:
1. Коррекция нарушений письменной речи/под ред. Н.Н. Яковлевой. – Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2007. 2. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. 3. Мазанова, Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова.- М.: Издательство ГНОМ и Д», 2006. 4. Мищенкова, Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет). Методическое пособие, 1 класс. Программа факультативного курса «Занимательный русский язык» / Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 207 с. – (Юным умникам и умницам). 5. Мищенкова, Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (7– 8 лет). Методическое пособие, 2 класс. Программа факультативного курса «Занимательный русский язык» / Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 198 с. – (Юным умникам и умницам). 6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1998. 7. Узорова, О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: 1 – 4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 255 с. 8. http://www.logoped-sfera/ 9. http://www.logopunkt.ru/ 10. http://www.logopedmaster.ru/ 11. http://www.logopedplus.ru/ 12. http://www.festival.1 september.ru/ 13. http://nsportal.ru/ Пособия для обучающихся: 1. Мазанова, Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии у младших школьников /Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48 с.
2. Раздаточный материал по всем разделам рабочей программы. Цифровые образовательные ресурсы: 1. Презентации к занятиям по разделам рабочей программы. 2. Варченко В.И. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе/В.И. Варченко, Л.И. Клетнова, А.Б. Ларина, Г.А. Назарова.- «Кибер Сфера»: Калининград, 2012. Материально-техническое обеспечение: 1. Компьютер; 2. Проектор; 3. Экран.
Уважаемая, Татьяна Николаевна! Пожалуйста, прочитайте Положение Конференции и загрузите работу правильно с указанием всей необходимой информации. Поторопитесь, сегодня последний день приёма материалов!
Татьяна Николаевна, посмотрите, пожалуйста, свою работу. В ней фигурируют повторяющиеся непонятные цифры. При повторной загрузке постарайтесь сначала отредактировать материал.
Уважаемая, Татьяна Николаевна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, Соколова Ольга Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]