Рабочая программа для детей с умственной отсталостью (лёгкой) по предмету «Речевая практика» 3 класс
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Владимирской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат о. Муром»
Принято на педагогическом совете Протокол №___ от_____ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________С.С.Комракова УТВЕРЖДАЮ Директор ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат о. Муром» ______________________Т.Н.Горелая
Рабочая программа для детей с умственной отсталостью (лёгкой) по предмету «Речевая практика» 3 класс
Составила: Климова С.О. Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов протокол №_________ от _______________ руководитель МО_________ Е.Н. Ковчигина
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
Цель:развитие речевого развития умственно отсталых школьников, как средства общения, и включение обучающихся в разнообразные формы коммуникации. Задачи: • учить строить устные связные высказывания; • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся; • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей; •формировать выразительную сторону речи; • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности; • воспитывать культуру речевого общения.
Общая характеристика учебного предмета В соответствии с целями и задачами специального образования обучение детей с интеллектуальными нарушениями учебный предмет имеет практическую направленность. Предмет позволяет формировать социально значимые умения. Речь в социальном аспекте является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты. Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты»и«Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…»,«Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствияипрощаниявзависимостиотадресата(взрослыйили сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «досвидания». Развертываниеформулспомощьюобращенияпоименииотчеству.Жесты приветствияипрощания.Этикетныеправилаприветствия:замедлитьшаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником...» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе... » и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты...», «Как красиво!» и др. Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Виды и формы организации учебного процесса Формы работы:урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения:словесные, наглядные, практические. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии дифференцированного обучения, ИКТ.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Класс Количество часов в четверть Итого в год 1 2 3 4 3 (1 час в неделю) 9 ч. 7 ч. 10 ч. 8 ч. 34 ч. Программа предусматривает изменения общего кол-ва часов в связи с праздничными днями, расписанием учебных занятий. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать и уметь: - формулировку просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; - выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя; - участвовать в беседах и диалогах на темы, близкие личному опыту ребенка; отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. - выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; - участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания. При оценке итоговых результатов освоения программы по устной речи должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются следующими отметками: «5»- отлично, «4» -хорошо, «3»- удовлетворительно. Для контроля за знаниями и умениями по предмету используют индивидуальные и фронтальные устные проверки, а также практические работы, тестирование. Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на который учащиеся дают ответы. Основная цель таких контрольных бесед - проверка усвоения учебной программы. При оценке устных ответов принимается во внимание: • правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; • полнота ответа; • умение практически применять свои знания; • последовательность изложения и речевое оформление ответа. Итоговая оценка по данному предмету выставляется 1 раз в полугодие.
Содержание учебного предмета
1 четверть (9 ч) Школьная жизнь. Беседа «Снова в школу». Беседа по картине «Вспоминаем каникулы». Беседа «В библиотеке». Составление правил поведения в библиотеке. Экскурсия в школьную библиотеку. Я и мои товарищи. Мы собрались поиграть. Составление рассказа о правилах игры «Рыбаки». Игры с правилами. Повторение изученного материала в 1 четверти.
2 четверть (7 ч) Играем в сказку. Сказки про Машу. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки и слова. Игра «Живые загадки». Я за порогом дома. Отправляюсь в магазин. Проигрывание диалогов между двумя покупателями, выбирающими товар. Экскурсия в магазин. Повторение изученного материала во 2 четверти.
3 четверть (10 ч) Я дома. Телефонный разговор. Знакомство со стихотворением К.Чуковского «Телефон». Заучивание на изусть понравившихся отрывков. Ролевые игры, в основе которых конструирование телефонных диалогов, содержащих просьбы. Я за порогом дома. Беседа «Я – зритель». Составление «Правил вежливого зрителя». Ролевая иры «Кинотеатр». Мир природы. Беседа «Какая сегодня погода?». Составление предложений о планах на выходные с учётом прогноза погода. Составление прогноза погоды. Играем в сказку. Составление сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картинок.
4 четверть (8 ч) Я и мои товарищи. Беседа «Весёлый праздник». Составление правил «Хорошего поведения в гостях и за столом». Ролевая игра «Приём гостей» Мир природы. Учимся понимать животных. Беседа о домашних животных, которые живут у детей. Составление правил ухода за домашними животными. Это я! Беседа «узнай меня!». Игра «Светофор». Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс!» Закрепление изученного материала в 3 классе.
Учебно-тематический план.
№ Раздел. Учебные темы. Кол. Час 1 четверть 9 Школьная жизнь 5 1 Школьная жизнь. Снова в школу. Составление правил поведения в школе. 1 2 Школьная жизнь. Беседа по картине «Вспоминаем каникулы». 1 3 Школьная жизнь. В библиотеке. 1 4 Школьная жизнь. Составление правил поведения в библиотеке. 1 5 Школьная жизнь. Экскурсия в школьную библиотеку. 1 Я и мои товарищи 3 6 Я и мои товарищи. Мы собрались поиграть. 1 7 Я и мои товарищи. Составление рассказа о правилах игры «Рыбаки». 1 8 Я и мои товарищи. Игры с правилами. Уточнение правил поведения в играх. 1 Повторение 1 9 Повторение изученного материала в 1 четверти. 1 2 четверть 7 Играем в сказку 3 10 Играем в сказку. Беседа «Сказки про Машу». 1 11 Играем в сказку. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки и слова. 1 12 Играем в сказку. Игра «Живые загадки». 1 Я за порогом дома 3 13 Я за порогом дома. Отправляюсь в магазин. 1 14 Я за порогом дома. Проигрывание диалогов между двумя покупателями, выбирающими товар. 1 15 Я за порогом дома. Экскурсия в магазин. 1 Повторение 1 16 Повторение изученного материала во 2 четверти. 1 3 четверть 10 Я дома. 3 17 Я дома. Телефонный разговор. 1 18 Я дома. Знакомство со стихотворением К.Чуковского «Телефон». Заучивание наизусть понравившихся отрывков. 1 19 Я дома. Ролевые игры, в основе которых конструирование телефонных диалогов, содержащих просьбы. 1 Я за порогом дома 3 20 Я за порогом дома. Беседа «Я – зритель». 1 21 Я за порогом дома. Составление «Правил вежливого зрителя». 1 22 Я за порогом дома. Ролевая игра «Кинотеатр». 1 Мир природы. 3 23 Мир природы. Беседа «Какая сегодня погода?». 1 24 Мир природы. Составление предложений о планах на выходные с учётом прогноза погода. 1 25 Мир природы. Составление прогноза погоды. 1 Играем в сказку. 1 26 Играем в сказку.Составление сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картинок. 1 4 четверть 8 Я и мои товарищи. 2 27 Я и мои товарищи. Беседа «Весёлый праздник». Составление правил «Хорошего поведения в гостях и за столом». 1 28 Я и мои товарищи . Ролевая игра «Приём гостей» 1 Мир природы. 3 29 Мир природы. Учимся понимать животных. 1 30 Мир природы. Беседа о домашних животных, которые живут у детей. 1 31 Мир природы. Составление правил ухода за домашними животными. 1 Это я! 2 32 Это я! Беседа «Узнай меня!». Игра «Светофор». 1 33 Это я! Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс!» 1 Повторение 1 34 Закрепление изученного материала в 3 классе. 1 Итого 34
Описание учебно-методическое обеспечения образовательного процесса
Учебник Комарова С.В. Устная речь. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2016г. Методическое обеспечение 1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996. 2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996. 3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001. 4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос, 2002. Печатные пособия Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные учебные пособия. Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Мультимедийная доска (по возможности). Телевизор (по возможности). Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности). Мультимедийный проектор (по возможности). Экспозиционный экран (по возможности). Компьютер (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Экранно-звуковые пособия Информационные объекты. Мультимедийные образовательные ресурсы. Учебно-практическое оборудование Игры Настольные развивающие игры. Электронные игры развивающего характера.
Календарно – тематическое планирование по речевой практике 1 четверть № № Блок. Раздел. Тема Кол-во часов Дата Элементы содержания Словарь Средства обеспечения Школьная жизнь 5 Конструирование диалогов – приветствий из заданных реплик. Тренировочные упражнения в произнесении реплик с разной интонацией. Дифференциация обращений к ровеснику и старшему, к хорошо знакомому и малознакомому человеку. Проигрывание диалогов – приветствий. Составлений предложений с опорой на схемы и слова. Повторение правил участия в беседе моделирование диалогов с библиотекарем. Составление правил поведения в библиотеке. Ролевая игра «В библиотеке» 1 1 1.Снова в школу. Составление правил поведения в школе. 1 Интонация реплика Формуляр Диалог Приветствие Ровесник Спокойно Радостно С обидой вежливо Учебник Плакаты Мультимедийные презентации Карточки опоры Сюжетные картинки Предметные картинки
2 2 2.Беседа по картине «Вспоминаем каникулы». 1 3 3 3.В библиотеке. 1 4 4 4. Составление правил поведения в библиотеке. 1 5
5
5. Экскурсия в школьную библиотеку. 1
Я и мои товарищи 3 Конструирование диалога – конфликта с использованием карточек. Проигрывание диалога с имитацией интонации, мимики и жестов, характерных для аналогичных жизненных ситуаций. Редактирование содержания диалога после обсуждения вопроса о том, как избежать конфликта в споре. Разучивание считалок и чистоговорок с чётким проговариванием последнего слова в строфе. Составление предложений с опорными словами. Замена существительных местоимениями для избежания неоправданных повторов в рассказе. Коллективное составление рассказа о правилах игры. Организация обмена мнениями по проблеме «Какая игра самая интересная?» Товарищ Друг Правила игры Учебник Плакаты Мультимедийные презентации Карточки опоры Сюжетные картинки Предметные картинки
6 6 1.Мы собрались поиграть. 1 7 7 2.Составление рассказа о правилах игры «Рыбаки». 1 8
8
3.Игры с правилами. Уточнение правил поведения в играх. 1
Повторение 1 Практическое применение полученных знаний Учебник, иллюстрации 9 9 1.Повторение изученного материала в 1 четверти. 1
Календарно – тематическое планирование по речевой практике 2 четверть № № Блок. Раздел. Тема Кол-во часов Дата Элементы содержания Словарь Средства обеспечения Играем в сказку 3 Беседа по картинкам в учебнике. Составление предложений по картинкам с использованием текстовых синонимов. Составление предложений по сюжету сказки. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки слова. Сюжет Сказка Правила Учебник Плакаты Мультимедийные презентации Карточки опоры Сюжетные картинки Предметные картинки
10 1 1.Беседа «Сказки про Машу». 1 11 2
2.Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки и слова. 1
12 3
3.Игра «Живые загадки». 1
Я за порогом дома 3 Беседа по сюжетной картинке учебника. Выделение названий отделов, перечисление товаров, которые можно приобрести в каждом из них. Рисование возможных вывесок – картинок для различных отделов в магазинах. Знакомство со специализированными магазинами. Моделирование диалогов между продавцом и покупателем. Проигрывание диалогов с привлечением внимания учащихся к важности чёткого, достаточного громкого произнесения реплик при обращении с продавцом в магазине. Супермаркет гипермаркет Учебник Плакаты Мультимедийные презентации Карточки опоры Сюжетные картинки Предметные картинки
13 4 1.Отправляюсь в магазин. 1 14 6 2.Проигрывание диалогов между двумя покупателями, выбирающими товар. 1
15
7
3.Экскурсия в магазин. 1
Повторение 1 Закрепление знаний и умений 16 8 Повторение изученного материала во 2 четверти. 1
Календарно – тематическое планирование по речевой практике 3 четверть № № Блок. Раздел. Тема Кол-во часов Дата Элементы содержания Словарь Средства обеспечения Я дома. Составление предложений по картинкам. Составление правил общения по мобильному телефону. Чтение по ролям диалогов героев сказки. Знакомство с ролевыми играми, в основе которых конструирование телефонных диалогов, содержащих просьбы. Диалог Телефон Мобильный телефон просьба Учебник Плакаты Мультимедийные презентации Карточки опоры Сюжетные картинки Предметные картинки Телефон
17 1 Телефонный разговор. 18 2 Знакомство со стихотворением К.Чуковского «Телефон». Заучивание наизусть понравившихся отрывков. 19 3 Ролевые игры, в основе которых конструирование телефонных диалогов, содержащих просьбы. Я за порогом дома Беседа по сюжетным картинкам. Моделирование диалогов между зрителем и кассиром, зрителем и гардеробщиком. Составление «Правил вежливого зрителя». Кинотеатр Гардеробщик Кассир Билет Учебник Плакаты Мультимедийные презентации Карточки опоры Сюжетные картинки Предметные картинки Билет в кинотеатр 20 4 Беседа «Я – зритель». 21 5 Составление «Правил вежливого зрителя». 22 6 Ролевая игра «Кинотеатр». Мир природы. Составление предложений по сюжетным картинкам учебника. Сообщение доступной информации о том, как составляется прогноз погоды. Выяснение источников информации о погоде. Прогноз погоды Метеослужба Учебник Плакаты Мультимедийные презентации Карточки опоры Сюжетные картинки Предметные картинки Аудио и видео фрагменты 23 7 Беседа «Какая сегодня погода?». 24 8 Составление предложений о планах на выходные с учётом прогноза погода. 25 9 Составление прогноза погоды. Играем в сказку. Составление сказки по серии сюжетных картинок Аудиозапись сказки Учебник Карточки опоры 2Сюжетные картинки
26 10 Составление сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картинок.
Календарно – тематическое планирование по речевой практике 4 четверть № № Блок. Раздел. Тема Кол-во часов Дата Элементы содержания Словарь Средства обеспечения Я и мои товарищи. Беседа по сюжетным картинкам учебника. Проигрывание возможных конкурсов и развлечений, которые могут быть предложены в гостях. Ролевая игра «Приём гостей» Меню Развлечения Гости Праздник Учебник Плакаты Мультимедийные презентации Карточки опоры Сюжетные картинки
1 Беседа «Весёлый праздник». Составление правил «Хорошего поведения в гостях и за столом». 2 Ролевая игра «Приём гостей» Мир природы. Беседа о домашних животных. Составление правил ухода за домашними животными . обсуждение последствий невнимательного отношения человека к своим питомцам. Питомцы Уход Последствия Учебник Плакаты Мультимедийные презентации Карточки опоры Сюжетные картинки Предметные картинки
3 Учимся понимать животных. 4 Беседа о домашних животных, которые живут у детей. 5 Составление правил ухода за домашними животными. Это я! Составление описания внешности человека. Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс» Коллаж Портрет Внешность Учебник Плакаты Сюжетные картинки Предметные картинки
6 Беседа «Узнай меня!». Игра «Светофор». 7 Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс!» Повторение Викторина «Устная речь» Викторина 8 Закрепление изученного материала в 3 классе.
Уважаемая Светлана Олеговна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Здравствуйте, Светлана Олеговна! Заявку Вы подавали дважды - 23.05.2017 и 08.07.2017, оплата пришла 19.07.2017. В самое ближайшее время менеджер оформит и отправит Вам сертификат. Скан квитанции высылать не надо. -- С уважением, Светлана Владимировна Бобрешова, декан ФКП
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]