ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Рабочая программа по курсу Музыка и пение для 0 и 1 классов по ФГОС
на 2016 – 2017 учебный год Программа составлена на основе: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» – под ред. И.М. Бгажноковой, М «Просвещение», 2014 г.
Программу составила учитель музыки Рыбакова Лариса Владимировна
Смоленск 2016 год Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС ОО с умственной отсталостью, обеспечивается достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных и предметных результатов освоения программы учебного предмета «Музыка» обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
Основные личностные результаты изучения предмета: • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия музыкальных произведений; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности; • воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры; • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Уровни усвоения предметных результатов по музыке и пению на конец обучения (подготовительный – 4 класс):
Минимальный уровень: Достаточный уровень: понимание роли музыки в жизни человека; овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; элементарные эстетические представления; эмоциональное осознанное восприятие музыки во время слушания музыкальных произведений; сформированность эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров; способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров; умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием; способность к элементарному выражению своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; владение элементарными певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания); умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования; умение определять некоторые виды музыки, звучание некоторых музыкальных инструментов. понимание роли музыки в жизни человека, его духовно нравственном развитии овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, в том числе на материале музыкальной культуры родного края сформированность элементарных эстетических суждений; эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе актив ной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений; наличие эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров; способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров; сформированность представлений о многофункциональности музыки; умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения; владение навыками выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; владение певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания), выразительное исполнение песен; умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
Требования к уровню подготовки Личностными результатами изучения предмета «Музыка и пение» являются следующие умения: овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты отражают: • владение элементами музыкальной культуры; • мотивацию к музыкальной деятельности; • формирование у обучающихся элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства; • развитие музыкальных способностей обучающихся.
Предметными результатами изучения курса является формирование базовых учебных действий (БУД).
Подготовительный (0) и 1 класс: Личностные БУД: • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; • самостоятельность в выполнении учебных заданий; • понимание личной ответственности за свои поступки на основе • представлений об этических нормах и правилах поведения.
Коммуникативные БУД: • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель - класс); • обращаться за помощью и принимать помощь; • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах • деятельности и быту; • доброжелательно относится, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; • участвовать в музыкальной жизни класса.
Регулятивные БУД: • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, • вставать выходить из-за парты и т. д.); • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать • предложенному плану и работать в общем темпе; • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои • действия и действия одноклассников.
Познавательные БУД: • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства • хорошо знакомых музыкальных произведений; • овладеть первичными умениями анализа музыкальных произведений; • выполнять действий творческого характера.
Содержание учебного предмета музыка для 0 х-1х классов состоит из следующих разделов: • Хоровое пение. • Игра на музыкальных инструментах. • Слушание музыки. • Музыкальная грамота.
Содержание учебного предмета Музыка по годам обучения 0 (подготовительный класс) Пение Формирование вокально-хоровых навыков. Умение соблюдать в процессе пения певческую установку: правильно сидеть и стоять при пении, не напрягая корпус. Постановка артикуляционных гласных звуков. Умение четко и кратко произносить согласные. Умение брать дыхание спокойно, без поднятия плеч. Умение петь спокойно, без выкриков. Развитие певческого диапазона РЕ1 – ЛЯ1, опевание этой зоны. Одновременное произнесение слов всем классом. Понимание дирижерских жестов: внимание, вдох, начало и окончание пения.
Слушание музыки Умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Представление о жанрах: песня, танец, марш. Ознакомление с силой звучания: тихо, громко. Ознакомление с различными темпами: медленно, быстро. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием. Определение сильной доли в такте: марш, вальс, полька. Игра простейшего ритмического аккомпанемента.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать: 1-й уровень 1) элементарные дирижерские жесты и правильно им следовать: внимание, вдох, начало пения и его окончание; 2) различные темпы: медленно, быстро; 3) звучание инструментов: фортепиано, скрипка, металлофон, бубен, маракас; 4) сильную долю в марше, польке и вальсе, отмечая ее ударными инструментами. 2-й уровень 1) элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание; 2) различные темпы: медленно, быстро; 3) инструменты: фортепиано, скрипка, бубен, маракас.
Обучающиеся должны уметь: 1-й уровень 1) правильно сидеть или стоять при пении; 2) определять силу звучания: тихо, громко; 3) петь только с мягкой атакой; 4) беречь певческий голос; 5) петь спокойно, без выкриков, ясно выговаривая слова, правильно артикулируя гласные звуки; 6) пользоваться приемами игры на детских ударных инструментах: бубен, деревянные ложки, маракас; 7) двигаться в соответствии с характером музыки.
2-й уровень 1) правильно сидеть или стоять при пении; 2) определять силу звучания: тихо, громко; 3) петь только с мягкой атакой; 4) петь спокойно, четко выговаривая слова, артикулируя гласные звуки; 5) двигаться в соответствии с характером музыки.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем программы с указанием распределения учебных часов. Содержание учебного материала программы включает несколько обобщающих тем: «Мир музыкальных звуков», «Музыка вокруг нас», «Ритм», «Мелодия», «Музыкальные краски», «Музыкальные жанры: песня, танец, марш», «Я – артист», «Музыкально-театрализованное представление». В процессе обучения происходит постепенное накопление знаний, теоретическое освоение которых укрепляют навыки практической деятельности обучающихся. Кроме того, образуются тематические арки: пройденные темы повторяются в следующих классах с усложненным материалом. Подобная структура программы позволяет сохранить принципы доступности и постепенности освоения содержания учебного материала. Урок «Я – артист» проводится в конце I, II, III и IV четвертей в форме игры «Угадай-ка» и пения полюбившихся песен и подводит итог полученных за четверть и полугодие теоретических знаний. «Музыкально-театрализованные представления» являются результатом освоения практических форм работы, применяемых на уроках музыки, и подводят итог учебной деятельности. Данный урок подготавливается и проводится в конце IV четверти.
Упражнения для развития голоса и музыкального слуха Логопедические распевки Логоритмические упражнения «Доброе утро» - муз. О. Арсеневской. «Трямди –песенка» - муз. О. Арсеневской. «В огороде заинька» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель. «Цветики» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель. «Сорока – сорока» - р.н. прибаутка. «Колыбельная» - муз. О. Боромыковой, сл. народные. «Жук» - муз. и сл. О. Боромыковой. «Рыбка» - муз. и сл. О. Боромыковой. «Гном» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой. «Мяч» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой. «Это я» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой. «Умывалочка» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.
0 класс I четверть (18 часов)
№
Наименование тем. Элементы содержания по темам Объем часов Основные виды деятельности Содержание учебного материала Музыкальный материал для пения Музыкальный материал для слушания 1 Мир музыкальных звуков. Формирование вокально-хоровых навыков. Умение соблюдать в процессе пения певческую установку: правильно сидеть и стоять при пении, не напрягая корпус. Постановка артикуляционных гласных звуков. Умение четко и кратко произносить согласные. 8 Развитие слухового внимания. Определение на слух звучания шумовых и музыкальных звуков. Знание простейших дирижерских жестов и правильное их выполнение: внимание, вдох, начало пения и его окончание. «Песенка друзей» - муз. В.Герчик, сл. Я.Акима; «Осенняя песенка» - муз. Д.Василия-Буглая, сл. А.Плещеева; «Урожайная» - муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной; «Рыбка» - муз. М.Красева, сл. М.Клоковой; «Андрей-воробей» - русская народная песня; «Ходит зайка по саду» - русская народная песня. «Медвежата» - муз. М.Красева, сл. Н.Френкель; «Марш деревянных солдатиков» - муз. П.Чайковского; «Вальс» - муз. П.Чайковского.
2 Музыка вокруг нас. Умение брать дыхание спокойно, без поднятия плеч. Умение петь спокойно, без выкриков. Развитие певческого диапазона РЕ1 – ЛЯ1, опевание этой зоны. Одновременное произнесение слов всем классом. Понимание дирижерских жестов: внимание, вдох, начало и окончание пения. 8 Развитие слухового внимания и музыкальной памяти. Знание простейших дирижерских жестов и правильное их выполнение: внимание, вдох, начало пения и его окончание.
3 Я – артист. Пение полюбившихся песен. «Угадай-ка». 2 Викторина на основе изученного музыкального материала; пение полюбившихся песен. Пение с аккомпанементом шумового оркестра. 0 класс II четверть (14 часов) 4 Ритм. Ознакомление с силой звучания: тихо, громко. Ознакомление с различными темпами: медленно, быстро. Умение брать дыхание спокойно, без поднятия плеч. Умение петь спокойно, без выкриков. Развитие певческого диапазона РЕ1 – ЛЯ1, опевание этой зоны. Одновременное произнесение слов всем классом. 6 Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. Игра в детском шумовом оркестре. «Петушок» - русская народная песня; «Ходит зайка по саду» - русская народная песня; «Колыбельная» - муз. и сл. Б.Цейтлина; «Самолет» - муз. Е.Тиличеевой, сл. Н.Найденовой; «Веселый музыкант» - муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной; «Мишка с куклой» - муз. и сл. М. Качурбиной; «Голубые санки» - муз. М.Иорданского, сл. М.Клоковой; «Наша елочка» - муз. М.Красева, сл. М.Клоковой. «Полька» - муз. П.Чайковского; «Медведь» - муз. В.Ребикова; 5 Мелодия. Правильно сидеть или стоять при пении. Определять силу звучания: тихо, громко. Петь только с мягкой атакой. Петь спокойно, четко выговаривая слова, артикулируя гласные звуки.. Развитие певческого диапазона РЕ1 – ЛЯ1, опевание этой зоны. Одновременное произнесение слов всем классом. 6 Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Формирование всех вокально-хоровых навыков. Упражнения для развития голоса и музыкального слуха. Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Я – артист. Пение полюбившихся песен. «Угадай-ка». 2 Викторина на основе изученного музыкального материала; пение полюбившихся песен. Пение с аккомпанементом шумового оркестра. 0 класс III четверть (18 часов)
6 Музыкальные краски. Узнавать звучание различных инструментов: фортепиано, скрипка, металлофон, бубен, маракас. Пользоваться приемами игры на детских ударных инструментах: бубен, деревянные ложки, маракас; двигаться в соответствии с характером музыки. 16 Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Двигательная импровизация под музыку разного характера. Исполнение попевок, написанных в разных ладах. «Зимняя песенка» - муз. М.Красева, сл. С. Вышеславцевой; «Как у наших у ворот» - русская народная песня; «Веселая дудочка» - муз. М.Красева, сл. Н.Френкель; «Сегодня мамин праздник» - муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной; «Лошадки» - муз. И.Лещинской, сл. Т.Кучинской; «Мы запели песенку» - муз. Р.Рустамова, сл. Л. Мироновой; «Веснянка» - муз. А.Филиппенко, сл Т.Волгиной. «Воробей» - муз. А.Руббах; «Клоуны» - муз. Д.Кабалевского; «Заинька» - русская народная песня, обр. Н.Римского-Корсакова; «Детская полька» - муз. М.Глинки.
Я – артист. Пение полюбившихся песен. «Угадай-ка». 2 Викторина на основе изученного музыкального материала; пение полюбившихся песен. Пение с аккомпанементом шумового оркестра. 0 класс IV четверть (14 часов) 7 Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Представление о жанрах: песня, танец, марш. Умение брать дыхание спокойно, без поднятия плеч. Умение петь спокойно, без выкриков. Развитие певческого диапазона РЕ1 – ЛЯ1, опевание этой зоны. Одновременное произнесение слов всем классом. 10 Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш. Умение выделять сильную долю в марше, польке и вальсе, отмечая ее ударными инструментами. Двигательные импровизации. «Весна» - переложение русской народной песни О.Пархоменко, сл. З.Петровой; «Охотничья шуточная» - польская народная песня, обр. М.Феркельмана; «Пение птиц» - польская народная песня, сл. Л.Глазковой; «Дождик» - муз. М.Красева, сл. Н.Френкель; «Лошадка Зорька» - муз. Т.Ломовой, сл. М.Ивенсен; «Пастушья песня» - французская народная песня. «Колыбельная» - муз. В.Моцарта»; «Кавалерийская» - муз. Д.Кабалевского; «Смелый наездник» - муз. Р.Шумана;
Я – артист. Пение полюбившихся песен. «Угадай-ка». 2 Викторина на основе изученного музыкального материала; пение полюбившихся песен. Пение с аккомпанементом шумового оркестра. 8 Музыкально-театрализованное представление. Урок – концерт. 2 Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка и пение» в подготовительном классе.
1 класс Пение Формирование всех вокально-хоровых навыков. Умение соблюдать в процессе пения установку: правильно сидеть и стоять, не напрягая корпус. Постановка артикуляционных гласных звуков как основа работы над певческой дикцией и звукообразованием (в последовательности у,о,а,и,е,э). Умение четко и коротко произносить согласные. Умение спокойно брать дыхание без поднятия плеч. Формирование у детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности и ровности) с сохранением индивидуальной красоты тембра голоса. Обучение непринужденному и льющемуся пению, умеренному по силе. Умение петь спокойно, без выкриков. Развитие диапазона РЕ 1 – СИ 1, опевание этой зоны. Работа над чистотой унисона. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. Одновременное произнесение слов всем классом. Понимание дирижерских жестов: внимание, вдох, начало и окончание пения. Пение коротких музыкальных фраз на одном дыхании.
Слушание музыки Умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Представление о жанрах: песня, танец и марш. Ознакомление с силой звучания: тихо, громко. Ознакомление с различными темпами: быстрый, медленный. Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка. Определение сильной доли такта: марш, вальс, полька. Представление о выразительных и изобразительных возможностях музыки: музыка выражает чувства человека, изображает картины природы.
Элементы музыкальной грамоты Свойства музыкального звука, сила звучания (громко, тихо). Знакомство с понятиями длительности звучания (длинные и короткие звуки).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Передача ритмического рисунка подпевок хлопками, игрой на бубне, деревянных ложках, маракасе.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Обучающиеся должны знать: 1-й уровень 1) элементарные дирижерские жесты и правильно им следовать: внимание, вдох, начало пения и его окончание; 2) различные темпы: медленно, быстро; 3) силу звучания: тихо, громко; 4) звучание инструментов: фортепиано, скрипка; 5) сильную долю в марше, польке и вальсе, отмечая ее ударными инструментами;
2-й уровень 1) элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание; 2) различные темпы: медленно, быстро; 3) силу звучания: тихо, громко; 4) звучание инструментов: фортепиано, скрипка.
Обучающиеся должны уметь: 1-й уровень 1) правильно сидеть или стоять при пении; 2) различать веселый и грустный характер музыки; 3) петь только с мягкой атакой; 4) беречь певческий голос; 5) петь спокойно, без выкриков, ясно выговаривая слова, правильно артикулируя гласные звуки; 6) пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.
2-й уровень 1) правильно сидеть или стоять при пении; 2) петь спокойно, четко выговаривая слова, артикулируя гласные звуки; 3) пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах. Упражнения для развития голоса и музыкального слуха Логопедические распевки Логоритмические упражнения
«Доброе утро» - муз. О. Арсеневской. «Трямди –песенка» - муз. О. Арсеневской. «В огороде заинька» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель. «Цветики» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель. «Зайка» - р.н.мел., обр. А. Александрова, сл. Т. Бабаджан. «Сорока –сорока» - р.н. прибаутка. «Зайка» - муз. В.Карасевой, сл. Н. Френкель. «Тучка –сердючка» - муз. и сл Л. Олифировой. «Паровоз» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель. «Колыбельная», «Снежинки», «Морские волны», «Чемоданы собираем», «Жук», «Рыбка» - муз. и сл. О.Боромыковой. «Гном», «Мяч», «Это я», «Платье», «Умывалочка», «Брюки», «Тапки», «Ботинки» - муз. и сл. Л. Гаврищевой, Н. Нищевой.
1 класс I четверть (9 часов)
№
Наименование тем Элементы содержания по темам Объем часов Основные виды деятельности Содержание учебного материала Музыкальный материал для пения Музыкальный материал для слушания 1 Мир музыкальных звуков. Формирование всех вокально-хоровых навыков. Умение соблюдать в процессе пения установку: правильно сидеть и стоять, не напрягая корпус. Постановка артикуляционных гласных звуков как основа работы над певческой дикцией и звукообразованием (в последовательности у,о,а,и,е,э). Умение четко и коротко произносить согласные. 4 Развитие слухового внимания. Определение на слух звучания инструментов: фортепиано, скрипка, бубен, барабан, деревянные ложки, треугольник, маракас. Игра на детских музыкальных шумовых инструментах. Пение коротких музыкальных фраз. «Осенняя песенка» - муз. Д. Васильева – Буглая, сл. А. Плещеева. «Все новое у нас» - муз. Г. Струве, сл. В. Викторова. «Веселый музыкант» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. «Маленький дождик» - муз. и сл. А. Ярановой. «Мы начинаем учиться» - муз. и сл. М. Васильевой. Дополнительный материал: «Песня о школе» - муз. М. Иорданского, сл. В. Семеркина. «Золотая осень» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой. «Петушок» - р.н.п. «Крокодил и чебурашка» - муз. И. Арсеева. «Мальчики пляшут» - муз. И. Арсеева. «Девочки танцуют» - муз. И. Арсеева. «Осенняя песнь» - муз. П. Чайковского. «Мишке спать пора» - муз. Ф. Надененко, сл. Т. Волгиной.
2 Музыка вокруг нас. Умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Развитие умения определять на слух тембры детских музыкальных инструментов: бубен, маракасы, погремушка, барабан, деревянные ложки, треугольник. Знакомство с понятиями длительности звучания (длинные и короткие звуки). Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка. Изучение инструментов детского оркестра. 4 Знание элементарных дирижерских жестов и правильное их выполнение: внимание, вдох, начало пения и его окончание; Знание различных темпов: медленно, быстро; Умение различать силу звучания: тихо, громко.
3 Я – артист. Пение полюбившихся песен. «Угадай-ка». 1 Викторина на основе изученного музыкального материала; пение полюбившихся песен. Пение с аккомпанементом шумового оркестра. 1 класс II четверть (7 часов) 4 Ритм. Понимание дирижерских жестов: внимание, вдох, начало и окончание пения. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. Передача ритмического рисунка подпевок хлопками, игрой на бубне, деревянных ложках, маракасе. Знакомство с темпами: быстрый, медленный. Игра на инструментах детского оркестра. 3 Знание элементарных дирижерских жестов и правильное их выполнение. Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. Игра в детском шумовом оркестре. «Дождик» - муз. и сл. О. Арсеневской. «Отличное настроение»-муз. и сл. Л. Старченко. «Когда зимы пора придет» - муз. и сл. Н. Фукаловой. «Под новый год» - муз. Т. Зарицкой, сл. Н. Шумлина. «Колыбельная» - муз. Е. Тиличеевой, сл.Н. Найденовой. Дополнительный материал: «Зайка» - р.н.п. «Зарядка» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой. «Новогодняя хороводная» - муз. А. Островского, сл. Ю. Леднева. «Солнышко», «Дождик» муз. Е. Тиличеевой. «Трубач и эхо» - муз. Д. Кабалевского. «Дедушка и внук» - муз. И. Арсеева. «Подснежник» - муз. П. Чайковского.
5 Мелодия. Умение спокойно брать дыхание без поднятия плеч. Формирование у обучающихся основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности и ровности) с сохранением индивидуальной красоты тембра голоса. Обучение непринужденному и льющемуся пению, умеренному по силе. Умение петь спокойно, без выкриков. Развитие диапазона РЕ 1 – СИ 1, опевание этой зоны. Работа над чистотой унисона. 3 Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Формирование всех вокально-хоровых навыков. Упражнения для развития голоса и музыкального слуха. Исполнение песен с плавным мелодическим движением Я – артист. Пение полюбившихся песен. «Угадай-ка». 1 Викторина на основе изученного музыкального материала; пение полюбившихся песен. Пение с аккомпанементом шумового оркестра. 1 класс III четверть (9 часов)
6 Музыкальные краски. Свойства музыкального звука. Сила звучания (тихо-громко). Контраст в музыке (весело-грустно). Восприятие и представление о выразительных и изобразительных возможностях музыки: музыка выражает чувства человека, изображает картины природы. 7 Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Двигательная импровизация под музыку разного характера. Исполнение попевок, написанных в разных ладах. «Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского. «Зимовка» - муз. Я. Дубравина, сл. М. Наринского. «В стране игрушек»-муз. В. Запольского, сл. В. Шумилина. «Веселый дождик» - муз. и сл. Е. Курячий. «Лесной оркестр» - муз. и сл. Е. Курячий. Дополнительный материал: «Веселые гуси» - укр. н.п. «Тень – тень» - р.н.п., обр. В. Калиникова. «Детский альбом» - муз. П. Чайковского (по выбору). «Солдаты маршируют» - муз. И. Арсеева. «Полет шмеля» муз. Н. Римского – Корсакова. «Длинноухие персонажи» - муз. К. Сен – Санса. «Гранада» - муз. И. Альбениса. Я – артист. Пение полюбившихся песен. «Угадай-ка». 2 Викторина на основе изученного музыкального материала; пение полюбившихся песен. Пение с аккомпанементом шумового оркестра. 1 класс IV четверть (7 часов) 7 Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Представление о жанрах: песня, танец и марш. Определение сильной доли такта: марш, вальс, полька.
5 Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш. Воспроизведение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Двигательные импровизации. «Мы рисуем голубя» - муз. О. Шугаева, сл. М. Лисича. «Солнечная песенка» - муз. Т. Бочковской, сл.Ю. Забутова. «Песенка о дружбе» муз. и сл. Н. Головыриной. «Музыканты» - нем. н. п., сл. Т. Тютюнниковой. Дополнительный материал: «На зеленой на лужайке» - муз. О. Комарницкой, сл. А. Прокофьева. «Во поле береза стояла» - р.н.п. «А я по лугу» - р.н.п. «Марш», «Арабский танец» - муз. П. Чайковского из балета «Щелкунчик». «Вальс» - муз. С. Майкапара. «Вальс» - муз. А. Гречанинова. «Солдатский марш» - муз. Р. Шумана. «Полька» - муз. М. Глинки. «Полька – Анна» муз. И. Штрауса. Я – артист. Пение полюбившихся песен. «Угадай-ка». 1 Викторина на основе изученного музыкального материала; пение полюбившихся песен. Пение с аккомпанементом шумового оркестра. 8 Музыкально-театрализованное представление. Урок – концерт. 1 Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка и пение» в 1 классе.
Календарно-тематическое планирование 0 класс
№ урока Тема урока Музыкальный материал для пения Музыкальный материал для слушания Кол-во часов Дата проведения По плану По факту I четверть (9 недель)
«Весна» - переложение русской народной песни О.Пархоменко, сл. З.Петровой; «Веснянка» - муз. А.Филиппенко, сл. Волгиной. «Кавалерийская» - муз. Д.Кабалевского. 1 52 «Весна» - переложение русской народной песни О.Пархоменко, сл. З.Петровой; «Веснянка» - муз. А.Филиппенко, сл. Волгиной. «Кавалерийская» - муз. Д.Кабалевского. 1 53 «Весна» - переложение русской народной песни О.Пархоменко, сл. З.Петровой; «Веснянка» - муз. А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной. «Кавалерийская» - муз. Д.Кабалевского. 1 54 «Весна» - переложение русской народной песни О.Пархоменко, сл. З.Петровой; «Веснянка» - муз. А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной. «Кавалерийская» - муз. Д.Кабалевского. 1 55 «Пение птиц» - польская народная песня, сл. Л.Глазковой; «Весна» - пер. русской народной песни О.Пархоменко, сл. З.Петровой. «Колыбельная» - муз. В.Моцарта»; «Кавалерийская» - муз. Д.Кабалевского. 1 56 «Пение птиц» - польская народная песня, сл. Л.Глазковой; «Весна» - пер. русской народной песни О.Пархоменко, сл. З.Петровой. «Колыбельная» - муз. В.Моцарта»; «Кавалерийская» - муз. Д.Кабалевского. 1 57 «Охотничья шуточная» - польская народная песня, обр. Феркельмана; «Пение птиц» - польская народная песня, сл. Л.Глазковой. «Колыбельная» - муз. В.Моцарта»; «Кавалерийская» - муз. Д.Кабалевского. 1 58 «Охотничья шуточная» - польская народная песня, обр. Феркельмана; «Пение птиц» - польская народная песня, сл. Л.Глазковой. «Колыбельная» - муз. В.Моцарта»; «Кавалерийская» - муз. Д.Кабалевского. 1 59 «Пастушья песня» - французская народная песня; «Дождик» - муз. М.Красева, сл. Н.Френкель. «Смелый наездник» - муз. Р.Шумана. 1 60 «Пастушья песня» - французская народная песня; «Дождик» - муз. М.Красева, сл. Н.Френкель. «Смелый наездник» - муз. Р.Шумана. 1 61 Я – артист. «Лошадка Зорька» -муз. Ломовой, сл. М. Ивенсен; «Пастушья песня» - французская народная песня; «Дождик» - муз. Красева, сл. Н.Френкель; «Охотничья шуточная» - польская народная песня, обр. Феркельмана. «Смелый наездник» - муз. Р.Шумана. 1 62 «Лошадка Зорька» -муз.Ломовой, сл. М.Ивенсен; «Пастушья песня» - французская народная песня; «Дождик» - муз. Красева, сл. Н.Френкель; «Охотничья шуточная» - польская народная песня, обр. Феркельмана. «Смелый наездник» - муз. Р.Шумана. 1 63 Музыкально-театрализованное представление. «Лошадка Зорька» - муз. Ломовой, сл. М. Ивенсен; «Пастушья песня» - французская народная песня; «Дождик» - муз. М.Красева, сл. Н.Френкель. «Смелый наездник» - муз. Р.Шумана; «Колыбельная» - муз. В.Моцарта»; «Кавалерийская» - муз. Д. Кабалевского. 1 64 «Лошадка Зорька» - муз. Ломовой, сл. М. Ивенсен; «Пастушья песня» - французская народная песня; «Дождик» - муз. М.Красева, сл. Н.Френкель. «Смелый наездник» - муз. Р.Шумана; «Колыбельная» - муз. В.Моцарта»; «Кавалерийская» - муз. Д. Кабалевского. 1
Календарно-тематическое планирование 1 класс № урока Тема урока Музыкальный материал для пения Музыкальный материал для слушания Кол-во часов Дата проведения По плану По факту I четверть (9 недель) 1. Мир музыкальных звуков. «Осенняя песенка» - муз. Д. Васильева – Буглая, сл. А. Плещеева. «Крокодил и чебурашка» - муз. И. Арсеева. 1 2. «Все новое у нас» - муз. Г. Струве, сл. В. Викторова, «Осенняя песенка» - муз. Д. Васильева – Буглая, сл. А. Плещеева. «Крокодил и чебурашка» - муз. И. Арсеева. 1 3. «Веселый музыкант» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, «Все новое у нас» - муз. Г. Струве, сл. В. Викторова. «Мальчики пляшут» - муз. И. Арсеева. 1 4. «Веселый музыкант» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, «Все новое у нас» - муз. Г. Струве, сл. В. Викторова, «Осенняя песенка» - муз. Д. Васильева – Буглая, сл. А. Плещеева. «Мальчики пляшут» - муз. И. Арсеева. 1 5. Музыка вокруг нас. «Маленький дождик» - муз. и сл. А. Ярановой. «Девочки танцуют» - муз. И. Арсеева. 1 6. «Песня о школе» - муз. М. Иорданского, сл. В. Семеркина, «Маленький дождик» - муз. и сл. А. Ярановой. «Девочки танцуют» - муз. И. Арсеева. 1 7. «Мы начинаем учиться» - муз. и сл. М. Васильевой, «Песня о школе» - муз. М. Иорданского, сл. В. Семеркина. «Осенняя песнь» - муз. П. Чайковского. 1 8. «Золотая осень» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой, «Мы начинаем учиться» - муз. и сл. М. Васильевой. «Мишке спать пора» - муз. Ф. Надененко, сл. Т. Волгиной. 1 9. Я – артист. «Петушок» - р.н.п, «Золотая осень» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой. «Мишке спать пора» - муз. Ф. Надененко, сл. Т. Волгиной, «Осенняя песнь» - муз. П. Чайковского. 1 II четверть (7 недель) 10. Ритм. «Дождик» - муз. и сл. О. Арсеневской. «Солнышко», «Дождик» муз. Е. Тиличеевой. 1 11. «Отличное настроение»-муз. и сл. Л. Старченко, «Зайка» - р.н.п. «Солнышко», «Дождик» муз. Е. Тиличеевой. 1 12. «Отличное настроение»-муз. и сл. Л. Старченко, «Зайка» - р.н.п., «Дождик» - муз. и сл. О. Арсеневской. «Солнышко», «Дождик» муз. Е. Тиличеевой. 1 13. Мелодия. «Когда зимы пора придет» - муз. и сл. Н. Фукаловой, «Отличное настроение»-муз. и сл. Л. Старченко. «Трубач и эхо» - муз. Д. Кабалевского. 1 14. «Под новый год» - муз. Т. Зарицкой, сл. Н. Шумлина, «Когда зимы пора придет» - муз. и сл. Н. Фукаловой. «Дедушка и внук» - муз. И. Арсеева. 1 15. «Колыбельная» - муз. Е. Тиличеевой, сл.Н. Найденовой, «Зарядка» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой. «Подснежник» - муз. П. Чайковского. 1 16. Я – артист. «Новогодняя хороводная» - муз. А. Островского, сл. Ю. Леднева, «Под новый год» - муз. Т. Зарицкой, сл. Н. Шумлина, «Когда зимы пора придет» - муз. и сл. Н. Фукаловой. «Подснежник» - муз. П. Чайковского. 1 III четверть (9 недель) 17. Музыкальные краски. «Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского. «Детский альбом» - муз. П. Чайковского (по выбору). 1 18. «Зимовка» - муз. Я. Дубравина, сл. М. Наринского, «Тень – тень» - р.н.п., обр. В. Калиникова. «Детский альбом» - муз. П. Чайковского (по выбору). 1 19. «Веселые гуси» - укр. н.п., «Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского. «Детский альбом» - муз. П. Чайковского (по выбору). 1 20. «В стране игрушек»-муз. В. Запольского, сл. В. Шумилина, «Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского. «Солдаты маршируют» - муз. И. Арсеева. 1 21. «В стране игрушек»-муз. В. Запольского, сл. В. Шумилина, «Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского. «Солдаты маршируют» - муз. И. Арсеева. 1 22. «Веселый дождик» - муз. и сл. Е. Курячий, «Тень – тень» - р.н.п., обр. В. Калиникова. «Полет шмеля» муз. Н. Римского – Корсакова. 1 23. «Лесной оркестр» - муз. и сл. Е. Курячий, «Тень – тень» - р.н.п., обр. В. Калиникова. «Длинноухие персонажи» - муз. К. Сен – Санса. 1 24. Я – артист. «Веселые гуси» - укр. н.п., «Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского. «Гранада» - муз. И. Альбениса. 1 25. «В стране игрушек»-муз. В. Запольского, сл. В. Шумилина, «Веселые гуси» - укр. н.п. «Длинноухие персонажи» - муз. К. Сен – Санса, «Гранада» - муз. И. Альбениса. 1 IV четверть (7 недель) 26. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. «Мы рисуем голубя» - муз. О. Шугаева, сл. М. Лисича. «Марш», «Арабский танец» - муз. П. Чайковского из балета «Щелкунчик». 1 27. «Солнечная песенка» - муз. Т. Бочковской, сл.Ю. Забутова, «Мы рисуем голубя» - муз. О. Шугаева, сл. М. Лисича. «Марш», «Арабский танец» - муз. П. Чайковского из балета «Щелкунчик». 1 28. «Солнечная песенка» - муз. Т. Бочковской, сл.Ю. Забутова, «Мы рисуем голубя» - муз. О. Шугаева, сл. М. Лисича, «На зеленой на лужайке» - муз. О. Комарницкой, сл. А. Прокофьева. «Вальс» - муз. С. Майкапара. «Вальс» - муз. А. Гречанинова. 1 29. «Песенка о дружбе» муз. и сл. Н. Головыриной, «На зеленой на лужайке» - муз. О. Комарницкой, сл. А. Прокофьева. «Солдатский марш» - муз. Р. Шумана. 1 30. «Музыканты» - нем. н. п., сл. Т. Тютюнниковой, «Во поле береза стояла» - р.н.п. «Солдатский марш» - муз. Р. Шумана. 1 31. Я – артист. «А я по лугу» - р.н.п., «Солнечная песенка» - муз. Т. Бочковской, сл.Ю. Забутова, «Мы рисуем голубя» - муз. О. Шугаева, сл. М. Лисича, «На зеленой на лужайке» - муз. О. Комарницкой, сл. А. Прокофьева. «Полька» - муз. М. Глинки. «Полька – Анна» муз. И. Штрауса. 1 32 Музыкально-театрализованное представление.
«Музыканты» - нем. н. п., сл. Т. Тютюнниковой, «Во поле береза стояла» - р.н.п. «Солдатский марш» - муз. Р. Шумана, «Вальс» - муз. А. Гречанинова, «Марш», «Арабский танец» - муз. П. Чайковского из балета «Щелкунчик».
Уважаемая Лариса Владимировна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна