Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 23:36

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Присоединяйтесь!
Конкурс ИКТ в КП
Конференция
Шкаф с документами
Конкурсы для детей
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Программа по внеурочной деятельности
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

программу составила педагог - организатор
Рыбакова Лариса Владимировна

город Смоленск 2016 год

Содержание
1 Нормативные правовые основания организации внеурочной деятельности 2
2 Психолого-педагогическая характеристика 3
2.1. Особые образовательные потребности обучающихся 6
3 Пояснительная записка 8
3.1. Подходы внеурочной деятельности 9
3.2. Функции внеурочной деятельности 10
3.3. Характеристика внеурочной деятельности 11
3.4. Основные цели внеурочной деятельности 12
3.5. Основные задачи внеурочной деятельности 12
3.6. Основные принципы внеурочной деятельности 13
4 Планируемые результаты внеурочной деятельности 14
4.1. Воспитательные результаты 15
4.2. Личностные результаты внеурочной деятельности 16
5 Система оценки достижения программы внеурочной деятельности 17
5.1. Особенности системы оценки 18
6 Общая характеристика внеурочной деятельности 19
6.1. Место внеурочной деятельности в учебном плане 19
6.2. Модель внеурочной деятельности 19
6.3. Целевые установки направлений 20
7 Содержание внеурочной деятельности 20
7.1. Формы организации деятельности обучающихся 21
7.2. Краткая характеристика направлений внеурочной деятельности 22
7.3. Планируемые результаты внеурочной деятельности по направлениям 24
8 Тематическое планирование программы внеурочной деятельности 31
8.1. Цели, задачи внеурочного планирования 33
8.2. Прогнозируемые результаты 33
8.3 Условия реализации программы 35
8.4. Кадровое обеспечение 35
9 Организация занятости обучающихся Центра на 2016 – 2017 учебный год 35
9.1. Реализация курсов внеурочной деятельности на 2016 – 2017 учебный год 37
9.2. Программно-методическое обеспечение 38
10 Мониторинг эффективности внеурочной деятельности 40
10.1. Цель мониторинговых исследований 40
10.2. Основные направления и вопросы мониторинга 41
10.3. Определение уровня результатов внеурочной деятельности 41
10.4. Ожидаемые результаты реализации программы 42
10.5. «Модель выпускника» 42
10.6. «Портрет выпускника начальной школы» по ФГОС НОО 46
10.7. «Портрет выпускника основной школы» по ФГОС НОО 46
11 Критерии и показатели оценки качества системы внеурочной деятельности 47
12 Мониторинг уровня сформированности личностных результатов 50
13 Список использованной литературы 53

1. Нормативные правовые основания организации внеурочной деятельности обучающихся
В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выступают следующие документы:
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241.
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357.
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255.
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития. Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Своеобразие развития детей с умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления. У этой категории обучающихся из всех видов мышления в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Нашим обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися Центра также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся нашего Центра проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности нервной системы школьников проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям наших обучающихся свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера наших обучающихся характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

2.1. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности школьника. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся:
1. выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
2. обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
3. раннее получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие воспитанника с педагогами и соучениками;
4. психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
5. постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с умственной отсталостью характерны следующие специфические образовательные потребности:
• наглядно-действенный характер содержания воспитания и образования;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе воспитания и образования;
• отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• обеспечение обязательности профильного трудового образования;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.

3. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся с умственной отсталостью, которые обучаются в Центре. Настоящая программа создает условия для духовно-нравственного, социального, культурного и профессионального самоопределения личности воспитанников, их воспитания и социализации.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Она формирует и развивает у наших воспитанников интерес и желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умение самостоятельно организовать свое свободное время,
Программа внеурочной деятельности направлена на достижение обучающимися с умственной отсталостью личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы и осуществляется в формах, отличных от классно - урочных.
Творческая самореализации обучающихся в комфортной развивающей среде, возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности, позитивное отношения к окружающей действительности, социальное становление в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активное взаимодействия со сверстниками и педагогами – все это в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность способствует созданию условий для профессионального самоопределения воспитанников, что является необходимым условием для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся с умственной отсталостью. Все перечисленные воспитательные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности в полной мере нацеливают обучающихся с умственной отсталостью на приобретение социального знания, формирования положительного отношения к базовым национальным ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Теоретическую основу внеурочной деятельности в Центре составляет ряд теорий и концепций, которые рассматривают обучающегося как равноправного субъекта образовательного процесса и в основе которых лежат следующие позиции:
• средствами образования (воспитания) создаются условия для развития и коррекции обучающегося независимо от его стартовых возможностей, т.е. от степени выраженности дефекта;
• воспитатель, педагог создает условия обучающемуся с умственной отсталостью, которые обеспечат ему формирование успешного жизненного опыта, т.е. создание ситуации «успеха», в которой формируются основные механизмы регуляции поведения;
• социальное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями рассматривается нами как процесс, направленный на то, чтобы воспитанник состоялся, на развитие его личности, т.е. речь, идет о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться субъектом собственной жизни, как обязательной составляющей полноценного формирования личности обучающегося.
3.1. Принципиальной позицией развития системы внеурочной деятельности и воспитательного процесса в Центре является сочетание системного и деятельностного подходов.
Системный подход предполагает понимание организации внеурочной деятельности как системы, элементами которой выступают:

• личностная проблематика и образовательные потребности обучающихся;
• педагогические цели внеурочной деятельности и воспитательного процесса; педагогические технологии;
• способы диагностики и оценки качества результатов воспитательного процесса;
• организационно-педагогические условия и источники ресурсного обеспечения деятельности всех субъектов внеурочной деятельности и воспитательного процесса.
Деятельностный подход определяет рассмотрение сферы внеурочной деятельности как пространства для совместной деятельности детей и взрослых, направленной на удовлетворение общих образовательных потребностей в самопознании, самоактуализации, самовыражении, самореализации и самоопределении.
3.2. Внеурочная деятельность выполняет следующие функции:
• развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения, способностей детей и взрослых;
• интегрирующая, содействующая соединению в одно целое раннее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
• регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
• защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности воспитанников и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
• компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
• корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции психических функций, нравственных качеств, взглядов, убеждений, ценностей ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирования его личности.
3.3. Характеристика ценностных ориентиров:
• Любовь к близким, к образовательной организации, своему городу, народу, России; стремление активно участвовать в делах класса, Центра, семьи, своего города; уважение к защитникам Родины; положительное отношение к своему национальному языку и культуре; умение отвечать за свои поступки; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России.
• Различие хороших и плохих поступков; правила поведения в Центре, дома, на улице; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских отношений в коллективе; бережное гуманное отношение ко всему живому.
• Уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе; элементарные представления об основных профессиях; навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность, настойчивость; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей; умение соблюдать порядок на рабочем месте.
• Различие красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного; формирование элементарных представлений о красоте; формирование умения видеть красоту природы и человека; интерес к продуктам художественного творчества; представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

3.4. Основные цели внеурочной деятельности:
• создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
• создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью;
• создание условий для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности обучающихся, применения ими полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях;
• создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время.
3.5. Основные задачи:
• коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
• развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни; развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
• формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
• формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, основам нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувства;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
• формирование умений, навыков социального общения людей;
• расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
• развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
• удовлетворение потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в содержательном досуге.
Помимо решения задач общего развития обучающихся в процессе внеурочной деятельности необходимо реализация принципов, обеспечивающих коррекцию и компенсацию психофизических недостатков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также определение профессиональных планов обучающихся и их успешную социальную адаптацию.
3.6.Основные принципы организации внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий
очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности
педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных
представителей).
2. Принцип коррекционно-развивающей направленности.
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.
4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного
образования.
5. Принцип целостности.
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
7. Принцип личностно - деятельностного подхода.
8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).
9. Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание
личности обучающегося природосообразноо и в соответствии с требованиями отечественной, региональной культур.
10. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.
11. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех
образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической
помощи и поддержки детям с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разного уровня социализации.
12. Принцип межведомственности, учитывающий координацию
деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных
руководителей, воспитателей, узких специалистов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья обучающихся.
13. Принцип социально-адаптирующей направленности программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся Центра.
4. Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью:
• воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Представленные здесь результаты ни в коем случае не должны использоваться для составления тестов или индивидуальных оценочных листов. Это лишь примерный круг приобретенных умений и навыков обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
4.1. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трем уровням:
Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Приобретение обучающимися
социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своими учителями (в основном и дополнительном образовании), как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Получение обучающимися
начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование
социально приемлемых моделей поведения.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации школьников. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому является последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей, обучающихся.
По каждому из направлений внеурочной деятельности могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.
4.2. Планируемые личностные результаты внеурочной деятельности:
• ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
• готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
• готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• понимание красоты в искусстве и окружающей действительности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
• развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
• расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
• способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
• способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
• способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
5. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью программы внеурочной деятельности
Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в Центре разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования и основного общего образования.
5.1. Особенностями системы оценки являются:
• комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, межпредметных и личностных результатов общего образования);
• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
• оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
• оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
• сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
• уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
• использование накопительной системы оценивания (порфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
• использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

6. Общая характеристика внеурочной деятельности
6.1. Место внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, спортивно ­ оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.
6.2. Модель внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в Центре организована как базовая модель и осуществляется через:
• Учебный план образовательной организации (часть, формируемая участниками образовательного процесса: коррекционно-развивающие курсы, курсы внеурочной деятельности по направлениям).
• Систему работы классного руководителя (тематические, классные часы, экскурсии, беседы, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.).
• Систему дополнительного образования Центра: организация кружков, спортивно-оздоровительных мероприятий и т.д.
• Организация деятельности обучающихся Центра на базе учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры и спорта: городские и областные мероприятия.
• Систему работы воспитателя: организация деятельности групп полного дня (проживающие): воспитательские часы, хозяйственно-бытовые часы, трудовой десант, КТД и т.д.
• Систему работы иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.
Такая организационная модель внеурочной деятельности позволяет более полно использовать возможности учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода. Здесь могут быть как коллективные, так и индивидуальные занятия, поэтому формы коллективного и индивидуального пребывания обучающихся сочетаются очень разумно.
Программа организации внеурочной деятельности в Центре, в соответствии с Федеральными государственными стандартами для детей с умственной отсталостью, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются следующие направления: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и социальное.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.
6.3. Целевые установки направлений внеурочной деятельности:
направление целевые установки
Духовно-нравственное Воспитание нравственных чувств; гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной
позиции и правового самосознания младших школьников.
Общекультурное Развитие эмоциональной сферы воспитанника, чувства прекрасного, творческих способностей, воспитание нравственных чувств, формирование основ культуры
общения и поведения; коммуникативной и общекультурной компетенций.
Спортивно-оздоровительное Всесторонне гармоническое развитие личности обучающегося, воспитание ценностного отношения к здоровью; формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, в том числе через занятия спортом.
Социальное Воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирование социально-трудовой компетенции и
компетенций социального взаимодействия
7. Содержание внеурочной деятельности
Содержание и формы внеурочной деятельности определяются Центром и согласуются с родителями обучающихся.
7.1. Формы организации деятельности обучающихся:
Традиционные формы организации
Форма Педагогические задачи
Лекция, демонстрация Устное изложение (показ) какой-либо темы, способствует активизации творческой деятельности обучающихся.
Семинар, репетиция Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений (показ упражнений) под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы.
Дискуссия Публичное обсуждение, рассмотрение предмета изучения, выбор решения проблемы расширяют знания умственно отсталых обучающихся путем обмена информацией, развивают навыки отстаивания своей точки зрения.
Конференция, конкурс, концерт, выставка Встреча с представителями различных организаций прививает навыки открытого обсуждения результатов деятельности.
Экскурсия Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства. Обогащает чувственное восприятие наглядные представления.
Туристический поход Поездка, (передвижение) со специальным задание реализует комплекс разноплановых задач познания, воспитания, оздоровления.
Клуб, художественные студии, секции Форма групповых занятий по интересам, цель которых – развитие физических, интеллектуальных, коммуникативных навыков обучающихся.
Нетрадиционные формы организации
Презентация предмета, факта, явления, события Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Социодрама Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, осознание себя в структуре общественных отношений.
Проектная деятельность Предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Дискуссии Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
Тренинг «Добрые сюрпризы» Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять радость.
Конверт вопросов Обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Чаепитие Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимоотношения.

7.2. Краткая характеристика направлений организации внеурочной деятельности:
Коррекционно-развивающее
Направлено на преодоление и ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с умственной отсталостью и осуществляется через индивидуальные и групповые коррекционно - развивающие (психокоррекционные и логопедические) занятия, занятия ритмикой.
Духовно-нравственное
Содержание программ курсов в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает приобретение обучающимися системы ценностей, получение опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора, обеспечивает возможности для приобретения обучающимися опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и др.).
Данное направление реализуется через:
• курс внеурочной деятельности «Воспитание сказкой» (0 «А», 1 «А»);
• курс внеурочной деятельности «Ключик» (1 «Б»);
• тематические классные часы; беседы нравственного и духовно-нравственного содержания;
• конкурсы, выставки творческих работ;
• экскурсии по памятным, историческим и культурным местам города, страны.
Общекультурное направление
Предполагает формирование у обучающихся Центра способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции), а также предполагает освоение обучающимися этических норм и эталонов. Рабочие программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно - досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладевать навыками культурного общения.
Данное направление реализуется через:
• курс внеурочной деятельности «Открытый мир» (0 «А»);
• курс внеурочной деятельности «Школа вежливости» (0 «Б», 1 «Б»);
• курс внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» (1 «А»);
• танцевальный кружок «Огоньки»;
• художественный кружок «Волшебный мир красок»;
• художественный кружок «Мир рукоделия»;
• художественный кружок «Папье-маше»;
• кружки «Сказка за сказкой», «В гостях у сказки»;
• кружок «Кулинарное искусство»;
• организацию и проведение праздников, концертов, конкурсов, театрализованных представлений;
• посещение театров, художественных музеев, выставок;
• встречи с интересными людьми.
Спортивно-оздоровительное
Предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, спортивные праздники).
Данное направление реализуется через:
• курс внеурочной деятельности «Азбука здоровья» (0 «А»);
• курс внеурочной деятельности «Здоровейка» (0 «Б», 1 «Б»);
• курс внеурочной деятельности «Здоровячки» (1 «А»);
• организацию «Дней здоровья», «Весёлых стартов», участие в соревнованиях и первенствах города и области;
• проведение бесед по охране здоровья, тематических классных часов,
• акций по пропаганде здорового образа жизни;
• применение на занятиях здоровьесберегающих технологий, игровых
• моментов, физкультминуток.
Социально-трудовое
Направлено на становление личностной позиции: «Я сам», «Я и другие», эмоционально-психологическую и социальную реабилитацию обучающихся с умственной отсталостью, развитие социальной компетенции - умение оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь другого. Способствует развитию у обучающихся личностной, семейной, социальной культуры, формирование трудовых умений в различных сферах повседневной жизни, воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, формирование профессионального самоопределения.
Данное направление реализуется через:
• практические занятия на пришкольной территории: озеленение, участие в субботниках;
• практические занятия на «Станции юных натуралистов»;
• социальные акции «Помоги зимующим птицам»; «Белый цветок»;
• участие в других социальных акциях, ярмарках, выставках, конкурсах, концертах, фестивалях.
7.3. Планируемые результаты внеурочной деятельности по направлениям:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

• знание главных нравственных правил, норм;
• представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;
• умение отделять оценку поступка от оценки человека;
• различение хороших и плохих поступков;
• умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимопонимание, доброжелательное отношение к собеседнику);
• отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.). избегание плохих поступков, капризов;
• признание собственных плохих поступков;
• осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;
• защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;
• препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;
• уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;
• добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;
• следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в Центре и общественных местах.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
• представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;
• умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);
• начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;
• проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;
• различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;
• отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета;
• самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);
• реализация себя в художественном творчестве;
• украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;
• соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.
экологическая культура:
• начальные знания о роли жизни в природе, её развитии;
• начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;
• знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;
• отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу;
• умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе;
• самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;
• бережное, заботливое отношение к растениям и животным;
• добровольные природоохранные действия (уборка мусора, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.);
• добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
• знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
• знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
• знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
• знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
• знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;
• отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
• понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека;
• соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;
• подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
• элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);
• знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;
• знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;
• отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеждений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности;
• отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами;
• осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);
• участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, Центра;
• умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);
• препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;
• избегание насилия, препятствование его проявлениям; недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;
• умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;
• проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;
• добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами Центра (например, празднование государственных праздников);
• самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам;
• уважение в действии к результатам труда других людей;
• стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;
• умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;
• стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;
• проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);
• соблюдение порядка на рабочем месте.
Развитие индивидуального творческого, спортивного потенциалов обучающихся Центра осуществляется за счет реализации программ курсов внеурочной деятельности по направлениям, кружков дополнительного образования, а также в рамках взаимодействия с организациями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта города и области.
Для того, что бы каждый обучающийся Центра в будущем состоялся и был на своём месте, необходимо «встроить растущего человека в общее для всех жизненное пространство, то есть ввести ребенка в мир взрослого общества, научить жить, как все живут, по общим законам, то есть социализировать его».
В Центре ведется большая работа по социализации воспитанников, целью которой является: приобретение нового социального опыта, повышение социальной компетенции обучающихся как условие формирования важнейших навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.
Для расширения социально-активной среды обучающихся Центр активно взаимодействует в социокультурном пространстве города и области.
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
8. Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
Основой для современной организации внеурочной деятельности с обучающимися с умственной отсталостью является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребенка, где важным фактором воспитания является освоение воспитанниками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию).
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников с ограниченными возможностями здоровья должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал.
Главная задача классного руководителя (воспитателя) - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы обучающиеся и воспитанники Центра добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
Для решения этой задачи в план воспитательной работы Центра, каждого классного руководителя и воспитателя включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники и т.п.
Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских способствует развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья - школа».
Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в Центре созданы необходимые условия. Вся система работы по данному направлению призвана предоставить возможность:
• свободного выбора обучающимися программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
• помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;
• стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
• быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности.
В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:
• на регуляции социального поведения обучающихся;
• привитие воспитанникам аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;
• сохранение положительного отношения к Центру и учению;
• воспитание здорового образа жизни;
• интегрирование усилий учителя, воспитателя и родителей;
• привлечение обучающихся к творческим и спортивным конкурсам вне образовательного учреждения.

8.1. Цели, задачи внеурочного планирования
Цели внеурочного планирования:
• развитие личности школьника с ограниченными возможностями здоровья, его творческих способностей;
• воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
• формирование желания и умения учиться;
• освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.
Задачи внеурочного планирования.
• формирование у обучающихся Центра умения ориентироваться в социальной среде;
• формирование положительной «Я – концепции»;
• формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать;
• развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности;
• воспитание духовно–нравственных качеств личности;
• развитие навыков рефлексивных действий.
8.2. Прогнозируемые результаты
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника специальной школы складывается из следующих компонентов:
- готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному);
- готовности к дальнейшему образованию;
- сформированности общей культуры;
- сформированности потребностей и умений творческой деятельности;
- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни;
- сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
Центром гарантируется использование воспитательного потенциала, основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся с умственной отсталостью в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование:
• гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
• социальной активности;
• представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• приобщение к системе культурных ценностей;
• трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
• экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
• эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
• организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
• навыков здорового образа жизни.
8.3. Условия реализации программы внеурочной деятельности
Для успешной реализации программы внеурочной деятельности необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности,
- кадровое обеспечение программы,
- методическое обеспечение программы,
- педагогические условия,
- материально-техническое обеспечение.
8.4. Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
- педагог - организатор;
- классные руководители;
- воспитатели ГПД;
- учитель физической культуры;
- медицинские работники Центра;
- педагоги-психологи;
- учителя-логопеды;
- библиотекарь Центра;
- работники учреждений дополнительного образования.
9. Организация занятости обучающихся Центра во внеурочное время на 2016 – 2017 учебный год:
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися Центра свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости воспитанников
в свободное от учебы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учебы время.
4. Информационная поддержка занятости в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости во внеурочное время.
6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.
Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.
На базе Центра работают:
кружки:
• «Волшебный мир красок»;
• «Мир рукоделия»;
• «Огоньки».
педагоги учреждений дополнительного образования СОГБОУ ДОД «ЦРТ ДЮ» и МБУ ДО «ЦДО» руководители кружков:
• «Сказка за сказкой»;
• «Папье-маше»;
• «В гостях у сказки»;
• «Кулинарное искусство».
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: RYBAKOVA1967 (28.11.2016) | Автор: Рыбакова Лариса Владимировна E
Просмотров: 46 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
Уважаемая Лариса Владимировна!
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и отклонена от участия во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" в связи с нарушением п. 7.1. Положения Конференции «Разработки должны быть авторскими, т.е. разработанными непосредственно индивидуальным участником Конференции или творческим коллективом».

В представленной Программе слабо раскрыта составляющая образовательной организации. Например, система отслеживания результатов внеурочной деятельности, как реализуются особые образовательные потребности детей через внеурочную деятельность. То есть не хватает конкретики, связанной с конкретным учреждением.
Приглашаем Вас принять участие в Конференции и других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из электронных рассылок «Моего университета».
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

2  
Спасибо большое Екатерина Николаевна, попробую доработать!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
С Наступающим!
Форма входа
Логин:
Пароль:
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2012
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz